Без Справедливости не бывает Искусства

Нечасто мы встречаем на своём Пути истинных единомышленников, но когда это происходит, ранее познанные смыслы становятся ещё более актуальными для нас. Достаточно приятной в моральном плане неожиданностью стала для меня публикация Ивана Василенко под названием "Вежливое орудие справедливости" (общественно-политический еженедельник "Новгород" от 07.07.2011, приложение "Третий тайм" №3;
электронная версия: Во-первых, целиком и полностью разделяю мнение Олега Терезанова по критической оценке современного состояния боевых искусств. То, что демонстрирует большинство СМИ, - это, как правило, не Искусство, а техника, прикладные методики с очень редкими, куцыми вкраплениями морального воспитания бойцов. Одними из достойных исключений послужили разве что телепередачи "Путь Дракона" (ведущий - Глеб Музруков) и циклы репортажей телеканала "Боец" (автор и ведущий программ - Николай Коровин). Последние 30 лет СМИ являются бесспорным четвёртым фактором власти (после законодательной, исполнительной и судебной), всё чаще претендующим даже на роль третьего, а посему их значение для познания и популяризации боевых искусств переоценить сложно. Прекрасно осознавая жёсткий отбор Судьбы в плане выявления истинных бойцов и даже гениев БИ (Боевых Искусств) и излишества в плане пропаганды такого вида искусств, отметим, тем не менее, что недостаточная (или недостаточно серьёзная) освещённость таковой темы в прессе и других источниках массового охвата аудитории приводит к достаточно негативным последствиям. Среди них: распространение шарлатанства, как в СССР, где научной и просто объективной информации о БИ было очень и очень мало; неправильная трактовка (или отсутствие вообще) основополагающих ценностей и смыслов боевого искусства и искусства в целом; излишняя сосредоточенность на прикладных методиках в ущерб духовному развитию личности и т.д. При этом следует заметить, что самый техничный (но всё ещё грубый) боец всегда будет уступать филигранному в своих подходах Мастеру, несмотря на любые очевидные предрассудки по поводу оценивания силы соперников.
Во-вторых, О. Терезановым совершенно верно отмечена проблема государственного финансирования данного вида искусств на фоне баснословных налоговых вычетов. Если вспомнить историю, например, отечественного бокса, то вкладывать в него деньги было делом не только сугубо спортивным, но и связанным с престижем Страны в целом. Не забывайте, что прежде всех остальных все мировые "державы" били на ринге именно русские и кубинцы. СЕРЬЁЗНАЯ государственная поддержка - не единственная, но и далеко не последняя причина этого. Создание же секций БИ на коммерческой основе ни к чему хорошему привести в принципе не может. Причины очевидны: низкие цены, месячные взносы не дадут возможности наставнику полноценно прокормиться, арендовать хорошее помещение и честно заплатить все налоги; высокие цены отпугнут многих ребят из не очень хорошо обеспеченных семей, а ведь среди них очень много искренно жаждущих новых знаний, умений и навыков, в отличие от заевшихся ленивых "мажориков"; некий же компромисс, средние цены приводят на моих глазах к тому, что, например, каратэ из занятия всей жизни трансформируется, редуцируется в область хобби как для учеников, так и для самих учителей, ибо на тренировки они способны тратить в лучшем случае по 2 часа 3-4 раза в неделю (как правило, только вечером). Всё остальное время, высвобожденное от удовлетворения физических нужд, требуется тратить на основную работу и учёбу.
В-третьих, раздача цветных поясов в разных секциях, действительно, очень и очень неоднозначна. Если в одних случаях на первые 2-3 пояса нужно попотеть 2-3 года, то в других (что интересно, более коммерциализированных!) за этот же промежуток времени неофиты "проходят" уже половину или даже более пути до легендарного "чёрного пояса". Можно, конечно, отдельно поговорить об уникумах, которые на самом деле добиваются неодиозных результатов ценой собственных искренних устремлений, труда и силы духа, но мы сейчас говорим именно о ТЕНДЕНЦИЯХ, а они неутешительны, ибо далеко не каждый достойный получает тот или иной цвет на свою поддержку для штанов. Последствия таковой "либерально-демократичной" оценки очевидны и на физическом, и на техническом, и на моральном уровнях. Зафиксировано немало случаев, когда "белые" пояса били "зелёных" или даже "коричневых", "чёрные" пояса равнодушно проходили мимо зверствующих на улицах хулиганов, а кто-то даже сам участвовал в бандитских вылазках ... Исходя из всего этого, становится несомненным, что каждый цвет пояса должен защищаться не только на татами, но и в жизни, ибо человек безнравственный по определению не достоин вообще приближаться к До-дзё. Что касается техники, то, по всей видимости, она должна проверяться на каждой последующей аттестации (то есть ранее усвоенное + новые системные элементы, а не только новое). Если же подтверждения и закрепления результатов не происходит, то логичным является снизить официальную квалификацию бойца, дабы он восполнил образовавшийся пробел впоследствии. Соответственно, присуждение поясов только за участие и победы в соревнованиях вообще представляется неправомерным, ибо формирует не серьёзную гражданскую личность, а безмозглого мордобойного субъекта в стиле идиотских американских фильмов. Кроме того, не следует забывать о том, что цвет пояса - это не фиксация чьего-то символического превосходства над кем-то другим, а искреннее настойчивое желание учиться чему-то новому ежедневно, даже у тех, кто только-только переступил порог тренировочного зала, ибо всем известно, что у профессионалов с годами глаз, что называется, замыливается, а неофит может дать иную интересную точку зрения для совершенствования.
В-четвёртых, вполне справедливо в указанной публикации, содержащей интервью тренера, замечено, что часто массовые тренировки, объединяющие тех, кто "и стар, и млад", включают в себя не столько постижение собственно боевых навыков, сколько общеспортивные "игры, забеги" и т.п. Нисколько не отрицая значимость ОФП, подчеркнём, что их обязательное включение в Программу тренировок должно происходить не в ущерб основным навыкам БИ, а сверх них. Небольшая пробежка перед занятиями для разогрева необходима, но не более того; устраивать же длительные кроссы или какие-то игры представляется правомерным разве что в дополнительные дни. Это могло бы выглядеть, например, так: ПН, СР, ПТ - основные тренировки по конкретному виду боевых искусств; ВТ, ЧТ, СБ - дополнительные занятия для комплексного физического и игрового развития.
В-пятых, желание некоторых тренеров обогатиться и прославиться за счёт побед своих учеников, действительно, не заслуживает ничего иного, кроме как порицания и - на мой взгляд - исключения из официальных федераций. Что это за боевое искусство, когда зрители на трибунах орут спортсменам (в данном контексте совсем не хочется называть их мужественным словом "бойцы") "давай-давай! мочи его!", а тренер только ухмыляется в ответ на это? Как правило, агрессия самих учителей передаётся и ученикам, только в ещё более утрированных формах, ибо люди в своём историческом развитии либо неизменно идут вперёд, либо скатываются назад, третьего Природой не дано. С другой стороны, агрессия, обособленность и гордыня некоторых тренеров - это всего лишь констатация узости их мышления, ориентированного не на поиск Истины и Справедливости посредством БИ, а на извлечение того, что представляется им выгодой. БИ как средство, а не как процесс, ведущий к Цели и Смыслу, - это уже не БИ.
В-шестых, ещё раз соглашусь с О. Терезановым - на этот раз в том, что "нет плохих видов боевых искусств, есть плохие тренеры". Насколько показал мой опыт, одни боевые системы могут быть технически более эффективными, чем другие, однако, в любом случае среди доминирующих факторов, влияющих на развитие конкретного бойца, стоят ближайшее окружение в до-дзё и личность самого наставника. Как бы грубо ни звучало это в данном контексте, но искусный мастер жизни даже из г...ной системы может спустя время сделать конфетку. Главное здесь - найти Принцип, на что недвусмысленно ориентируют нас биографии людей, которые честно получив "чёрный пояс" в одном виде БИ без особых метаморфоз мозга смогли впоследствии внедриться и в другие виды, ибо все они - ветви ОДНОГО дерева.

