Россетти

Россетти. Автопортрет. 1847 г.

Данте Габриэль Россетти родился в мае 1828 г. в семье итальянского карбонария, эмигрировавшего в Англию по политическим мотивам после революции 1820 года. В Лондоне мистер Россетти стал профессором итальянской литературы в Королевском  колледже, а в свободное время составлял комментарии к произведениям Данте. Неудивительно, что в семействе Россетти царил культ великого итальянца. Данте Габриэль, самый талантливый из его детей, начал писать стихи уже в пять лет, а позже приобрел глубокие познания в литературе и искусстве. Образование Габриэль получил в школе при Королевском колледже. С ранних лет у него обнаружились блестящие художественные способности. По окончании школы он учился технике искусства в академии Кэрри в Блумсбэри, а в 1846 г. поступил в класс античного искусства при Королевской Академии. Но ему были противны формальные методы обучения, поэтому он вскоре оставил Академию.

В конце 40-х гг. Россетти уже был хорошо известен как поэт. К этому времени он издал блестящий перевод «Новой жизни» Данте и написал свои поэмы «Блаженная дева», «Сон моей сестры», «Портрет», «Последняя исповедь» и «Прелюдия невесты». В 1848 г. группа молодых художников, среди которых находились Хант, Россетти и Миллес, рассматривая гравюры с фресок Кампосанто в Пизе, были поражены их очаровательной непосредственностью. «Каждый из нас, - вспоминал впоследствии Хант, - наперебой отмечал черту за чертой то наивное простодушие, что одушевляло и руководило  замыслами художника. Мы решили, что будем стремиться к подобной же простоте». Так возникло  Братство прерафаэлитов, провозгласившее своим идеалом творения мастеров раннего «дорафаэлевского» Ренессанса. Первоначально в него вошли Миллес, Холмен, Хант и Россетти. Вскоре вокруг них объединились другие художники и поэты: Вулнер, Коллинсон, Деверель, Броун, Скотт и Патмор. Группа стала выпускать журнал «Росток» (всего вышло четыре номера). Именно прерафаэлиты извлекли из забвения имена многих итальянских художников Раннего Возрождения, и прежде всех Боттичелли, который их особенно привлекал. Свои сюжеты они черпали из рыцарского эпоса, Библии, творений Данте и Шекспира. Прерафаэлиты так же старались проникнуться той простотой духа, которая была свойственна  раннему христианству и средним векам. Они подражали чистым несмешиваемым краскам старинных мастеров и разрабатывали свою технологию живописи, приближающую станковую картину к фреске.

К выставке 1849 г. Россетти написал свою первую композицию «Детство Девы Марии». Затем, отказавшись от религиозно-мистической темы, он обратился к романтическим сюжетам, черпая их в произведениях Данте, Китса и Мэлори. У этих писателей он нашел  мотивы к большей части своих композиций. Все его работы были проникнуты оригинальной прелестью. В 1850 г. Россетти пишет исполненное болезненного надлома «Благовещение» - одну из самых известных своих картин, где традиционный сюжет был трактован совершенно необычно (http://proza.ru/2011/08/01/239). Хрупкая, робко сжавшаяся Мария в белой ночной рубашке, покорно и подавленно внимает вести бескрылого ангела с белой лилией в руках, обрекающего эту земную девушку  на неземной подвиг. Официальная критика осыпала первые картины прерафаэлитов насмешками. Однако те вскоре нашли  сильную поддержку в лице известного искусствоведа Рёскина, ставшего так же их первым меценатом. Благодаря Рёскину круг Братства расширился. В него вступают новые художники и поэты.

В 1860 г. Россетти женился на своей модели и ученице Элизабет Сиддал, которая умерла через два года. Под влиянием этой горькой утраты Россетти пишет свою картину «Беатриче Благословенная» (http://proza.ru/2011/08/01/233).

Позже Россетти неоднократно возвращается к образу умершей жены, пишет «Смерть Беатриче», «Сон Данте». В этих и других картинах, где игра линий и произвольность красочных сочетаний оплетает фигуру подобно ветвям и листьям, он возвысил образ Элизабет, обессмертил ее чувственную и одновременно мистическую, тревожную красоту – ее глубокие, затененные глаза, тяжелые волны волос, трагический разрез губ. В 1870 г. вышел сборник стихов и поэм Россетти, посвященный Элизабет. (В день похорон, он в приступе безмерного отчаяния положил тетрадку со стихами в гроб жены; чтобы извлечь ее обратно, пришлось, несколько лет спустя, откопать и вскрыть гроб). Вокруг этих «похоронных» поэм вскоре выросли многочисленные легенды, что способствовало их успеху у публики, и позже сборник неоднократно переиздавался.

http://proza.ru/2011/08/01/236

Последние годы Россетти были омрачены болезнями. Он еще более усугубил их неумеренным употреблением алкоголя и пристрастием к хлоралу, вредоносные свойства которого были еще мало известны в то время. Умер он в апреле 1882 г. Как объединение «Прерафаэлитское Братство» просуществовало менее  десяти лет, однако толчок, которое оно дало развитию  искусства викторианской эпохи, чувствовался вплоть до начала ХХ столетия. К Россетти восходят английский символизм и декаданс. В своем совокупном творчестве художники-прерафаэлиты, и прежде других Россетти, предвосхитили многие черты позднейшего модерна.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии