Человек разумный. ПДД

Человек – существо противоречивое. А наш человек – противоречив вдвойне. Только у нас могут возникнуть парадоксальные поговорки, смысл которых никак не может дойти до непротиворечиво-прямолинейного разума иностранца. Например: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Каково, а? Вот пусть какой-нибудь немец или датчанин попробует уловить сакральный смысл сей фразы, очевидный, тем не менее, любому нашему человеку. 
Да, мы нарушаем законы, более того, похоже, даже любим нарушать. Это, видимо, доставляет нам некое неосознанное внутреннее удовлетворение от возможности выиграть еще один правовой раунд у государства.
На моей памяти так было всегда. Правда, эпицентр нарушений закона не стоял на месте: он уменьшался и увеличивался и переходил с одного правового поля на другое.
Во времена царствования усатого лучшего друга физкультурников и прочее-прочее с законом во всех его проявлениях шутить было опасно. Шутили редко. Велика была вероятность, что шутка может плохо кончиться.
Потом, когда решили всей страной выращивать кукурузу чтобы догнать и перегнать Америку, шутить стали чаще, но с оглядкой.
Сейчас шутят все, причем многие даже в особо крупных размерах. Закон в лице многочисленных правоохранительных органов грозно грозит шутникам статьями из УК, но те только смеются, как еще одной своей удачной шутке.
Но это так – лирика. А, теперь - к делу, преамбула кончилась.
Когда личный автомобиль постепенно стал у нас превращаться из роскоши в средство передвижения, большинство, да что там большинство – все счастливые автолюбители с наслаждением нарушали Правила Дорожного Движения (ПДД). Я сам в те времена автомобиль уже имел и разделял непоколебимые, как мне тогда казалось, негласные нравы и правила. Тем более, что построены они были, в целом, как ни странно, на разумных принципах. На разумных, с точки зрения нашего человека.
Например, почему я буду ехать в городе со скоростью 60 км/ч, если дорога свободна. (Москвичи мне не поверят, но тогда это было сплошь и рядом.) Или, зачем я буду притормаживать и пропускать пешеходов на пешеходном переходе, как от меня требуют ПДД (это требование, вы не поверите, в ПДД было всегда), если они сами мне дорогу уступают. Правда, в республиках – ныне странах – Прибалтики, как показывала практика (и она-таки оказалась права!) наших людей было мало. В бытность свою в столицах братских республик Литва (Вильнюс) и Латвия (Рига) я неоднократно наблюдал до глубины души поразившие меня картины, когда водители пропускали пешеходов. Понять, зачем они это делают – мы же не загнивающий Запад, все-таки! – мне было не суждено.
Особая история с ремнями безопасности. Как только их стали устанавливать на отечественные авто – а были времена, когда о них и не слыхивали - в ПДД появилась строка об обязательном пристегивании. Были исключения, но они касались, в основном, такси. Народ попробовал нововведение, не понял, зачем оно нужно – ведь на автомобилях большинство ездило, а не билось, почувствовали, что это неудобно – и бросили эту дурацкую затею. Появился даже очередной парадоксальный образчик устного народного творчества: «Не пристегивай ремень! Плохая примета!»
Тут следует дать некое отступление. За порядком на дороге всегда кто-то следил: сначала ГАИ, потом ГИБДД. И представители этих органов наказывали за нарушения. Но, ведь, наш человек – разумный, поэтому он не нарушал ПДД только тогда, когда в зоне видимости был человек с жезлом. Тут же снижалась скорость, и набрасывался на плечо ремень – тогда ремень был просто ремень, без всяких хитрых механизмов, и набросить - сбросить его было делом секунды.
Правда, дорожные правоохранители периодически предпринимали устрашающие мероприятия, выражающиеся в повышении штрафов, с одной стороны, и повышении бдительности, с другой.
Но мы не были бы Россией, если бы это продолжалось долго! Через месяц-другой все благополучно забывалось: автолюбители снова плевать хотели на ремень, а инспектора, если и штрафовали за не пристегнутое средство пассивной безопасности, то с обеих сторон это рассматривалось почти как шутка.
