Памятка для тех, кто считает себя православным

                фото Тамары К http://fotki.yandex.ru/users/ztns67/

ЗАГЛЯНЕМ В ЗЕРКАЛО…
     В России большинство населения – славяне. Подавляющее большинство славян – крещены в Православии. Если хотя бы половина крещеных славян были бы православными по существу, по убеждениям, по образу жизни, то наша с вами Россия давно бы стала Святой. И Бог был бы с нами, и никто против нас. Но увы – и вчера и сегодня большинство наших крещеных сограждан глубоко равнодушны к Богу, к Его Законам, к правилам Его Церкви, к своему Вечному Будущему и вообще – к Вере, как таковой, считая ее не более чем давнишней национальной традицией… Многие из них о глубине своего равнодушия и, как следствие, о своей космической удаленности от Бога и от Его Правды даже не подозревают. Захаживая в церковь, в основном по большим праздникам, равнодушные искренне считают это достаточным проявлением своего религиозного благочестия и не испытывают никакой тревоги за конечный результат своего временного пребывания на нашей грешной Земле…

       Среди множества равнодушных встречаются «интерактивные», которые не только равнодушны, но равнодушны принципиально. Увидят батюшку, выходящего из своей машины, торжествующе тыкают пальцем – «Вот оно почему! Попы на иномарках катаются, а народ пешком ездит!»… Не будет иномарки, тогда смотрят шире – «Церквей понастроили! Не пройти!!»… Если «вширь» не убеждает, тогда зрят «вглубь» – «Да у вас в церкви Ельцин со свечкой стоял!! Нечего мне теперь там делать!!!»… Знал бы Ельцин, скольким людям он душу «облегчил», когда свечку в храме держал? Вот бы порадовался! Есть и агрессивно принципиальные, которые свое неприятие Церкви, как таковой, маскируют неприязнью к отдельным церковным личностям – от рядовых священников до Патриарха.

       Все эти причитания  исходят от тех, кто не верит в жизнь после смерти, кто озабочен только сегодняшним настоящим и, временами, завтрашним будущим. И потому про послезавтрашнюю Вечность Бытия стараются не напрягаться… Но оно неумолимо приближается – это наше будущее Время… И, однажды, очень многим станет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» И очень-очень захочется вернуться назад, в прошлое, чтобы исправить его. Эх, знать бы! Увы… «Этот тайм мы уже отыграли…» Вернуться – не получится!
 
       А впереди – неотвратимое и нелицеприятное для всех и каждого подведение итогов прожитой жизни… По слову Божьему – «в чем застану, в том судить буду». Вот тогда до нас и дойдет – все в этой жизни можно и нужно было делать вовремя… И потому прошу: не сочтите за труд прочитать. Чтобы вовремя! Чтобы, и «овцы целы и волки сыты»… Чтобы Бога не сердить! Да и самим – поуверенней смотреть в завтрашний день… А главное – чтобы в общении с Богом появилась обратная связь…
                __________________________________

    Миллионы людей молятся, ставят свечки и просят Бога, Матерь Божию и всех Его святых о чем-то своем, насущном и для них очень важном. В ответ, как правило, мертвая тишина. Но есть и другие, которые еще и просьбу свою мысленную к Богу сформулировать не успели, как уже, откуда не возьмись, тарелочка летит с голубой каёмочкой и с милостью Божьей. Ох и приятно, наверно, когда вот так! Так почему же, одним – так, а другим – эдак? Наверно потому, что многие, протягивая к Нему одну руку – «подай, Господи», другой поглаживают муркающего от удовольствия лукавого. Ох, и любит сатана наши компромиссы с Законом и совестью! Да и просим-то мы больше для своего бренного тела, а не для спасения своей бессмертной, но ой-как запачканной грехами, души.

       Бог слышит всех! Да не всех слушает… В первую очередь Он откликается на просьбы своих любимых – тех, которые любят Его Самого или подошли к тому порогу, за которым эта любовь начинается. И определяет Он нашу к Нему любовь не по количеству поставленных нами свечек, выполненных поклонов, исцелованных икон или пожертвованных денег, а в первую очередь – по знанию и исполнению нами данных Им Законов и Правил. «Кто имеет Заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин 14:21).
 
       Кто имеет… И соблюдает… Мм-м-м? Интересно, на какие же милости Божьи рассчитывает тот «православный», который не только не соблюдает, но даже не имеет Библии, где эти Законы прописаны! Или у которого она годами лежит «мертвым грузом» на полке, «изученная» в объёме титульного листа. И даже если такого «православного» когда и прижмут обстоятельства, то, вспоминая про Бога, он отнюдь не собирается что-либо менять в своей жизни… Таких много. А они все просят и просят… О чем угодно, но только не о том, что может помочь им исправить свою грешную жизнь… И никак не желают понять, что из всех наших грехов, самый ненавистный для Бога – грех нашего к Нему равнодушия!
 
       Да! Много чего мы просим у Бога… Но ведь и Он ждет движения нашего сердца к Нему. И если поймем это, если повернемся к Нему лицом, если будем стремиться жить по Его воле, а не по «щучьему велению, по своему хотению», то обязательно ощутим не только радость общения с Ним, но и Его щедрые милости. И четко поймем разницу между горечью жизни безбожной и сладостью жизни с Богом. Осмысливая то, о чем узнал, через что прошел сам, позволю себе поделиться опытом с теми из Вас, кому не безразлично свое Вечное Будущее и кто устал в этой жизни "топтать воду в ступе"...

    ***
         
       Если присмотреться к нормам и правилам христианской жизни, то можно выделить из них те, которые по значимости находятся в фундаменте еще недостроенного нами здания нашей веры и духовности:
     – всегда носить на себе знамение победы Христа над смертью – нательный крестик и терпеливо нести Крест своей судьбы;
     – иметь постоянное молитвенное общение с Богом;
     – познавать Бога, читая и изучая Библию и творения святых отцов;
     – регулярно посещать храмовые богослужения;
     – соблюдать установленные Церковью посты;
     – регулярно очищать душу покаянием на исповеди;
     – регулярно причащаться Святых Христовых Тайн.
   
       Объединив их в один ряд, мы получим перечень из 7 (семи!) пунктов, который смело можно назвать «прожиточным минимумом», соблюдение которого приводит к ощутимому результату не только в духовной жизни, но и в наших повседневных делах. А результат этот дорогого стоит! И заключается он в появлении обратной связи в общении человека с Богом. Но почувствовать эту связь, уловить сердцем ответный Божий отклик на наши молитвы, зримо ощутить Его внимание к нашим нуждам и чаяниям, станет возможным в том случае, когда соблюдение вышеперечисленных норм духовной жизни будет сопровождаться разгорающимся стремлением человека к познанию своего Творца.