Не хочу делать долгих пространных выводов по данной теме, ибо все они давно уже описаны в хороших отечественных и переводных пособиях по БИ; а по поводу влияния СМИ отмечу лишь, что лучше по одному разу посмотреть "Гения дзюдо" (1965) Акиры Куросавы и "Поединок" (выдуманное название - "Обречённый на одиночество", 1975) Казухико Ямагучи, чем десятки раз пересматривать тупые боевики в стиле Ван Дамма и Джекки Чэна ...



1.08.2011


Рецензии
Все эти так называемые боевые искусства и гроша ломаного не стоят, если они не направлены на восстановление и поддержание Справедливости, на отыскание Истины (с большой буквы!). Некоторые современные системы и мастера, на самом деле, могут быть если не безупречны, то, во всяком случае, весьма искусны в исполняемой ими технике. Однако, при этом те же самые люди могут быть весьма ограниченны в своих нравственных суждениях или даже откровенно деструктивны. Я твёрдо убеждён в том, что, например, Каратэ должно быть Искусством Жизни, а не техникой смерти. Мастер и тренер - это принципиально разные биографические фигуры: первый познал цену человеческой жизни, а второй трясётся за количество набранных в секцию учеников, чтобы оправдать, как минимум, свои затраты на аренду спортзала.
По всей видимости, найти Настоящего Мастера боевых искусств в современной России не менее трудно, чем было в древнем Китае ...

Дзю Камаич   22.11.2011 09:59     Заявить о нарушении