Я продал свой последний автомобиль в 2006 году, когда понял, что эта вещь в постоянном пользовании для меня обременительна, да и просто не нужна. Дачи, у меня, слава богу, нет. На метро внутри города добираться быстрее. А дорожный налог, ТО, техосмотр (за деньги, естественно) никто отменять не собирался. К тому же появилось такое хорошее и полезное явление, как прокат. Нужно что-то перевести - а для другого авто и не нужно – бери хоть Газель.
Не могу сказать, что с тех пор я ни разу не садился за руль – садился, конечно. И замечал изменения, которые еще больше укрепляли меня в правоте моего решения о продаже автомобиля. Самое заметное: из-за пробок время на дорогу безобразно увеличивалось, попасть куда-то вовремя стало уже проблематично.
Последние пару-тройку лет я вообще не ездил. Но тут моя дочь купила себе машину – весьма современную иномарку. И я, естественно, не мог отказать себе в удовольствии покататься на машине с кондиционером и АКПП.
Оказалось, я очень отстал от жизни! Но меня удивило не это. Меня удивило, почему наши автолюбители, пардон, автовладельцы, растеряли свой житейский разум и откуда они приобрели тупость и бесшабашность.
Так вот, поехал я, значит, кататься на современном автомобиле. Естественно, не пристегнув ремень безопасности. Но авто оказалось слишком умным и периодически напоминало мне о моей забывчивости (забывчивости - смешно, ей богу! а то у меня памяти нет!) крайне неприятным писком. Самое плохое, что отключить эту напоминалку невозможно – пришлось пристегнуться. Но это не самое страшное – я и раньше иногда пристегивался, когда на загородных трассах ехал больше 100 км/ч. Но не в городе же! Пустячок – а не приятно!
Но дальше вообще все пошло наперекосяк.
Во-первых, большинство автомобилей, как оказалось, управляется сонными или очень медленно мыслящими субъектами. Впереди свободно, но машины разгоняются неторопливо и почему-то не набирают максимума возможного, хотя палочника с радаром нигде не просматривается. Поворачивают тоже, почему-то, по-новому: не сразу, а как бы вспоминая, что здесь, оказывается, надо сделать поворот.
Во-вторых, у некоторых сонливость, как я заметил, спонтанно проходит и превращается в свою противоположность – лихорадочную бесшабашность. Чуть тащившийся в правой полосе вдруг резко набирает скорость и начинает бессистемно маневрировать по полосам, не включая мигалку и игнорируя присутствие на дороге других машин.
В-третьих, меня не покидало нехорошее чувство опытного водителя (30 лет стажа), что, управляя автомобилем, мне приходится думать не только за себя, но «и за того парня». А точнее, за всех парней и непарней, которые едут в соседних авто рядом со мной. Потому, что ведут они себя непредсказуемо, и хорошо, что у человека (у меня) есть интуиция.
Но больше всего меня поразила и, можно сказать, разозлила необходимость уступать дорогу пешеходам, переходящим дорогу! Кстати, о том, что я еду как-то не так, меня известил громкий окрик дочери, сидевшей рядом – что же я делаю?! Я ответил: ничего особенного, еду себе, как положено. Но, оказывается, не так, как положено! Оказывается, надо притормаживать перед пешеходным переходом и пропускать пешеходов! На что я разумно, как я думал, возразил, что гаишников вокруг нет – раз, да и на переходах пешеходы до сих пор вели себя благоразумно - под колеса не лезли и меня пропускали - два. Так чего же я буду корчить из себя законопослушного европейца – мы же в России! Ответ дочери меня поразил: хоть мы, может и не европейцы, но так ПОЛОЖЕНО!
В кои-то веки наш человек делал то, что ПОЛОЖЕНО!? До недавних пор он преспокойно ходил по газонам и влезал, где могло убить. Потому что, газоны от этого хуже не становились, и, как правило, не убивало. Что с ним произошло – с НАШИМ человеком? Куда делась его жизненная разумность? Почему и откуда он приобрел тупость, тугодумость и непредсказуемость в поступках? И как быстро!
«Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Я начал с этого. И этим закончу. Да, законы у нас продолжают нарушать, как и раньше. Но, если раньше, нарушая – ДУМАЛИ, то теперь… Не знаю.


Рецензии