                ТРУДНО, НО НЕОБХОДИМО…

1.  НОСИТЬ  КРЕСТ
       Общеизвестно, что в Римской империи в библейские времена существовала смертная казнь через распятие на кресте. При этом уничижающим приговоренного к смерти фактором, являлся обычай – он должен был сам нести на себе свой крест к месту казни. Чтобы показать нам пример самоотвержения от сладких, но губительных для нас, для нашего Будущего нарушений закона Господь изволил выбрать для Себя именно эту – самую мучительную и унизительную казнь. Унизительную, пожалуй, и потому, что человека распинали в полностью обнаженном виде… И Он же, задолго до Своего распятия, не раз учил Своих последователей: «…и кто не берет Креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24); «…и приходи, последуй за Мною, взяв Крест» (Мк 10:21).

       И когда Он освятил крест добровольным пролитием на нем Своей крови, принял смертные муки и Воскрес в третий день, Крест, через это, стал знамением Его победы над смертью и святыней для всех людей, уверовавших во Христа и в Его искупительный подвиг. С тех далеких пор христиане стали носить на себе Крест как знамение своей веры в Сына Божия, как напоминание самим себе о той страшной цене, которую заплатил Христос за наше спасение. И как оружие своей веры – Меч духовный, с помощью которого они отражали нападки и козни Духов злобы поднебесных. И, радуясь о Господе, апостол, просвещенный Духом Святым, сказал: «…не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6:14).

       Враги Бога, в компании с бесами, не выносят самого вида Креста, потому что он напоминает им о Его победе над Злом и над Смертью, о даровании Вечной Жизни всем верующим в Сына Божьего и идущим за Ним. И о незавидной участи всех, кто Богу противится… Именно про них апостол сказал: «Слово о Кресте для погибающих – юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия» (1Кор 1:18). И потому все мы, «аще кто верует и крещен», должны постоянно носить на груди освященный нательный Крест. Желательно – не снимая никогда! Ни днем, ни ночью, ни во время трудов, ни во время отдыха… А Господь, глядя на нас со своей Небесной высоты, прежде всего по нашему отношению к Кресту определяет – свой перед Ним или чужой. И скорбит – чужих что-то, уж, больно много…

       Тело без Креста – значит и душа без Бога. Значит, равнодушна она ко Христу, к Его подвигу, к Его добровольным за всех нас страданиям. И, тем самым, гоним мы Его от себя, лишаем себя Его помощи и покровительства. И потому голыми  становимся и беззащитными перед любой бедой. А с Крестом, даже обнаженные, как в бронежилете. Попробуй, тронь! Но это про тех, кто Крест носит с верой во Христа распятого и старается Законы Его соблюдать. А если кто в неверии живет и при этом кощунствует, с Крестом на груди, того Он раздавит! В лепёшку! Проверено…

       Одновременно с ношением нательного Креста надо, без нытья и ропота, нести Крест своей судьбы. У кого-то это – своя болезнь, а у кого-то – уход за больным. У одних – одиночество или бездетность, а у других – детей куча и все шалунишки. У кого-то – соседи сердитые или муж запил, а у кого-то жена – ох и зануда! Все вопросы надо решать с Богом и через Него! А не так, как у нас! Чуть что – мужа за ворота, ребенка – в детдом… Или жену – в ухо, а сам к другой… Кто-то даже в петлю норовит… А вот так – нельзя! Так проблемы не решаются! Господь никогда не позволит нести человеку Крест сверх его сил! Только многие, когда очень трудно, забывают попросить у Него помощи. И проявляют преступное малодушие, пытаясь самовольно сбросить с плеч Крест своей судьбы, не понимая того, что новый, который ляжет на плечи, окажется еще тяжелее прежнего. А нести-то его придется и «в нынешнем веке и в будущем»…
 
2.  МОЛИТЬСЯ  БОГУ.
       Надо иметь постоянное молитвенное общение с Богом. Постоянное – это не значит целыми днями стоять у икон и шептать слова молитв. Постоянное – это значит в любое время суток, занимаясь какими-либо полезными делами или отдыхая, помнить о Нем, предстоять перед Ним, иметь общение с Ним на уровне ума и сердца. Где-то о чем-то попросить, когда-то на что-то пожаловаться, в чем-то плохом раскаяться. И за все – хорошее для нас и плохое – благодарить! Это и есть непрестанная молитва к Богу, творить которую нам заповедал великий апостол Павел…

       Но, наряду с этим, необходимо каждый день своей жизни начинать и заканчивать чтением по молитвослову специального домашнего молитвенного правила, соответственно – утреннего или вечернего. В молитвах, составленных в разное время святыми подвижниками Церкви, содержатся все необходимые для нашей душевной и телесной пользы прошения. И нам остается только озвучить их перед Богом. А наградой будет радость ощущения Божьего присутствия в нашей жизни, радость от проявленной к нам милости, от Его помощи и покровительства во всех наших добрых делах и начинаниях. Потому как, «все – от Бога, и все – через молитву»…

       Но – день на день не похож. У каждого человека своя загруженность делами и заботами, своя степень усталости и свои возможности для отдыха. И не всегда получается полностью прочитать молитвенное правило, которое, зачастую, бывает перегружено взятыми на себя, во время душевного подъема и из самых благих побуждений, дополнительными обязательствами по чтению Псалтыри, канонов, акафистов или сугубых молитв. Такие обязательства нежелательно принимать самовольно, без согласования со своим духовным наставником, без его благословения. Потому что священник, кроме всего прочего, сможет определить не только степень соответствия состава и объёма молитвенного правила ожидаемому результату, но и оценить способность своих пасомых совершать нелегкий каждодневный молитвенный подвиг…

       В связи с этим уместно будет напомнить слова Господа, обращенные Им в Нагорной проповеди к своим ученикам и окружавшему Его народу, а следовательно, и ко всем последующим поколениям христиан: «…А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6:7-8).

