Герой нашего времени

К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше и меньше. А ведь эти люди несут в себе память о боях, о победах и поражениях. И, пока есть время, стоит обратиться к ним с просьбой поведать нам о тех страшных годах, когда спасти могло только единство. Ведь неповторима и интересна судьба тех, которые участвовали в великих событиях прошлого. Нашего внимания и участия требуют и те, кто живут сейчас – нынешние старики и старушки. Они чувствуют, что их время уходит и более всего нуждаются в подтверждении того, что память о них сохранится в сердцах детей и внуков. Поэтому стоит иногда отложить все свои занятия, сесть рядом и попросить рассказать что-нибудь о себе. Минуты внимания с нашей стороны продлят жизнь этих  ветеранов Великой Отечественной войны, а мы услышим много интересного и поучительного, важного для нашего духовного развития.
Но порой даже не знаешь, что один из таких великих людей живет где-то рядом, а когда вдруг узнаешь, появляется много вопросов, связанных с его жизнью во времена тяжкой борьбы за Родину, за семью, за мир. Для меня такими людьми являются прадедушка и прабабушка  моей подруги Крючковой Вероники, ученицы МОУ СОШ № 32 , которая живет напротив моего дома.
 То, что ее прадедушка и прабабушка, Григорий Борисович и Клара Петровна, - участники Великой Отечественной, я узнала в 2009 г., когда она представила свою исследовательскую работу, основанную на биографическом методе, на научно-практической конференции школьников «Эврика». Вероника также выступала в нашей школе со своей работой, из которой я узнала много интересного о жизни ее прадедушки с прабабушкой.
Но мне не хватало живой беседы с этими замечательными людьми. И Вероника предоставила мне такую возможность, так как она сама считает, что общение с такими людьми обогащает знаниями, вызывает желание быть похожим на них, беззаветно служить людям. 6 ноября, в доме, где живет Ника, состоялась долгожданная встреча.

