Человек разумный. ПДД
Да, мы нарушаем законы, более того, похоже, даже любим нарушать. Это, видимо, доставляет нам некое неосознанное внутреннее удовлетворение от возможности выиграть еще один правовой раунд у государства.
На моей памяти так было всегда. Правда, эпицентр нарушений закона не стоял на месте: он уменьшался и увеличивался и переходил с одного правового поля на другое.
Во времена царствования усатого лучшего друга физкультурников и прочее-прочее с законом во всех его проявлениях шутить было опасно. Шутили редко. Велика была вероятность, что шутка может плохо кончиться.
Потом, когда решили всей страной выращивать кукурузу чтобы догнать и перегнать Америку, шутить стали чаще, но с оглядкой.
Сейчас шутят все, причем многие даже в особо крупных размерах. Закон в лице многочисленных правоохранительных органов грозно грозит шутникам статьями из УК, но те только смеются, как еще одной своей удачной шутке.
Но это так – лирика. А, теперь - к делу, преамбула кончилась.
Когда личный автомобиль постепенно стал у нас превращаться из роскоши в средство передвижения, большинство, да что там большинство – все счастливые автолюбители с наслаждением нарушали Правила Дорожного Движения (ПДД). Я сам в те времена автомобиль уже имел и разделял непоколебимые, как мне тогда казалось, негласные нравы и правила. Тем более, что построены они были, в целом, как ни странно, на разумных принципах. На разумных, с точки зрения нашего человека.
Например, почему я буду ехать в городе со скоростью 60 км/ч, если дорога свободна. (Москвичи мне не поверят, но тогда это было сплошь и рядом.) Или, зачем я буду притормаживать и пропускать пешеходов на пешеходном переходе, как от меня требуют ПДД (это требование, вы не поверите, в ПДД было всегда), если они сами мне дорогу уступают. Правда, в республиках – ныне странах – Прибалтики, как показывала практика (и она-таки оказалась права!) наших людей было мало. В бытность свою в столицах братских республик Литва (Вильнюс) и Латвия (Рига) я неоднократно наблюдал до глубины души поразившие меня картины, когда водители пропускали пешеходов. Понять, зачем они это делают – мы же не загнивающий Запад, все-таки! – мне было не суждено.
Особая история с ремнями безопасности. Как только их стали устанавливать на отечественные авто – а были времена, когда о них и не слыхивали - в ПДД появилась строка об обязательном пристегивании. Были исключения, но они касались, в основном, такси. Народ попробовал нововведение, не понял, зачем оно нужно – ведь на автомобилях большинство ездило, а не билось, почувствовали, что это неудобно – и бросили эту дурацкую затею. Появился даже очередной парадоксальный образчик устного народного творчества: «Не пристегивай ремень! Плохая примета!»
Тут следует дать некое отступление. За порядком на дороге всегда кто-то следил: сначала ГАИ, потом ГИБДД. И представители этих органов наказывали за нарушения. Но, ведь, наш человек – разумный, поэтому он не нарушал ПДД только тогда, когда в зоне видимости был человек с жезлом. Тут же снижалась скорость, и набрасывался на плечо ремень – тогда ремень был просто ремень, без всяких хитрых механизмов, и набросить - сбросить его было делом секунды.
Правда, дорожные правоохранители периодически предпринимали устрашающие мероприятия, выражающиеся в повышении штрафов, с одной стороны, и повышении бдительности, с другой.
Но мы не были бы Россией, если бы это продолжалось долго! Через месяц-другой все благополучно забывалось: автолюбители снова плевать хотели на ремень, а инспектора, если и штрафовали за не пристегнутое средство пассивной безопасности, то с обеих сторон это рассматривалось почти как шутка.
Я продал свой последний автомобиль в 2006 году, когда понял, что эта вещь в постоянном пользовании для меня обременительна, да и просто не нужна. Дачи, у меня, слава богу, нет. На метро внутри города добираться быстрее. А дорожный налог, ТО, техосмотр (за деньги, естественно) никто отменять не собирался. К тому же появилось такое хорошее и полезное явление, как прокат. Нужно что-то перевести - а для другого авто и не нужно – бери хоть Газель.