       Большой объем молитвенного правила во многих случаях оказывается для молящихся неподъемным грузом и приводит к «цейтноту» в его исполнении. Нежданно-негаданно появляются «объективные» трудности и помехи – усталость, сонливость, заботы, проблемы, неотложные дела… Молитвенное правило вынужденно сокращается, откладывается «на потом». А потом – все повторяется… А, ведь, слово было дано! Задолженность растет, а вместе с ней печаль и досада, стыд и растерянность за невыполнение данного Богу обещания. И находит ощущение страха и обреченности перед неодолимой силой обстоятельств, переходящее в уныние. В итоге – полное оставление молитвенного общения с Богом и даже уход из Церкви в жестокий, но зато такой привычный мир… Нехороший сценарий! Бесы свою работу знают… «Нет повести печальнее на свете…»

       Хорошо, если у каждого верующего будет отработано три варианта молитвенного правила – полный, средний и короткий. Тогда он сможет воспользоваться любым из них, на выбор, с учетом конкретных обстоятельств конкретного дня.
     –  Полный вариант соответствует чтению всех утренних и вечерних молитв по полному молитвослову.
     –  Средний вариант соответствует чтению молитв из сокращенного молитвослова, изданного, также, по благословению Патриарха или Издательского отдела РПЦ. Этот вариант отличается от полного исключением из утреннего правила 6-й, 7-й и 8-й молитв, а из вечернего – 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й. Все остальные молитвы вычитываются.
     –  Короткий вариант – это правило прп. Серафима Саровского. Обычно верующие начинают его с начального возгласа и последующих за ним вступительных молитв, которые до «Отче наш». Затем трижды читается молитва «Отче наш…», трижды – «Богородице Дева, радуйся…» и один раз – «Верую…»  По желанию и при наличии времени это правило может дополняться молитвами за своих близких – живых и усопших, или иными молитвами. Желательно не злоупотреблять чтением только короткого молитвенного правила. Кто мало просит – тот мало и выпросит…

       Для всех нас будет очень полезно, если мы, обращаясь к Богу, к Божией Матери или к кому-либо из святых с молитвенной просьбой о помощи нам в конкретных нуждах, подкрепим свои прошения встречными обещаниями изменить свою жизнь, привести ее в соответствие с Божьим Законом, с правилами Церкви и христианскими нормами жизни. И, при этом, крепко помнить, что данные обещания надо выполнять!

       Любое молитвенное общение с Богом должно быть незаметным для окружающих, не на их глазах, особенно если они еще далеки от веры. Иначе – «съедят»… Это относится как к домашним молитвам, так и к любым другим молитвам вне храма. Когда же человек приходит в церковь, он оказывается в окружении единомышленников, для которых дом Божий и есть Дом Молитвы, в котором молитвенное общение с Богом осуществляется без каких-либо ограничений.
Единственное правило, которое при этом необходимо соблюдать – не мешать совершению церковного богослужения, если оно в это время происходит в храме, а самому со вниманием в нем участвовать. И стараться ни шепотом, ни какими-либо другими громкими звуками, не отвлекать от молитвы тех, кто молится рядом. Для этого в храме все наши молитвы, как правило, произносятся мысленно.

       Особо хочу подчеркнуть соучастие в молитве зажженной церковной свечи. Много раз приходилось наблюдать, как приходящие в церковь, купив одну, две или несколько свечей, растерянно бродят по храму, выбирая, где лучше их поставить. Да и ставят-то, зачастую, как-будто стесняясь чего-то – торопливо, без молитвы, не перекрестившись, не понимая смысла и значения самого этого действия. А, ведь, свеча – это не только проявление нашей благотворительности, не только одна из форм пожертвования на нужды храма и церковной общины в целом. Ни для кого не секрет, что реальная цена свечи намного ниже ее продажной стоимости. Но именно доход от продажи свечей составляет главную часть церковного бюджета.

       Свеча – это еще и молитвенный настрой нашей души. Она таинственным образом впитывает в себя произнесенную над ней молитву, аккумулирует тепло нашего сердца и через жар язычка пламени непрерывно посылает наш молитвенный призыв к тому адресату, к которому мы обращаемся. Чем толще свеча, тем дольше она будет гореть. А значит – дольше будет звучать перед Богом наша молитва… Потому опытные прихожане, собираясь в храм, уже заранее знают, сколько и какие по размеру свечи они приобретут; где и перед какими иконами они их поставят; кого и о чем они будут при этом просить…

       Обычно верующие, подойдя к иконе, осеняют себя крестным знамением и склоняют в поклоне голову. Это – своего рода приветствие изображенному на иконе первообразу. Затем зажигают свою свечу от ранее кем-то поставленной, держат ее в левой руке и налагая на себя, без поклона, крестное знамение, начинают мысленно произносить рожденные в сердце слова молитвы. Завершая ее, крестятся, кланяются и после этого ставят свечу на подсвечник. И, как сказано выше – пока свеча горит, то, даже если человек, ее поставивший, по необходимости был вынужден уйти из храма, сказанные над ней слова молитвы будут непрерывным потоком продолжать возноситься к тому, к кому он обращался в самом ее начале…

       Довольно часто на храмовых подсвечниках можно видеть притушенные, до половины сгоревшие или целые, но не зажженные свечи. Обычно их зажигают в начале богослужения, мысленно произнося при этом короткую молитву: «Помяни, Господи, рабов Твоих, свечи сии принесших, и услыши их молитвы»… Тем самым не только возобновляется движение к адресатам ранее сделанных кем-то молитвенных обращений, но и пополняется личная копилка добрых дел того, кто этой молитвой подтвердил свою любовь к ближнему…

       Бог любит, когда надеются – на Него! И когда просят – Его! Непосредственно или через святых, угодивших Ему своей праведной жизнью. Просят с верою, что для Него ничего невозможного нет. И когда за все благодарят – тоже Его! Потому что и угодники Божьи все свои дарования – помогать, исцелять, изгонять… от Него же и получили! Вера и стремление познавать Бога и его Правду меняют нашу жизнь и наполняют ее новым содержанием. Оно определяется Его словом: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). «Это все» – как раз и есть то, что необходимо человеку для нормальной полноценной жизни. То, что Он дает нам бесплатным приложением к нашему стремлению жить честно, праведно и законопослушно перед Богом, людьми и своей совестью.

3.  ЧИТАТЬ  БИБЛИЮ.
       Познавать Бога, Его Правду, Его Законы, Советы и Наставления мы можем и должны через чтение Священного Писания и духовных книг. Если этого не делать, то вся наша жизнь будет «хождением по лезвию бритвы»! Потому что незнание Закона не освобождает от ответственности за его нарушения. А, ведь, все, что написано в Библии – про нас и для нас. Там все острые углы, на которые мы можем наткнуться, обозначены. И во всех, опасных для нас местах, «соломка» постелена. Там – Мудрость! А нам ее так не хватает… Особенно в трудные, ответственные моменты жизни…

       Но Библия – книга таинственная! Она, просто так и абы кому, свои тайны не раскроет. Многие пытались ее читать. Одни – чтобы опровергнуть, другие – чтобы посмеяться, третьи – от скуки… А кто-то просто – любопытства ради. А в результате – зевота с дремотой и «томление духа». Потому что, без веры и без благословения священника. Один раз в жизни оно берется – благословение от батюшки на чтение Священного Писания и духовных книг. Но и каждый раз, перед тем как раскрыть Библию, надо прочитать молитву – или из молитвослова, или свою, из сердца – о даровании нам Богом разума познать мудрость, в Неё заложенную, и духовные силы, чтобы жить по воле Его. И твердо верить, что все, написанное в Библии, есть не человеческое мудрование, а Слово Божие – неизменное, непреложное, вечное…

       О важности знать и исполнять нравственный Закон сказал Сам Господь: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, а исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет от Закона, пока не исполнится все. И так, кто нарушит одну из заповедей сих малейших…» (Мф 5:17-19). А говорил Он это о Ветхом Завете. Новый тогда еще не был написан… Но если читать Библию по порядку, с самого начала, то может и жизни не хватить, чтобы прочитать Ее всю, до конца.