- Григорий Борисович, я, как и все мои ровесники, немного знаю о Великой Отечественной войне. О событиях тех лет могу судить только по книгам, фильмам: битва под Москвой, в которой мы отстояли столицу, не дав фашистам захватить главный город страны... Курская дуга – великое танковое сражение, где наши войска остановили немцев... блокадный Ленинград – мужество и героизм мирных жителей... Севастополь, Одесса, Керчь… Поэтому хотелось бы побольше узнать о  войне. Какая атмосфера царила среди населения в эти «черные дни»?
- Ну, что же я могу тебе рассказать, доченька? Одно это слово «война» вызывает дрожь по телу. Вернувшись мысленно к тем далеким годам, я с большим волнением и сожалением буду передавать словами все то человеческое горе и страдания, которые пережили советские люди в фашисткой неволе. А еще труднее, думаю, будет понять все это тебе, как в принципе и тем, кто не попали в горнило войны, так как вы не видели весь этот ужас своими глазами, не чувствовали своей душой и телом то, что пережили в то время десятки миллионов советских людей. Война – это страшный Молох, требующий неисчислимого количества человеческих жизней и их теплой крови.
Сколько мы потеряли молодых, сильных, жизнеспособных парней? Одни гибли в жестоких боях, другие умерли в концентрационных лагерях. Многие были повешены, расстреляны, сожжены в крематориях и удушены в газовых камерах. Да разве можно всех вспомнить или сосчитать?
 Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага. Женщины и подростки стали главной си-лой на трудовом фронте. По-фронтовому трудилась молодежь и на селе. Ведь для солдат и для рабочих нужен был хлеб. Школьники помогали взрослым растить и убирать урожай. Они пропалывали  посевы, косили сено, убирали овощи. Стали создаваться женские тракторные бригады. Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым - отдать жизнь за Родину. Они не падали духом, хотя им было очень сложно как физически, так и морально.
Говорить можно бесконечно о том, сколько война принесла бедствий и страданий, но она также явила выдающиеся примеры мужества и героизма русского народа, а это очень важно. Россию считали страной - освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма.
- Я с вами полностью согласна! Григорий Борисович, а как вы встретили день начала войны? Через какие испытания и мучения вам пришлось пройти?
-День начала войны я встретил в Одессе под воем бомб и их оглушительными разрывами, потому что наступил день, которому суждено было сохраниться в памяти народной, - воскресенье, 22 июня 1941 года.
21 июня я успешно сдал последний госэкзамен в Одесском мединституте, а 22 июня должен был состояться выпускной вечер с вручением дипломов. Но в этот же день фашистская Германия напала на нашу страну...
Враг в один и тот же час нарушил границу от Баренцева моря до Черного. На Одессу посыпались бомбы, похоронившие  как мои все планы и мечты, так и моих товарищей. Днем мы собрались в институте. Не было праздничного бала, не было вручения дипломов, было одно слово – война. Нам выдали справки об окончании медицинского института, и всех парней сразу направили в действующую армию военными врачами, спасать и лечить раненых, а не больных в городах и селах.
После принятия военной присяги и получения звания военного врача третьего ранга я был отправлен в действующую армию в качестве старшего врача 50-го отдельного батальона связи 51-й Перекопской стрелковой дивизии, которая входила в состав девятой армии. Войска этой армии защищали Одессу с юга.
 На фронте я приобрел опыт по оказанию медицинской помощи на поле боя, в медсанбатах и госпиталях. Там же случился один эпизод, который мне пришлось пережить в начале войны.
Произошло это на окраине населенного пункта (кажется, он назывался Аудиополь), где расположился медицинский пункт, старшим врачом которого был я. Все время с передовой поступали раненые, которым мы оказывали медицинскую помощь и содействие в эвакуации в тыл. А рядом, по дороге, шли солдаты, ехали машины с грузом: наша армия отступала к Одессе. В один из дней за ранеными машины не пришли. На медицинском пункте находилось до 30 раненых солдат и офицеров. Наши части отходили,  а на окраине поселка уже появились первые немецкие солдаты!
Что делать? Как спасти раненых от неминуемой гибели? И тогда один из раненых дал мне совет; и все, кто еще в состоянии был ходить, вместе со мной с оружием в руках стали перекрывать машинам дорогу, пока не возьмут раненых. Никто из водителей не отказался помочь. Раненые были спасены!
Этот трагический, но удачно закончившийся для раненых эпизод в начале войны обогатил мой жизненный опыт, духовно подготовил к суровым испытаниям, научил принимать мгновенные, волевые решения, явился примером взаимовыручки советских солдат.
Защищали мы раненых и от нападения вражеских солдат. Для этого я сам овладел всеми видами стрелкового оружия.
Это умение стрелять пригодилось в октябре 41-го в Донбассе, в районе железнодорожной станции Еленовка, где немецкий танковый десант прорвал линию обороны и устремился вглубь. На его пути оказалась медсанчасть, где я был старшим врачом. Все, кто еще мог держать оружие, заняли боевые позиции. Разумеется, не остались в стороне и работники медсанчасти. Рядом с нами строчил по немецким танкам и автоматчикам ручной пулемет и вдруг замолк. Я подполз: один боец был убит, а второй тяжело ранен в плечо. В ложбинке перевязал его с помощью подоспевшего санитара, а сам лег за пулемет и стрелял из него до тех пор, пока сам не был тяжело ранен осколком в грудь... Однополчане посчитали меня убитым. На адрес моей мамы пришла похоронка...
Так бы истек кровью на поле боя, но меня заметили солдаты танковой бригады, которые доставили меня в госпиталь.
В Саратовском военном госпитале № 3934 я перенес тяжелую операцию и после относительного выздоровления, отказавшись от инвалидности и работы в госпитале, я был снова отправлен в действующую армию в качестве старшего врача 339-го гаубичного артиллерийского полка РГК 6-й армии Юго-Западного флота.
Впереди были еще годы войны, снова тяжелое  ранение - в живот под Харьковом, 25 мая 1942 года. Но эти первые уроки военного врача и боевое крещение в Донбассе остались в моей памяти на всю жизнь...
- Григорий Борисович, как мне известно, после очередного лечения вы были направлены служить врачом- хирургом ординатора в СЭГ № 5777 Первого украинского флота, развернутого в городе Киеве. Скажите, пожалуйста, как дальше развивалась ваша деятельность в области медицины?
- В этом сортировочном эвакогоспитале я уже не наблюдал, а сам лечил раненых растворами хлорамина, риваноля, перекисью водорода и марганца, а также белым стрептоцидом и сульфидином. Очень хорошо помогала быстрейшему заживлению ран мазь (бальзам) Вишневского, которую готовили в аптеке фармацевты на касторовом масле с добавлением ксероформа и дегтя.
