13. Государственный секрет

12 апреля 1961 года совершил первый в мире космический полёт Юрий Гагарин, вскоре его достижения закрепил и развил комонавт-2 – Герман Титов, а ещё через недолгое время мы с женой отправились в отпуск – в Ленинград. Ехали в поезде, в спальном, не купейном вагоне. Подобрались какие-то молодые попутчики, а мы ведь тоже были молоды, беззаботны, веселы – и шутили, и пели, и много смеялись.
Всё это явно не нравилось серьёзному мужчине, который, лёжа на верхней полке, всё время читал какие-то серьёзные, испещрённые  формулами, книги и тетради. Он даже пробовал высказать своё неудовольствие, объяснил, что едет в Ленинград защищать диссертацию и никак не может сосредоточиться, а ему нужно кое-что почитать, повторить. Мы очень хотели войти в его положение, сбавили тон, попробовали смеяться и петь  шёпотом  - но что-то  не слишком у нас получалось. Строгий дяденька крепился-крепился, потом вдруг сунул книги и тетради под подушку, спрыгнул с полки, сел рядом с нами и… оказался милым, славным, весёлым парнем, тоже не дураком попеть, погорланить и посмеяться.    Между прочим, и о себе рассказал кое-что, намекнув на свою причастность к организации космических полётов.
В то время  космонавтика была окружена ореолом таинственности, в газетах писали о «Главном Конструкторе Космонавтики», о «Теоретике Космонавтики», каждое из этих слов начиная с большой буквы и не указывая фамилий ни того, ни другого (лишь много лет спустя стало известно, что это, соответственно, академики Королёв и Келдыш). Фамилию Гагарин мир узнал только после того, как ракета с Космонавтом-1 была выведена в космос. А  про его дублёра писали                «Космонавт-2», и лишь когда он взмыл в космос, человечеству объявили, что это Герман Титов.
Наш новый знакомый дал понять, что он с ними обоими хорошо знаком.
– А кто будет следующим, вам известно? – спросил я.
– Конечно, – улыбнулся  наш осведомлённый попутчик.
– Кто  же?
– Николаев,  – ответил  он, ни на минуту не задумавшись. Сказать  по правде, я решил, что он взял эту фамилию «с потолка».  Молодой, хвастается своим знанием государственных секретов…

Мы провели отпуск в Ленинграде, побывали на обратном пути в Москве, приехали домой, я вышел на работу… А вскоре – кажется, в августе – по радио утром объявили о новом  полёте советского космонавта. Сообщение мы слушали в кабинете Григория Николаевича Попика, в то время редактора заводской газеты.
– На борту космического корабля… - рокотал своим густым бархатным басом Юрий Левитан,  – капитан …
Тут я вспомнил предсказание  нашего соседа по вагону и быстро произнёс:
– Николаев!       
– …Николаев  Андреян Николаевич! – повторил вслед  за мною знаменитый диктор.
Надо было видеть в этот момент, что произошло с нашим Попиком!  Его круглое, с густыми кустистыми бровями и маленькой картошечкой носа между увенчанных  круглыми очками крошечных буравчиков-глазок, выразило необыкновенную растерянность и  крайнее изумление. Выражаясь по Достоевскому, это было «опрокинутое» лицо.
– Ка-как в-вы уз-знали? – наконец, выдавил он из себя. Я и сам был потрясён происшедшим. Но при виде его исполненной мистического ужаса физиономии мне стало так смешно, что я долго не мог прийти в себя от сотрясшего меня хохота. Отсмеявшись – рассказал  на минутку поверившему, кажется,  и  в бога, и в чёрта атеисту всё, что вы уже знаете.


Рецензии
Уважаемый Феликс! Этот Ваш рассказ я уже читала. Значит, о В.В. Бондаренко Вы никогда, ничего не слышали. Не полагайтесь на сообщение в и-нете от 1986 г. В передаче от 12.4.2016 "Звезда по имени Гагарин" очень вскользь и немногословно был намёк на другую причину смерти. Возможно, что и при старте. Согласитесь: пожар по собственной неосторожности или ОТСУТСТВИЕ серебристой изоляционной термозащитной фольги - это огромная разница!
Эту термозащиту нанесли затем на космический корабль Юрия Алексеевича Гагарина.

Теперь прошло более 50 лет. Возможно, гриф секретности снят или ослаблен.
Лично я считаю сейчас, что мы узнали о полёте Гагарина уже когда он приземлился, а не когда он взлетел. Он был в космосе "всего" 108 минут. Все эти 108 минут его товарищи были в страшной тревоге. Однако время было достаточно коротким, чтобы набраться терпения до БЛАГОПОЛУЧНОЙ ПОСАДКИ, и
сообщить о первом в мире успешном полете в космос уже после посадки. Я считаю это правильным.
Давайте почтим память нашего земляка - харьковчанина...Светлая память Валентину Бондаренко...

Жарикова Эмма Семёновна   15.04.2016 19:56     Заявить о нарушении
Эмма, конечно, Вы праы, и Валентин Бондаренко в любом случае достоин вечной памяти. Но в 1986 году не было Интернета, и Википедии - тоже. Эту запись о "самовозорании" я читал в нынешнем Интернете! Известно ли Вам, что многие (особенно из мира науки) вообще не доверяют Википедии.Я тоже ею пользуюсь с оглядкой.
Сообщение о полёте Гагарина я слышал, проходя по гигантскому заводскому Харьковского завода им. Малышева. Люди, следившие за его полётом, знали, насколько рискованным был этот полёт, знал об этом и сам Юрий.Как это я "ничего, никогда не слышал" о Бондаренко? Я же написал, что о нём рассказывал вот этот "осведомлённый человек", который назвал мне и моим спутникам в поезде фамилию следующего (после Г.Титова) космонавта - Николаева... Он же говорил и о Бондаренко, но за давностью я уже не помню, что именно... Еосмонавты советские и астронавты американские - доблестиные, отважные люди. Я искоренне их уважаю.

Феликс Рахлин   17.04.2016 00:39   Заявить о нарушении