       Когда-то, на заре своей веры, прочитал в умных книгах, что лучше читать Библию «на четырех закладках». И начинать надо с Нового Завета, с Евангелия от Матфея. В нем – ключ к пониманию всей Библии. После Евангелия от Матфея приступают к чтению остальных Новозаветных книг. Обычно, за один заход, читают главу из Евангелия и главу из Деяний. Этого достаточно, чтобы прочитанное спокойно «переварить», осмыслить и «по полочкам» разложить. И так, продолжают параллельное чтение до окончания текста Евангелий и последней страницы Откровения Иоанна Богослова. Каждая, дошедшая до окончания закладка возвращается в начало, чтобы повторить пройденный путь еще и еще раз…

       Начинать знакомиться с Ветхим Заветом желательно тоже после первого прочтения Евангелия от Матфея. Первая закладка – в начале книги Бытия. Вторая  – в начале Притчей Соломоновых. Ветхозаветные чтения лучше всего чередовать по дням – в один день читать там, где первая закладка, на другой день – где вторая, не ограничивая себя в объеме прочитанного текста. Легче сосредоточиться, лучше усвоится… В таком порядке Библия читается всю жизнь. И, удивительно, что каждый раз, перечитывая уже читанное, на каждом новом витке уходящей вверх духовной спирали, горизонт раздвигается, уходит все дальше и вдруг, в тексте находится что-то новое – то, что раньше не виделось, не слышалось, не замечалось… Бог открывает нам Свои тайны постепенно, по мере нашего «созревания», по мере нашей готовности вместить…

4.  ПОСЕЩАТЬ  ХРАМ.
       Посещать храм Божий необходимо не реже, чем один раз в три недели. Более длительный перерыв, без уважительной причины, свидетельствует, прежде всего, о равнодушии человека к Богу, о пренебрежении им Его Законов, Правил Церкви и Божьего Промысла о спасении драгоценных человеческих душ. Большие перерывы в посещении храма говорят об отсутствии у человека твердой веры, о его добровольном уходе за пределы церковной ограды туда, где ему больше нравится – в сверкающий соблазнами и пороками мир. А в мире этом, по слову апостола Петра, «противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет 5:8). Такой «смельчак», по слову апостола Павла, сам себя предает отлучению (анафеме) от Церкви со всеми, вытекающими из этого для него, последствиями.

       Удивительно то, что такие – равнодушные, пренебрегающие правилами и нормами христианской жизни, самоотлучившие себя от Церкви люди, периодически, как ни в чем не бывало, заявляются в храм со своей «правдой», со своими оправданиями, принципами и взглядами на духовную жизнь. Они твердо убеждены в том, что Церковь должна «идти в ногу со временем», руководствоваться в своей деятельности общепринятыми в мире демократическими нормами, одобрять и поддерживать плюрализм мнений своих членов. Они никак не хотят понимать того, что деятельность Церкви основана на догматах, что Истина, которую Бог дал человечеству через Священное Писание, через решения Вселенских соборов и устами святых отцов Церкви – незыблема! Она актуальна и тогда, и сейчас, и во веки веков! Аминь! Потому что Правда, исходящая от Бога, Законы и Правила Его Церкви не могут меняться с течением времени. Иначе они, изначально, не будут Правдой, по определению.

       Но многие из современных «верующих» без тени смущения начинают торговаться с Богом, требуя, чтобы Церковь «прогнулась» под их убеждения и предоставила им духовные льготы и привилегии в соблюдении правил и норм христианской жизни и вообще – была благодарна за то, что они соизволили найти время для посещения храма. Они никак не желают понять, что незаметно для себя вышли на тропу войны с Истиной и что для примирения с Богом им, прежде всего, надо придти в себя и начать всё сначала! Надо делами веры – покаянием, смирением, молитвами, строгим соблюдением постов и еженедельным посещением богослужений заново войти в ритм церковной жизни, доказать Богу свое стремление исправить себя и свое твердое намерение не огорчать Его впредь. И, тем самым, и только так, вновь заслужить себе право приобщаться Высшей Святыни Церкви…

       Считается, что человек был в храме только тогда, когда он пришел без опоздания, отстоял всю службу – вечернюю или утреннюю (литургию), и ушел из храма после ее окончания. Тогда в Небесной «канцелярии» галочку поставят против нашего имени – «был»! Именно в таких посещениях храма не должно быть перерыва более трех недель…
    
       Закон гласит: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота (покой) Господу, Богу твоему» (Исх 20:9,10). У православных праздничным Днем покоя, днем отдыха, установлен завершающий день трудовой седмицы, посвященный Воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Обычно верующие, стремясь исполнить эту Заповедь, стараются приходить в храм еженедельно, чередуя свое присутствие на вечерних (в субботы) и утренних (воскресных) богослужениях. При этом они обязательно подают записки «о здравии» и «о упокоении», покупают и ставят, с молитвой, свечи, подают милостыню просящим, делают свои посильные пожертвования на нужды храма. А при наличии проблем, задают вопросы своим духовным наставникам и берут у них благословение на свои добрые дела. Для всех очень полезно, когда священники во время богослужений, на проскомидии и перед Престолом озвучивают написанные в записках имена. Тогда они «на слуху» и на Небесах. И тогда можно ожидать положительные подвижки в наших судьбах… Если, конечно, мы еще и сами стремимся изменить себя к лучшему.

       Поминальная записка это не просто бумажка с именами. Это церковный документ, который вносится во святая святых – в церковный алтарь. Во время проскомидии, для более удобного прочтения, она может быть положена священником на Жертвенник, а во время литургии прочитана в непосредственной близости от Престола. Поэтому поминальная записка не должна быть оторванным из блокнота мятым, неопрятным клочком бумаги с неровными краями. На ней аккуратно и правильно должен быть изображен православный восьмиконечный крест. Имена должны быть написаны четко, разборчиво и достаточно крупными буквами для удобного их прочтения. Сами имена должны быть православными – именно теми, которые были получены в свое время при крещении. Наличие в записках неправославных имен, а также имен в уменьшительном или ласкательном исполнении, свидетельствует о духовной безграмотности пишущих и о низком уровне их воцерковленности.
 
