Сан Саныч...

    рассказ тридцать первый...


Все мы в своей жизни учились в университетах
и имели дело со шпаргалками, что касается
меня, так я их за десятилетия учёбы "изготовила"
превеликое множество.
Говорят, чем больше пишешь шпаргалок,
перелопачивая  массу литературы, тем лучше
запоминаешь материал. Так оно и есть!
По жизни - аккуратистка и отличница, и конспектами,
шпаргалками, курсовыми, написанными моей рукой,
обычно пользовался весь наш курс, писала быстро и
много, даже заканчивала в своё время курсы скорописи
Сама же ни одного раза не воспользовалась:
то ли не умела(на воре и шапка горит),
то ли боялась, но так или  иначе, знала всё,
что там было написано, ведь пока пишешь,
зрительно запоминаешь и всё откладываешь в мозгу
по полочкам.
История, которую хочу вам поведать относится
ко времени моего третьего высшего образования, когда
я уже была зрелой и поднаторевшей в этом деле студенткой
Это был историко-филологический факультет АГУ
зимняя сессия, кажется второй курс.
Всё шло, как "по маслу". Сдали: историю права,
английский, зарубежку и оставался один единственный
экзамен: История Древнего Мира.
Вот тут-то и начинается самое главное.
Древний Мир преподавал нам умнейший и мудрейший профессор:
Александр Александрович Курбатов, которого все боялись, как огня.
Это был  - небольшого роста, интереснейший, импозантный
мужчина, средних  лет, с высоким лбом, красивыми,
грустными глазами, бородкой клинышком на упрямом
подбородке и методичным, штудирующим голосом.
Всех своих студентов он помнил по имени, некоторых
даже называл по имени отчеству, но мягко стелил, жестко
было спать.
Считалось, если сдашь Древний Мир, первую и вторую часть,
можно жениться(замуж выходить). Но всё дело в том, что
сдать с первого раза было совершенно невозможно.
Как бы ты не был подготовлен, никогда Сан Саныч
не поставит тебе высший балл, ибо...(на "отл" знает
только Бог, а на "хор" он сам) 
Мало того, многие сдавали по пять-шесть раз, чтоб получить
этот несчастный "уд", хвосты тянулись с первого курса.
и так и не сдав, хорошие ребята бросали университет, наша сокурсница
Ирина Токарева например ушла из-за двух хвостов по Древнему Миру
с третьего курса, а Таня Гришакова даже с четвертого, вот.
Договорится с ним не представлялось возможным.
Взяток он категорически не брал, ни в каком виде.
Уж если на кого взъестся  - "пиши пропало",
шансы равны нулю. Сан Саныч как будто выискивал свою жертву
и медленно-методично, её убивал.
Что там говорить я боялась его панически.
Написала огромное количество "шпор" и так
всё вызубрила, что кажется разбуди среди ночи, я вспомню,
где и что в них написано, так называемая зрительная память.
Утром долго думала, где и как разместить шпоры.
день был очень холодный, как-никак январь месяц
надела высокие сапожки, и всё это "добро" спрятала
внутрь, за голенища. Конечно понимала, что скорее всего
никогда не воспользуюсь, но осознание того, что "всё"
при мне - грело душу!
Предполагалось, что зайду в первой пятерке,
там шли все "сильные", потом уже остальным
будут переданы шпаргалки и указания, как и что...
Мы зашли взяли билеты и сели готовиться.
Сан Саныч встал позади, как каменный столб.
Чувствовала его глаза на моей спине. Первый вопрос
у меня касался индийской мифологии и я его более
или менее знала, а вот второй вопрос:
Походы царя Кира и государство Лидия пятый
век до н э. это... то, что у меня лежало в
левом сапоге.
Я настроилась, сосредоточилась, чтобы зрительно
вспомнить, что же там, касаемо Лидии и Кира.
Прошло минуты три. Все сидят не шелохнувшись.
Тишина гробовая. Я вообще: с прямой спиной
и горящими глазами, боясь даже дышать, прямо
за мной профессор. Вдруг раздается его голос:
Наташа, что там за вопросы у Вас в билете, ну-ка, прочитайте.
Я читаю. И он ласковым таким, тихим, но категоричным голосом:
Идите и поведайте нам...  о государстве Лидия.
Но, Сан Саныч! Я же ещё не готова.
Вы же даёте на подготовку десять минут,
а прошло всего три минуты. Сан Саныч...
Идите, идите! Это всё лучше, чем стремиться
достать шпаргалки из сапога и отвечать,
по заготовкам, не умея включить ум и воображение.
Я похолодела и чуть не лишилась чувств...
До сей поры, до сегодняшнего дня,
не могу понять, как?!, каким образом?!
Он это вычислил. Я же ведь не шелохнулась
и даже намека на что-то, поползновения не было.
Боженьки. Шла к доске и земля убегала из-под ног.
Сапоги прожигали насквозь и сердце уходило далеко в каблуки.
Не помню, как и что уж отвечала,
но получила "хор" и ватная вышла в коридор.
Прошло четыре года и мы праздновали
свой выпускной бал в VIP зале
дорогого ресторана "Волга", среди
приглашенных преподавателей
были наши историки: Геннадий Иванович,
Евгения Вульфовна и конечно Сан Саныч.
Когда вечер был в самом разгаре,
он пригласил меня на танец и сказал:
Наташа, Вы мне были глубоко
симпатичны все эти годы учёбы.
Мало того, что Вы - хорошенькая девушка,
так ещё Бог Вас не обошел умом и талантами.
Я покраснела, а потом осмелилась и спросила:
Сан Саныч, дело прошлое, ну не мучайте,
скажите, как Вы догадались про сапоги?!
Он улыбнулся в свою аккуратную бородку и ответил:
Просто, такие ровные ножки не стоит
закрывать слишком высокими голенищами...


Рецензии
Ух! Прочёл и как-то даже размечтался... Вспомнились свои истории. Хотел, было, рассказать, но теперь думаю: может рассказик из этого сделать.

Владимир Сергеев 7   25.01.2023 23:50     Заявить о нарушении
сделать! непременно сделать! классно будет!

Наташа Майская 4   25.01.2023 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.