Также я искал новые методы лечения ран. И принял участие в разработке лечения так называемых рваных ран методом наложения вторичных швов. Мы делали невероятные вещи при том развитии медицины и фармации, когда у нас еще не было ни одного антибиотика! Сколько бы жизней можно было спасти в годы войны от «газовой гангрены», если бы были антибиотики!
В 1944 году я предложил организовать курсы медицинских сестер общества Красного Креста. Командование согласилось, и на базе госпиталя были организованы краткосрочные курсы, слушателями которых были девушки, завершавшие лечение в госпитале. Это был первый и единственный опыт подготовки  медсестер общества Красного Креста для нужд госпиталей во фронтовых условиях. За эту работу я был награжден грамотой ЦК Красного Креста.
-Григорий Борисович, восьмого мая 1945 года вам исполнилось 26 лет, а на следующий день настал конец войне. Как вы отметили эти события?
- Отметить мой день рождения собрались все сотрудники госпиталя. Далеко за полночь (это уже наступило утро 9-го мая) всем сообщили о капитуляции фашисткой Германии. Конец войне! Первый день Победы! И он совпал с днем моего рождения!!! Это запомнили тогда все пациенты и сотрудники и присылали потом ко Дню Победы до ста поздравительных открыток.
- Просто удивительные совпадения! А что произошло в вашей жизни после окончания войны?
- После окончания войны я женился на девушке-медсестре, которая выхаживала меня после ранения, полученного под городом Харьковом. Еще в 1943 году между нами завязались дружеские отношения, перешедшие в чистую и светлую любовь. С тех пор вот уже 66 лет мы неразлучны.
Также я долгое время собирал исторический и медицинский материал о природных источниках Кубани. Выпустил ряд книг о целебных свойствах вод Кубани. Принял большое участие в восстановлении и благоустройстве курорта города Горячий Ключ. Сейчас я являюсь членом Краснодарского городского Совета ветеранов.
- Григорий Борисович, чем больше я узнаю о вас, тем больше я вами восхищаюсь! Вы через столько испытаний прошли и столько достигли, что уму непостижимо, как такое может быть! Расскажите, пожалуйста, как вам удалось с таким мужеством пройти сквозь горнило этой войны, как удалось вам выжить и победить, и какими раздумьями вы были проникнуты в те трудные минуты?
- Я каждый раз находил в себе силы и, несмотря ни на что, до конца оставался человеком. Хотя, знаешь, смерть не раз смотрела мне в глаза в самых различных обстоятельствах и обличиях. Как ни тяжела была война, как ни страшны были потери, самым большим уроном было – уныние, отчаяние, безверие. Но во мне были то терпение, та уверенность, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным, которые присущи русскому народу! Несмотря на то что смерть тушила все краски жизни, подло обкрадывала нас, я смог по-человечески противостоять инстинктивному страху смерти. Эта война, которая принесла страх, горе, кровь, слезы, также является и большим испытанием для меня.
В те трудные минуты я был проникнут раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Конечно же, я хотел еще учиться, влюбляться, жить спокойной жизнью... Но все же я пошел на защиту своей Родины! Я сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру. Я думаю, что страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества.
- Из ваших слов я делаю выводы, что все ваши подвиги сделаны прежде всего из любви к Родине. Неправда ли?
-Безусловно! Причем эта любовь  была выстрадана мною, она содержала в себе боль за свою страну, боль за человека. Это чувство родины несло во мне деятельное начало, стремление к благородной цели – достижению счастья и свободы для своей страны. Оно было многогранным, богатым, пламенным. Доченька, ведь можно ли чувствовать себя свободным, если человеческое достоинство народа унижается врагом, если любое свободомыслие сурово карается? А человек, как существо мыслящее, обязан бороться за свою свободу. И я боролся, вдохновляя своим мужеством надежду, отвагу мощную в сердца людей, давал им силы для дальнейшей борьбы. И моя  мечта была не о наградах – это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. Ведь как радостно увидеть родную землю, глотнуть ее воздух. Служил я честно, без корысти. Я защищал Отечество, родных и близких, несмотря на то, что жестоко фашисты относились к нам, к русским людям. Но любовь к родине, верность присяге, огромный патриотизм, воспитанный у людей моего поколения, были той силой, которую не могли одолеть фашисты. Я счастлив тем, что в эту Победу внес и свою долю. И я  уверен, что любовь к Родине в моем сердце навеки!
- Григорий Борисович, а о чем сейчас вам напоминает война?
 - Сейчас война напоминает мне о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности, хотя в памяти иногда всплывают самые страшные горестные воспоминания.
-После того как война закончилась, что вы можете сказать о ней?  Что означала она  для советского народа, для вас, да и для тех, кто пережил оккупацию и фашистскую неволю?
- ...Великая Отечественная война – величайшая трагедия в истории нашей страны. Тяжести и кровопролитие этой войны оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Считаю, что это были самые черные дни в истории Советского государства, в моей жизни, да и в жизни всех тех людей, которые пережили ту самую оккупацию и фашистскую неволю, потому что все они пронесли эту тяжелую чашу горя и страданий через всю свою жизнь и никто из них никогда не сможет полностью забыть пережитое.
Эти воспоминания и мне не согревают душу в преклонные годы, а жгут и жгут ее до боли.
- Григорий Борисович, может , в заключение нашей беседы вы хотите что-нибудь  сказать  нам,  молодежи?
- Конечно! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали о тех, кто ковал эту победу. И если вы, молодежь, будете знать и помнить после нас о тех далеких уже, но страшных годах войны ХХ века, то жить нам, думаю, будет легче, и мыслить мы станем по-другому.
 Я хочу обратиться ко всем молодым словами поэта Вадима Шефнера, призывающего людей к человеческой памяти:
                Не танцуйте сегодня, не пойте.
                В предвечерний задумчивый час,
                Молчаливо у окон постойте,
                Вспомяните погибших за нас.
- Прекрасные слова! Спасибо большое вам, Григорий Борисович, за все то, что вы сделали для нас! Низкий вам поклон!
- Мариам, я хотел бы подарить тебе книгу, разработанную нами, членами Краснодарского городского  комитета ветеранов войны и военной службы, посвященную 60-летию со дня освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков и памяти погибших на Кубани в годы Великой Отечественной войны, под названием «Забвению не подлежит». И накануне уже 65-летия Великой Победы, я хотел бы зачитать отрывок из стихотворения поэта-фронтовика Эдуарда Асадова «Запоминайте нас, пока мы есть», который хорошо сказал о нашем поколении.
                Запоминайте нас, пока мы есть,
                Ведь мы еще на многое сгодимся.
                Никто не знает, сколько мы продлимся,
                А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь.