       Уместно будет напомнить, что Церковь молится только за своих членов, то есть за тех, кто крещен в Православии и не изменил ему сознательным уходом в другую конфессию, в секту или в оккультизм. За всех остальных крещеных, не изменивших вере, но и никак себя в ней не проявляющих, Церковь молится как о заблудших. Прошу читателей поверить, что любая наша небрежность, как при подаче записок в алтарь, так и вообще – при всех наших взаимоотношениях с Богом, не останется у Него незамеченной, со всеми вытекающими из этого последствиями, о которых в Библии сказано: «…проклят, кто дело Господне делает небрежно…» (Иер 48,10). Это касается всех, всего и вся…

                О ПОЖЕРТВОВАНИЯХ И МИЛОСТЫНЕ…
       Пожертвования Богу берут свое начало со времен Ветхого Завета. В нем было дано определение смыслового значения пожертвований как духовного акта, характеризующего доверительность взаимоотношений между Богом и человеком. Пожертвование может быть совершено как на материальном, так и на духовном уровне. Наши материальные приношения – деньги, вещи, продукты лично Богу – не нужны. Они нужны, прежде всего, Божьему храму для осуществления его деятельности, в том числе и для оказания разнообразной помощи тем, кто в ней нуждается. А Бог, по готовности человека не просто отдать, а отдать лучшее, что у него есть, оценивает нравственное состояние конкретной человеческой души и степень ее уважения к своему Творцу и Создателю. Праведный Авель пожертвовал Богу лучшее, что у него было, и его жертва была Богом принята… А завистливый Каин пожалел свое и… «На Тебе Боже, что нам негоже»… Потому и отверг Бог его приношение…
 
       За долгие тысячелетия изменился состав жертвоприношений, но неизменной осталась их духовная составляющая. Когда мы о чем-то просим Бога, то приносим Ему жертву умилостивления. Когда каемся в содеянном – приносим жертву за грех. За себя – на исповеди, за грехи усопших сродников – приношениями на панихидный стол и раздачей милостыни за них… Когда получаем от Бога просимое, то приносим Ему жертву благодарения… В разных местах храма стоят кружки для сбора пожертвований целевого предназначения на какое-либо конкретное дело или на нужды церковной общины в целом. Во время церковных богослужений также совершается тарелочный или кружечный сбор. Всякому, кто кладет свое пожертвование на поднос или опускает его в щель кружки, необходимо мысленно произнести соответствующую молитву-посвящение. Например:
    –  «Приими, Господи, это пожертвование в знак благодарности за милости Твои ко мне, грешному, и не остави мя впредь без щедрот Твоих».
    Или любую другую из приведенных ниже молитв…

       Подача милостыни просящим ее или любая наша помощь тем, кто в ней нуждается, конечно, является добрым делом, которое приносит спокойствие, удовлетворение и мир нашим душам. Но мы должны быть уверены, пойдут ли в зачет перед Богом эти наши добрые дела? Будут ли они учтены в «небесной канцелярии» при подведении итогов нашей жизни? Пойдут ли они для покрытия накопленных нами долгов перед Богом, людьми и перед самими собой или исчезнут в небытии? К сожалению, не помню источник, но когда-то читал у святых отцов Церкви: «всякое доброе дело, не Бога ради сделанное, не только не приятно, но и противно Богу»… Наверно потому в нашем народе существует давняя традиция – при подаче милостыни нищему мы произносим вслух – «Возьми, Христа ради». Или если кому нужна помощь, то – «Давай помогу, Христа ради». Этим мы исполняем Христову заповедь – «Всякому же, просящему у тебя, дай» (Лк 6:30). И, одновременно, исповедуем перед просящим милосердие к нему Господа нашего Иисуса Христа. Естественно, помощь кому-либо должна быть оказана нами на безвозмездной основе, иначе она не будет принята Богом в разряд наших добрых дел.

       «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч 19, 17). Обычно, в качестве милостыни мы подаем то, что и для нас самих не бывает лишним. Например – деньги… А мы отдаем! Но не потому, что мы такие добрые и хорошие, а потому что Бог вложил в наше сердце намерение дать! Мы, ведь, уже разогнались, чтобы мимо пройти… А Он повелел! И не только повелел, но и на совесть нашу надавил. И слава Богу за то, что мы не противились, а услышали и исполнили… Христа и Его правды, ради!

       Нередко прихожане храмов обращаясь к священнику за советом или с просьбой о молитвенной поддержке в разрешении тех или иных проблем, подают ему записку с именами близких и какое-либо добровольное пожертвование. При этом, обычно вслух говорят – «Батюшка! Помолитесь о нас, грешных». А в сердце своем – «Приими, Господи, это пожертвование и услыши молитвы священника о нас грешных». Но если и просьба к Богу высказана и пожертвование сделано, а в итоге результат никакой, то возможной причиной этого может быть недостаточный уровень нашей к Богу веры и любви, которую Он от нас ждёт и на которую очень чутко реагирует. Именно об этом заостряет наше внимание великий псалмопевец Давид: «Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего». (Пс.36.4) 
 
       «Всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца Светов…» (Иак 1:17). Эти слова, завершая литургию, произносят священники в заамвонной молитве, напоминая всем предстоящим, Кто в этом мире Главный и Кто Податель всех благ… И потому не нам, грешным, дающим – слава, а Тому – Главному, Кто о всех нас заботится! Да и не своё, ведь, даём, а то, что и нам самим в свое время дал Бог! В том числе и для того, чтобы через нас напитать, накормить и одеть нищих, голодных, убогих, сирых и обездоленных, которые, как и мы, тоже обо всем просят Бога. И что интересно, многие просящие, даже далекие от веры, после получения милостыни, благодарят за неё именно Бога, а не того, через кого Он проявил им свое милосердие. Правильно благодарят! Знают Кого! Слава Богу за все!

       Очень важным для нас является то, что после подачи милостыни со словами «Возьми Христа ради», каждый дающий получает право обратиться к Богу со своей молитвенной просьбой:
    – «Приими, Господи, это пожертвование во оставление моих грехов и в жизнь вечную»;                или:
    – «Приими, Господи, это пожертвование во оставление грехов усопших сродников моих /имена/ и прости им всякое прегрешение вольное и невольное и даруй им Царствие Небесное».

