Ивановка. Тула. Пудик. Сальные частушки. 1937 г

   (Мемуары моей мамы Петряковой/Умарбековой Галины Александровны)
   
А вот случай был до школы. В детском саду. Но в Ивановке никто не говорил "детсад", а просто "детплощадка". Так вот в этой детплощадке воспитательницей была Галина Александровна, как я, моя тезка. Она была лет 20-ти, красивая, играла на гитаре и пела нам песни. Однажды она пела песню про маленькую собачку по кличке Пудик. Песенка была жалобная, наводила грусть и тоску. Дети в большинстве плакали, ведь Пудику так хотелось погулять во дворе, а хозяйка:"Он маленький, его украдут или убьют, а мне надо работать, то пусть сидит себе на своем блюдечке, на второй полочке, с голоду не умрет..." Один куплетик запомнила:" Маленький Пудик на блюдце сидел, маленький Пудик в окошко глядел..." Почти 70 лет прошло с тех пор, когда я с детьми пела песню про Пудика, а умиление при виде маленькой собачки не покидало меня всю мою жизнь.
   Я в это время захотела в туалет. Так поджало в животе, невмоготу. Я бегом подальше в сад, где растут лопухи. Села. Сильный запор. Я кряхчу, тужусь и без толку. Тогда меня заело любопытство. Я нагнулась головой вниз и гляжу. А там торчит белая змея. Я испугалась, от натуги меня бросило в пот, брызнули слезы. Я сорвала лопух, схватила им змею и изо всей силы рванула. Огромная, 16 см, она извивалась и вышла из меня. Тогда я не знала, что это был селитер. Я побежала к детям, боясь, что кинутся меня искать и все увидят. Галина Александровна увидела меня плачущую. Она стала меня успокаивать, что не нужно так сильно плакать, это же песня, и был ли на самом деле этот маленький Пудик, может кто-то придумал его. Слушая ее, все, кто плакал, стали улыбаться. А Галина Александровна повторяла:"Ну, не нужно же так плакать, все лицо красное от слез." Обняла и поцеловала меня.
   И только дома я рассказала маме и Ленке. Мама обрадовалась, что теперь я буду расти, что глист высасывал из меня все, что я ела. И откуда он только взялся? Наверное, от животных. Ведь я так любила кошек, собак, телят, коров и кур...
   Хотя жизнь нельзя было назвать счастливой, но по сравнению с Нижним Колчурино это могло считаться прогрессом. В лесу мы праздновали маевку. 1-го Мая 1938 г. всей семьей в лесу, свежий воздух. Гармошка разрывается. Люди танцуют, пляшут, поют. Весело. Общая колхозная кухня. Представители из Тулы. Только и слышно "Иван Яковлевич! Иван Яковлевич"... Он (мой отчим) в почете.
   Каждое воскресенье, под вечер, вся деревня, взрослые и дети, собирались в центре Ивановки. Приходил гармонист, его окружали девицы и огромной толпой двигались через мост к лесу. На ходу девицы,  не стесняясь детей, пели нескромные частушки, вызывая хохот всей толпы:
-Сиськи по пуду, работать не буду!
Когда сиськи подрастут,
Тода замуж отдадут!
   А Тульские страдания:
-Ох, я страдала день и ночку,
 Настрадала себе дочку.
 Ох, я страдала, мать не знала,
 Сестра сволочь доказала.

   Еще много срамных частушек, так было заведено. Хохотали, никто не делал им замечаний. Чем бесстыднее, тем всем было веселее. Эти молодые, голосистые бабенки все были без ума от Ивана Яковлевича, особенно одна, которая позже и посадила его в тюрьму своей клеветой, из-за ревности к нашей маме. Не скажу, что мы жили зажиточно, для этого не надо было пить водку, но было весело, пока что, временно. Как раз за мостом был клуб, где часто выступал с докладами или лекциями наш Иван Яковлевич.
   Тогда я не понимала, что у дяди Вани есть вредная привычка. Я тогда считала, что пить водку это нормально. Все веселые, пьют, пляшут. Бывало в выходной дядя Ваня крикнет нам:"Ребята, а ну ка быстрее за яйцами!" Он давал мне и Лене деньги и шапку для яиц, чтобы мы не побили их. Мы с удовольствием шли за яйцами, зная, что за столом нам тоже перепадет. Приходили 2-3 его друга с водкой и начиналось водкопитие. Как они были рады, когда мы с Леной не отказывались пить водку. Помнится случай, когда они налили чуть ни пол стакана и я выпила. Они от радости рыготали:"Ай да Галочка, ай да молодец!" Я верила, что я молодец... ведь это говорил авторитетный отчим. Он нас звал "ребята", когда обращался к обеим, а отдельно Лена и Галя, или Галочка.


Рецензии