                Кто мы такие? В юности – солдаты,
                Потом трудяги, скромно говоря.
                И многие торжественные даты
                Вписали мы в листки календаря.

                Мы победили дьявольское пламя
                И вознесли над пеплом города.
                Видать, нам вечно быть фронтовиками
                И в дни войны, и в мирные года...

                ...А чтобы жить вам светлою судьбою
                И взмыть под звезды выше во сто раз –
                Возьмите все хорошее от нас,
                А минусы мы унесем с собою.

                Мы вечно с вами толковать бы рады,
                Но всех ветра когда-то унесут.
                Запоминайте ж нас, пока мы тут,
                Тогда архивов и листать не надо.

-Григорий Борисович, еще раз я выражаю вам слова благодарности! Вы- великий человек. Я уверена, что эта встреча в моей памяти останется надолго! Долгих лет вам жизни!
Обобщая всю полученную информацию от Григория Борисовича, я очередной раз убеждаюсь, что он великий человек! Ведь благодаря его труду военного врача в строй были возвращены 72,3% раненых!
О жизни и деятельности Г. Б. Лебеденко и К. П. Лебеденко можно написать целую книгу, создать документальный фильм – молодежь должна знать судьбу своего народа, уважать старшее поколение.  И подвиг таких людей, одержавших победу в Великой Отечественной войне и отстоявших свободу и независимость Родины, внёс большой вклад в победу над фашистской Германией. При этом они боролись не только за свои жизни, но и за продолжение жизни своей страны, за ее независимость и свободу. Поэтому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который они передают  нам, а мы передадим нашим потомкам.



Арутюнян Мариам


Рецензии