       Иногда случается так, что кто-то из наших близких, по своему неверию или нежеланию терпеть болезни и скорби, уходит из жизни, совершив самоубийство. Эта жизненная трагедия усугубляется еще и тем, что люди эти, своим поступком навсегда исключают себя из членов Церкви и потому молиться за них в храмах запрещено. Исключение составляют лишь те, кто совершил это действие, будучи душевнобольным и состоял на учете у психиатра. Такого человека можно отпевать церковным чином только с разрешения правящего архиерея. После получения архиерейского благословения и предания усопшего земле его имя разрешается вносить в записки об упокоении, читаемые в храмах на литиях, панихидах и божественных литургиях.
 
       За тех, кто совершил самоубийство по своему преступному малодушию, без надежды на Божью помощь, а то и с обидой на Бога, можно только подавать милостыню просящим за пределами храма. После произнесения вслух – «Возьми, Христа ради!», надо мысленно произнести безопасную для молящегося и полезную для умершего молитву:
    – «Приими, Господи, это пожертвование за усопшего /имярек/ и облегчи его участь в загробном  мире».
При этом, слова «раба Твоего» или «рабы Твоея» – не произносятся. Таким образом, мы своей молитвой и милостыней перед Богом выражаем свое сочувствие и сострадание к совершившему страшный грех человеку, мимо беды которого, возможно, и сами когда-то равнодушно прошли, не сумели вовремя протянуть ему руку помощи… Подачей милостыни и молитвой, мы возвращаем умершему свой долг с надеждой на милосердие Божие и к нему и ко всем нам, грешным – живым и усопшим…

       Когда ставятся свечи на панихидном столе, то, если не прошло сорок дней после преставления усопшего, в начале молитвы произносят – «Упокой, Господи…» По истечении же сорока дней – «Помяни, Господи…» При возложении поминальных продуктов на панихидный стол тоже произносится молитва-посвящение – «Приими, Господи, это пожертвование во оставление грехов новопреставленного /имярек/ или, прежде усопших сродников моих /имена/ и прости им всякое прегрешение вольное и невольное и даруй им Царствие Небесное». В этом случае всё, принесённое для поминания, делится на духовном уровне поровну между теми, чьи имена были озвучены в молитвах и каждый из них получит на том свете свое утешение – кому-то достанется вдохнуть глоток свежего воздуха, а кому-то – глоток прохладной воды…

       Рано или поздно все мы присоединимся к нашим усопшим, близким и дальним… И тогда на личном опыте убедимся, как важны для всех, кто «коротает время» в мире ином, молитвы живых за усопших и раздаваемая за них милостыня. Убедиться-то убедимся, но дождемся ли от своих равнодушных безбожных родственников хоть какого-нибудь участия в наших загробных судьбах. Ну а сами-то мы, лучше, что ли? Не такими ли же «занятыми» были, как и они? Пропустив в свое время, мимо ушей, слова Священного Писания: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф 7:21), будем пожинать плоды своей беспечности всю оставшуюся вечность. А ведь истина проста: если мы будем  молиться за своих усопших, то и Господь найдет в нашем роду того, кто будет молиться за нас. Думаю, здесь уместно привести ещё одну важную молитву, которая произносится, когда мы проходим или проезжаем мимо кладбища: "Подаждь, Господи, оставление грехов всем, зде лежащим, в вере и надежде воскресения отшедшим православным отцам, братиям и сестрам нашим, и сотвори им вечную память".

5. СОБЛЮДАТЬ  ПОСТЫ.
       Каждый христианин обязан подтвердить свое послушание Богу соблюдением установленных Церковью православных постов. Еженедельно, за редким исключением, среды и пятницы – постные. Среды – в память о предательстве Христа Иудой. Пятницы – в память о крестных страданиях распятого в этот день Христа. И, кроме того, ежегодно, четыре больших поста – Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Пост – это воздержание не только от скоромной пищи – мяса, молока, птицы и яиц, но и от всевозможных развлечений, веселья и удовольствий, включая сюда и интимные. «Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачите…» (Лк 6:25). По соблюдению нами постов Бог, прежде всего, проверяет нашу готовность пожертвовать тленным ради нетленного, подчиниться в малом ради соучастия в великом, узнаёт, что для нас более ценно – временное или вечное… И хорошо, если мы Его не разочаруем… «Верный в малом и во многом верен есть; неправедный в малом, и во многом неправеден есть. Если в неправедном имении не были верны, во истинном кто будет иметь вам веру?…» (Лк 16:10-11).

       В 90-е годы, в одном из Церковных календарей Московской Патриархии была напечатана статья о постах. В ней было высказано мнение святых отцов Церкви: ни один священник не имеет власти отменить кому-либо пост разрешением на скоромную пищу. Он может только дать послабления в пределах пищи постной. Потому что не он устанавливал пост и не ему его отменять… Православные! Не искушайте священников просьбами благословить вас на вкушение скоромной пищи во время поста! Не пытайтесь разжалобить их своим умирающим видом и авторитетными рекомендациями безбожных врачей. Если убедите – этим не только заставите батюшек превысить свои полномочия, но и, тем самым, внесете в их жизнь немало скорбей. А батюшкам некогда болеть. У них работы много. Они бдят о душах вверенных им Богом людей и должны будут отчитаться за каждого из них перед Господом. Бог предупредил – «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит…» (Мф 18:7). Можно предположить, что того, кто искушает священника, соблазняя его к нарушению установленных законов и правил Церкви, впереди ожидают проблемы, и очень даже немалые.

       Всем, кто во время длительного поста «страдает» и «умирает» без мясной и молочной пищи, хотелось бы напомнить, что по задумке Божьей, запас прочности нашего организма и его защитные свойства просто неисчерпаемы. А все сбои в нем происходят, в основном, как отклик на ранее совершенные человеком грехи, в том числе, если не в первую очередь, за нарушения постов. Покаянием, исправлением жизни и удалением от грехов мы приводим свой организм в состояние боевой готовности противостоять возникающим в нем проблемам. В разнообразной здоровой постной пище есть практически весь набор необходимых для поддержания наших сил и здоровья полезных элементов. Надо только захотеть быть здоровым… Надо только устыдиться Бога огорчать…

