Вкус и аромат интеллекта

Однажды, будучи в Москве, мы с подругой зашли в ресторан перекусить. Было лето, жарко, все перечисленное в меню, меня не устраивало. Подошел официант:

- Вы что-нибудь выбрали?
- Увы, нет… А вы не могли бы приготовить мне немного жареного сыра?
- Конечно. Я сейчас приглашу шефповара.

К нам подошел крашеный блондин экзотического вида. Я запомнила, что его звали Риго – полное созвучие с Ригой – городом, где я живу. Меня, человека камерного, поразила его открытость.

- Слушаю вас…
- Риго, мне бы хотелось немного жареного сыра с фруктами. Ну и,  конечно, бокал вина.

Надо признать, что нигде меня так не обслуживали. Я не просто делала заказ – я участвовала в творчестве, в его приготовлении, в дизайне. Со мной советовались, в какой посуде подать, какой выбрать сыр, чем приправить. Наименований сыров я не знала, но их знал шефповар. Чем дольше мы беседовали, тем отчетливее я осознавала, какими вкусовыми качествами должен был обладать «мой» сыр, какого он должен быть цвета и твердости, каким соусом и прочим дополнен. Незнание профессиональных терминов меня смущало и смешило, т.к. в ответ на мои вопросы Риго приходилось демонстрировать свой артистизм оратора и жестами давать мне понять, в каких формах может быть пожарен сыр, и их выбор зависит от того, что означает мое «немного».

Когда Риго ушел, я заметила, что мой организм стал активно готовиться к предстоящей трапезе, которая превращалась в некое захватывающее мое воображение действо, - как будто я уже выпила шампанского. Все чувства обострились: я заметила, что мы сидим в великолепном ресторане, где легко дышится и столики находятся друг от друга на достойном гурманов расстоянии. С другого конца зала в нашу сторону шел официант с бокалами вина. Бросив на него взгляд, я неожиданно сказала своей подруге:

- Лен, ты посмотри на него, это же не “официант”.
- Что ты имеешь в виду?
- Интеллект… Он не просто несет поднос – он думает конкретно о нас, он нам внимает, я это чувствую и становлюсь гурманом. Он 100 процентов не официант.

- Пожалуйста, дамы, ваше вино. Александр (так звали официанта) поставил бокалы, и тут я спросила у него:
- Скажите, а кем вы были в «прошлой» жизни? Вы ведь не официант…

Он сразу понял, о чем я:

- Сейчас я официант, но закончил  Баумановское. У меня трое детей – этим все сказано.

Мне этим было сказано очень много: я удивилась, что в моей душе не стала разыгрываться драма по погибшему инженерному таланту из Баумановки. Конечно, дефицит инженерных кадров – это проблема, но не проблема России и не проблема Латвии, - это мировая проблема и часть того кризиса, в котором мы оказались. Инженерный талант не пропал – он ушел в сферу обслуживания, в социальную сферу, где сейчас как раз и нужны люди с инженерными мозгами и понимающие толк в кулинарии человеческих отношений, в игре взаимосвязей, в креативе жизни. – Эти мысли подогревали мой аппетит. Ожидание жареного сыра сопровождалось нарастанием предчувствия начала чего-то важного, хоть и неопределенного. Что-то приближалось, но я не понимала, что же именно.

Риго сам принес сыр, очевидно, чтобы удостовериться, все ли правильно, все ли устраивает, все ли вкусно. Как только большая тарелка с жареным сыром, малиновым сиропом, оливками и зеленью была поставлена на стол, меня пронзила мысль:

- Эстетика! – Вот ключ, связующий нравственность и получение прибыли. – Симметрия!. Изначально я оказалась в симметричной компании, в кругу людей, знающих толк в пропорциях, интуитивно следуя этому знанию и в отношениях. Симметрию отношений не заложить в профстандарт – это продукт воспитания, культуры…

Тут же заработала моя привычка искать аналогии к словам и ассоциировать:

- А что такое «воспитание?» - Восполнение питанием… Получается, что это все та же кулинария, а кулинар – главный человек во Вселенной? А культура – это способность участвовать в кулинарном действе? Во имя чего? – Во имя исполнения идеи «жареного сыра»? Или сыр только повод, задача для игры в новую геометрию пространства? – Ведь мы все хотим одного – свободы дыхания. Не для этого ли мы и ищем поводы для создания новых пространств? … А ведь и Риго, и Александр изначально понимали, что дело не в заказе клиента, дело – в совместном строительстве – им нравилось строить…

- А почему я так в этом уверена? Что мне об этом говорит? – В этот момент я ощутила легкое напряжение и пульсацию в области груди:

- Ну да, конечно, вилочковая… тимус от слова thyme – душа … основа нашей безопасности… Это ведь она дает санкцию на действие, и она же предостерегает от него, она одобряет и поддерживает, она же выражает протест… Сейчас она меня одобрила, и я своим внутренним взором увидела розу – огромную, на весь зал… Новая геометрия сложилась.


02.08.2011. Рига.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.