Из Нижнего Колчурино в Архангельское. 1930-е годы

   9 Мая 2005 г.. Именно сегодня, в честь 60-летия Пoбеды в Великой Отечественной Войне (1941-45 г.г.), от которой зависело остаться ли нам живыми и продолжить каждому человеку свой род, я, Петрякова Галина Александровна, и решила написать отрывки, моменты, эпизоды из своей жизни для своих потомков: детей, внуков, и правнуков, если их будет не один, как сейчас, а побольше. И, если конечно, их будет интересовать жизнь их матери, бабушки, прабабушки, а может и прапрабабушки.
   Мысль пришла мне давно. Но начать меня подтолкнуло предложение Гули.  Из нее получился бы прекрасный историк, как и из Тамары, но суждено было выучиться ей на живописца. А история - хобби моих дочерей, в отличие от сына, который посвятил себя физическому труду (шахтер) и устроил свою семейную жизнь неплохо. Его хобби - радиолюбитель, закончилось рано, а теперь хобби всей его семьи - дачники.
   Вот такое небольшое введение. А что лишнее то описывать? Коротко и ясно. Лучше почитайте мои рассказы.
    
                Мое тяжелое начало жизни.

   Я детство свое определяю не по годам, а по случаям. Я не могу сказать, что это было в таком-то году, а это тогда-то. До самого выезда из деревни Нижнее Колчурино, Татарстан,  я смутно помню себя. Помню, как я и старшая сестра Лена забирались на подоконник и глядели в окно, а мимо проходила почтальонша, которую мы всегда ждали с письмом от мамы, которая уехала на заработки, то в Магнитогорск, то в Москву, то в Тулу. А отец наш умер от воспаления легких, когда мама еще была беременная мной, в 1929м.
   По натуре я, наверное, родилась с песней. Лена обычно молча смотрела в окно, а я, плача от тоски за мамой, на ходу сочиняла слова, тогда еще по-чувашски:"Пошта килеть, пошта килеть, сиру пур, да анне сюк..."(Почта идет, почта идет, письмо есть, а мамы нет.)Плакала, пела и засыпала голодной. Кто меня кормил, что я ела-не помню; только один раз помню, как тетя Дарья вышла на улицу с хлебом и ножом в руках и, отзрезая кусок, кричала:"Девочки, возьмите хлеб!" Мы с радостью прибегали и ели хлеб.
   Второй случай. Я напоролась босиком на стекло. Кровь брызнула. Кто-то подбежал. Я думаю, что это была тетя Агафья - Налина мама (Натальи). Она пешком -бегом несла меня в соседнее село Сихтерму, где находился медпункт. Дальше не помню.
   Третий случай. Я убежала к речке и захотела искупаться, но волной меня понесло и я чуть не утонула. Но, хилый мост около мельницы задержал меня, я ухватилась за бревно и вскарабкалась на мостик. Никого вокруг не было.
   Четвертый случай. У нас в деревне была дурочка Марья. У нее никого из родных не было. Она ночевала в банях. Так как у каждой семьи была своя баня, их на замок не закрывали, то Марья пользовалась этим и ночевала сегодня в одной, завтра в другой бане и т.д. Кто-то над ней надругался и она забеременела. Дети бегали за ней, крича:"Марья дура, Марья дура..." Она догоняла, но все разбегались. Однажды, когда она разгоняла всех, то Лена ее не дразнила, и думала, что Марья ее не тронет, и не стала убегать. Марья схватила Лену и, высоко подняв, с размаху бросила ее на землю. Наверное, это отразилось на здоровье и психике Лены. С тех пор  у нее до 18 лет был тик глазами. Она часто моргала.
   Я уверена, если бы мама была с нами, половина  бед не случилась бы с нами. Сколько раз я умирала. Вот пятый случай. Мама прислала посылку с сахаром, крупными кусками. Лена кричала:"Не берите сахар, это наш сахар!" Конечно, мы объелись этим сахаром. Я не помню, как я его ела, а как болела, помню. Я заболела золотухой, вся в болячках голова, живот и шея. До сих пор шрамы и следы есть у меня. Лечили черным хозяйственным мылом. Хорошего ничего не было. Это разве жизнь?  Горе с ребенком может случиться и при матери, но тогда мы говорим "так суждено",  а если без матери то всегда обвиняют мать, мол "бросила детей без надзора, оставила одних". Когда же мама приехала за нами, я первая без умолку тарахтела:"Ма, а куда мы поедем?" -"В Архангельское село." -"А что мы там будем делать?" -"Я буду работать, а вы пойдете в школу." -"А где мы будем жить?" -"С одной бабушкой, ее дочкой Лелей и маленькой дочкой Тамарой." Поехали...Это было в 1936-м году.
   Поехали сперва на телеге, потом на какой-то станции стали ждать паровоз. Я спрашиваю у мамы про паровоз:"Это что, такая лошадь?" "Нет,"-отвечает мама,-"это железный длинный поезд, мы сядем в него и поедем." Вдруг как загудит и из-за горки как выскочит огромное, до самого неба, с дымом и огненными глазами страшилище; я как заору от страха:"Ой-e-ей!" Мне паровоз показался настоящим страшным великаном. Я не ожидала пережить такой страх и долго от страха тряслась. Мама нас тащила на поезд и больше ничего не помню.
   Пoтом помню Чертов лес. Нас вез извозчик. Высокие деревья, темно, жутко, после появился ореховый лес. Орехи молодые, дети доставали руками, рвали. Мама сказала, что скоро уже приедем на место. A я тем временем, думая о девочке Тамаре, увидела какашки на земле и закричала:"Мама, мама, это Тамара накакала?" Мама громко рассмеялась и по-русски пересказала извозчику. Они оба расхохотались на весь лес. А я думала, вот глупые, чего же тут смешного (я же не знала, что до села еще 8 км. и девочка Тамара в такую даль какать не пойдет.)
  Действительно, у хозяйки была дочь Леля, она была умственно неразвитой, ей было лет 20, и Тома лет 6-7, оказалось и мальчик Антон, о котором мама не говорила, боялась, что мы не захотим ехать туда, где есть мальчик. Но, лучше бы было 3-4 мальчика, чем одна дурочка Леля. Антон учился в 4-м классе и усердно выполнял домашние работы. Особенно мне запомнился урок хрестоматии (чтения), там были рассказы, стихи и нравоучения. Антон так громко, на весь дом учил стишок про французскую революцию, что даже я вместе с ним выучила. Сейчас помню куплет:
"Не плачь, родная, не тоскуй,
Не плачь, не плачь, не надо,
Благослови и поцелуй,
Иду на баррикады...
Раздался гром, раздался треск
Последней канонады
И положили их вдвоем,
Вдвоем у баррикады..."
   Антон и Тома были благополучные дети. Но Лелька это изверг. Дальше вы узнаете, почему.

Заметка: Антон во взрослом возрасте стал знаменитым поэтом СССР.

Ссылка на анимированное фото Петряковой Г.А. https://ok.ru/video/3023915387411
   


Рецензии
Спасибо. Ждём продолжения.

Натали Буш   21.03.2019 12:25     Заявить о нарушении
Если вы пойдете на самые задние страницы моих произведений, то там еще сотни рассказов-мемуаров моей мамы, они и есть продолжение.

Гульнара Элрод Умарбекова   22.03.2019 03:18   Заявить о нарушении