       Но если во время длительного поста кому-либо все-таки нужно вкушать молочные продукты в чистом виде, в качестве лекарства, а не лакомства, например, после перенесенной операции или во время затяжной тяжелой болезни, то человек сам договаривается с Богом о приеме молока или творога в течение ограниченного времени (не более двух недель). При этом желательно обещать Богу – по выздоровлении, отдать Ему свой долг дополнительными постными днями. Например, понедельниками… Надо очень постараться – отдать! Кроме того, святыми отцами Церкви сказано – «мясо нельзя даже умирающему»… Его вкушение в неположенные дни здоровью пользу не принесет, а вот отношения с Богом может испортить всерьез и надолго. Мясо никогда не было лекарством, как и отвары из него. А в качестве питательного средства его всегда можно заменить полноценными постными продуктами. Например, грибами или рыбой. Если после заключения «договора» с Богом здоровье идет на поправку, значит, договор принят, одобрен и Бог ждет исполнения данных ему обещаний. Если состояние здоровья не только не улучшается, а даже ухудшается, значит, в наших просьбах к Богу присутствовало лукавство. Могли поститься, но… не захотели лишать себя привычных кулинарных радостей. А это не укрылось от внимательного Божьего взгляда…
 
       Несколько слов «утешения» беременным женщинам и роженицам. В Правилах Церкви и в наставлениях святых отцов сказано, что если беременность, роды и послеродовой период протекают без осложнений, то женщина постится обычным образом, соблюдая установленные для всех ограничения в пище. Если есть какие-либо осложнения со здоровьем, то допустимо снижение строгости любого поста, вплоть до вкушения рыбы и растительного масла. Если же роды были трудными, с большой кровопотерей, то такие роженицы вообще освобождаются от поста до своего полного выздоровления.

       Будет лукавством перед Богом нарушать пост вкушением молочных продуктов, мотивируя это необходимостью выработки женским организмом грудного молока для кормления ребенка. Кормящим женщинам могу привести в пример буренок, чьим молоком они желают поправить свое здоровье. Буренки-то – вон как постятся! Всю жизнь одной только травкой да сеном питаются! А сколько молока дают – вкусного и полезного! Те женщины, которые сильно озабочены количеством и качеством грудного молока, вне всякого сомнения, решат свои проблемы, питаясь в необходимом для здоровья объеме куда более питательной, чем трава, и разнообразной по составу постной пищей. Тогда и молоко будет, и здоровья прибавится, и дружба с Богом не пострадает.

       В качестве информации к размышлению. Святые отцы Церкви, выслушивая многих, «плачущих и рыдающих», резюмировали свои наблюдения в короткой, но ёмкой фразе: «Кто не хочет поститься добровольно, будет поститься вынужденно». На практике это может выглядеть так – война, голод, неурожай, безработица… Возможно и по-другому. Это когда на всем протяжении пути, который проделывает пища в нашем бренном теле, от верхней «дырочки» до нижней, организм вдруг начинает давать сбои… И приходят язвы, гастриты, колиты, холециститы и прочие «подарки судьбы». Или нечто более жесткое – онкология! Все – по писаному: «кто чем грешит, тот тем и наказывается». В этом же ряду стоит еще одна мерзопакостная болезнь, которая может посетить особенно небрежных в соблюдении постов и дерзко их нарушающих. Болезнь эта – сахарный диабет. С ее приходом – жизнь «медом» не покажется уже никогда. Врагу не пожелаешь…
 
       Чтобы нагляднее увязать сказанное с реалиями сегодняшнего дня, поясню на примере: в Уголовном Кодексе за какие-либо преступления назначается срок, предположим, от 3 до 15 лет лишения свободы. Так вот – кто-то за что-то получает 3 года условно… А другой «кто-то», за тоже самое «что-то», но при отягчающих обстоятельствах – 15 лет строгого режима. Так же и в духовной жизни. Одним за нарушение поста грозит всего лишь расстройство желудка, а другим – что-либо из перечня серьезных желудочно-кишечных проблем, подробно описанных в медицинской энциклопедии. Кто-то за гульбу получит «самую малость» – венерический «пустячок», а кого-то посетит синдром иммунодефицита, со всеми вытекающими из него печальными последствиями… Кому-то за смирение Бог дарует мудрость, а кого-то, за гордыню, и вовсе разума лишит… Награды всегда найдут своих героев! Вот такие они – судьбоносные варианты! Соображаем, православные! Лучше судьбу не испытывать! Увы! Тяжкий крест всех болезней и скорбей человек, как правило, себе выбирает сам! Добровольно, беспечно, бездумно… Но, в то же время, каждый болеющий должен понимать, что попущенная Богом болезнь – это не наказание ради наказания, а наказание ради исправления. Для того, чтобы только наказать непонятливых, у Бога впереди времени – целая вечность…

       Со стороны, течение жизни верующего человека напоминает подъем по лестнице в многоэтажном доме. Каждый большой пост – это движение вверх по духовным ступенькам. Лестничные площадки – это паузы между постами, украшенные  праздничными днями. В эти дни человек отдыхает, расслабляется, набирается сил для нового рывка наверх… А на самом верху, тех, кто до него доберется, кто не застрянет на каком-либо промежуточном «этаже», встретит Сам Господь. И щедро наградит за старание.

       Конечно, главное назначение многодневного поста – это более сосредоточенное, целеустремленное движение человека в духовном направлении. В чем ему как раз и помогает соблюдение установленных постных ограничений. Обычно в святые постные дни человек энергичнее наверстывает отложенное или упущенное ранее – свои «долги» в чтении книг Священного Писания, особенно редко читаемых – Ветхозаветных, в чтении Псалтыри и творений святых отцов. В своих книгах они изложили драгоценный практический опыт духовной жизни, помогающий христианам преодолевать козни врагов рода человеческого на пути людей к Богу. Хорошо бы всем нам запомнить, какими мы были в начале поста и сравнить – какими мы стали в его конце… И дай нам Бог увидеть в себе положительные изменения, ощутить конкретный результат своих постных подвигов и духовных трудов!
 
6.  ИСПОВЕДЫВАТЬСЯ.
       Каждый крещеный человек должен регулярно, но не менее четырех раз в год, исповедывать свои грехи и различные неблаговидные поступки, совершенные им не только явно, но и мысленно, начиная с момента принятия сердцем грешных помыслов и до обдумывания вариантов их осуществления.
       Исповедь – это не равнодушная передача священнику «информации к размышлению» о своих, ставших привычными недостатках и пристрастиях. Это не дежурный пересказ ему своих «слабостей» и «шалостей» с конечным резюме – «Вот, такой я! Как все! Что с меня взять?» И с циничным, по сути, требованием – «Пусть Бог простит!»…
       Исповедь – это таинство нашего примирения с Богом. Это – возвращение блудного сына к своему Отцу с осознанием своего недостоинства быть причастником Его милостей, с чувством вины и стыда за все свои неправды, за все свое содеянное плохое и с надеждой на Его милосердие…
       Исповедь только тогда принесет ожидаемые плоды, если в ее основе лежит твердое намерение исправить свою жизнь и не совершать впредь осознанных нарушений Божьего закона и правил Христовой Церкви. И когда Господь увидит не только наше искреннее раскаяние в содеянных нами грехах, но и твердое желание принести Богу плоды своего покаяния, то сбудется сказанное Им через пророка: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс 50). И тогда оно состоится – Примирение с Богом! Со всеми вытекающими из этого благими последствиями!