Не могу сказать, что с тех пор я ни разу не садился за руль – садился, конечно. И замечал изменения, которые еще больше укрепляли меня в правоте моего решения о продаже автомобиля. Самое заметное: из-за пробок время на дорогу безобразно увеличивалось, попасть куда-то вовремя стало уже проблематично.
Последние пару-тройку лет я вообще не ездил. Но тут моя дочь купила себе машину – весьма современную иномарку. И я, естественно, не мог отказать себе в удовольствии покататься на машине с кондиционером и АКПП.
Оказалось, я очень отстал от жизни! Но меня удивило не это. Меня удивило, почему наши автолюбители, пардон, автовладельцы, растеряли свой житейский разум и откуда они приобрели тупость и бесшабашность.
Так вот, поехал я, значит, кататься на современном автомобиле. Естественно, не пристегнув ремень безопасности. Но авто оказалось слишком умным и периодически напоминало мне о моей забывчивости (забывчивости - смешно, ей богу! а то у меня памяти нет!) крайне неприятным писком. Самое плохое, что отключить эту напоминалку невозможно – пришлось пристегнуться. Но это не самое страшное – я и раньше иногда пристегивался, когда на загородных трассах ехал больше 100 км/ч. Но не в городе же! Пустячок – а не приятно!
Но дальше вообще все пошло наперекосяк.
Во-первых, большинство автомобилей, как оказалось, управляется сонными или очень медленно мыслящими субъектами. Впереди свободно, но машины разгоняются неторопливо и почему-то не набирают максимума возможного, хотя палочника с радаром нигде не просматривается. Поворачивают тоже, почему-то, по-новому: не сразу, а как бы вспоминая, что здесь, оказывается, надо сделать поворот.
Во-вторых, у некоторых сонливость, как я заметил, спонтанно проходит и превращается в свою противоположность – лихорадочную бесшабашность. Чуть тащившийся в правой полосе вдруг резко набирает скорость и начинает бессистемно маневрировать по полосам, не включая мигалку и игнорируя присутствие на дороге других машин.
В-третьих, меня не покидало нехорошее чувство опытного водителя (30 лет стажа), что, управляя автомобилем, мне приходится думать не только за себя, но «и за того парня». А точнее, за всех парней и непарней, которые едут в соседних авто рядом со мной. Потому, что ведут они себя непредсказуемо, и хорошо, что у человека (у меня) есть интуиция.
Но больше всего меня поразила и, можно сказать, разозлила необходимость уступать дорогу пешеходам, переходящим дорогу! Кстати, о том, что я еду как-то не так, меня известил громкий окрик дочери, сидевшей рядом – что же я делаю?! Я ответил: ничего особенного, еду себе, как положено. Но, оказывается, не так, как положено! Оказывается, надо притормаживать перед пешеходным переходом и пропускать пешеходов! На что я разумно, как я думал, возразил, что гаишников вокруг нет – раз, да и на переходах пешеходы до сих пор вели себя благоразумно - под колеса не лезли и меня пропускали - два. Так чего же я буду корчить из себя законопослушного европейца – мы же в России! Ответ дочери меня поразил: хоть мы, может и не европейцы, но так ПОЛОЖЕНО!
В кои-то веки наш человек делал то, что ПОЛОЖЕНО!? До недавних пор он преспокойно ходил по газонам и влезал, где могло убить. Потому что, газоны от этого хуже не становились, и, как правило, не убивало. Что с ним произошло – с НАШИМ человеком? Куда делась его жизненная разумность? Почему и откуда он приобрел тупость, тугодумость и непредсказуемость в поступках? И как быстро!
«Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Я начал с этого. И этим закончу. Да, законы у нас продолжают нарушать, как и раньше. Но, если раньше, нарушая – ДУМАЛИ, то теперь… Не знаю.
Свидетельство о публикации №211080101010