       Тех, кто не придает значения смыслу Таинства Исповеди, считает его некоей обязательной для исполнения формальностью, стоящей на пути к причастию; тех, кто не желает примириться с Богом, но давно уже смирился с собственной духовной неопрятностью или вообще не считает ее таковой; тех, кто не готовит себе «брачное одеяние» для пира у Господа, однажды Он спросит: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И, не дождавшись ответа, повелит ангелам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» (Мф 22:12-14).

       Прошу задуматься всех, кто уже не раз просил у Бога прощения за свои «дежурные» грехи и многократно выслушивал советы священника по поводу их исправления… Не делая попыток изменить себя, продолжая беспечно жить прежней грешной жизнью, такие верующие рискуют испытать на себе намного более тяжелые последствия своего легкомыслия, чем те, кто еще ни разу не был на исповеди. Апостол выразил это такими словами: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину… вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет 2:21,22). Не хотелось бы выглядеть в глазах Бога одним из упомянутых животных…

       Бывает, что человек, придя к вере, воцерковляется, начинает вести новую жизнь, но в тоже время не ощущает ожидаемого им общения с Богом. Более того, его начинают одолевать новые или усиливаться старые болезни, появляются нежданные скорби, а с ними вместе печаль, растерянность, недоумение… Нередко, происходит и охлаждение веры… В этом случае, прежде всего, необходимо проверить полноту и соответствие правилам Церкви своей подготовки ко Причастию, припомнить, не утаивались ли на исповеди стыдные грехи, которые сохранила память, но которые, из-за стеснения, не были озвучены на исповеди? Надо вернуться к своему прошлому, провести его тщательную ревизию, поискать в нем ускользнувшие от внимания или умышленно утаенные негативные моменты своей жизни и заново очистить себя покаянием.
 
      Ответственность человека за совершенные им грехи, начинается с семилетнего возраста. Но, к сожалению, нередко бывает так, что в детские годы некому было привести ребенка в храм, просветить и наставить его в вопросах веры… И потому вся последующая безбожная жизнь крещеного в детстве человека – это ношение тяжелого Креста своей судьбы, составленного из множества ошибок, нарушений Закона и связанных с этим проблем… Нераскаянные грехи в человеческой судьбе – это, как множество застрявших в нашем теле, заноз. Если от них не избавиться, а только смазывать зеленкой или йодом, то, сколько не смазывай, они все равно будут нарывать, принося телу боль, а душе бесконечные скорби… Занозы-грехи надо вытащить все, без остатка! Проще и безболезненно – когда человек это делает сам во время таинства исповеди. Но когда от «заноз» очищает Господь – это, как правило, больно… Порой даже очень…

       Но человеческой натуре свойственно выбирать легкие пути… И потому очень многие озвучивают на исповеди только то, что лежит на поверхности, о чем можно вспомнить, особенно не напрягаясь и не сильно краснея. К сожалению, многие верующие не утруждают себя поисками тех «заноз», которые находятся в «труднодоступных» местах прожитой жизни или «застряли» в ее стыдных моментах. Но, которые, рано или поздно, все равно дадут о себе знать… Наверно, многие обратили внимание на то, как усиливаются болезни и скорби именно «под занавес» человеческой жизни. Это Господь, по милости своей, помогает нам избавиться от нераскаянных грехов, с которыми в вечную жизнь дорога закрыта. Или дает нам возможность принести Ему плоды, достойные прежде совершенному нами раскаянию и свидетельствующие о нашем исправлении. В современном мире наиболее значимыми перед Богом плодами нашего покаяния являются смиренное терпение болезней и скорбей. И дай Бог, чтобы нам хватило разума и мужества не только смиряться и терпеть, но еще и за все Его благодарить!

       Однажды, в наставлениях святых подвижников благочестия, встретил такое выражение: «если на исповеди хоть один грех утаен (умышленно), то вся исповедь считается недействительной». Нужно понимать, что в этом случае человек становится недостойным подходить и к Святому Причастию. А если кто дерзнет оскорбить Бога умышленно удержанными в себе нечистотами и присоединит, присовокупит к ним, через Причастие, Самого Христа, то последствия такого неуважения к высшей для всех нас Святыне, как правило, бывают очень тяжелыми, вплоть до летального исхода. Мм-м-м!?

       Суммируя все, вышесказанное, хочу подчеркнуть – каждому, кто пришел к вере после долгого, иногда длиною в жизнь, перерыва, крайне необходима генеральная уборка в «квартире его души» – полная исповедь всего плохого, что было совершено человеком за долгие годы жизни, начиная с семилетнего возраста. Или с момента крещения человека в возрасте зрелом. В этом ему поможет чудесная книга святого старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Такое подведение итогов своего прошлого совершается один раз в жизни. На всех же последующих исповедях будет озвучиваться только то, что случиться в паузах между ними, и если что всплывет из глубин памяти как «хорошо забытое старое»… Таким подарком памяти Бог награждает тех, кто имеет искреннее желание очиститься перед Ним. Вот тогда и старость наша и сам переход в мир иной будут «безболезненны, непостыдны, мирны»…

       Двигаться к Богу нам помогает правильная оценка всего нашего прошлого. Накопленные в нем плюсы и минусы обогащают жизненный опыт и делают более благоразумным (хорошо, если…) наше поведение во всей последующей жизни… Но для того, чтобы наполнить ее еще и духовным содержанием, необходимо заново переосмыслить свое поведение и оценить его, руководствуясь уже Божьими «нормативами»… Наше искреннее раскаяние за все, совершенные нами неправды, в сочетании с твердым намерением не совершать их впредь, преображает жизненный опыт в духовный, учитывая и используя который, верующий человек будет подниматься на такой уровень благоразумного поведения, которое поможет ему заслужить право на вечную жизнь.

7.  ПРИЧАЩАТЬСЯ.
       Незадолго до своего ареста Господь сказал ученикам непонятные для них тогда, таинственные слова: «Я Хлеб живой, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек… Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6:51-56). Всех этих и других, важных для нашего спасения слов, противники Истины в упор не замечают. Или бесстыдно искажают их смысл…
 
       Таинство Причастия Господь установил во время Тайной Вечери со своими учениками – апостолами. «И взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою… Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается. И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: «сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:17-20). Они съели и выпили и… ничего не поняли. И только позже, после тяжких страданий Господа на Кресте, после Его Погребения, Воскресения и Вознесения, Духом Святым им открылся тайный смысл этих слов, когда-то услышанных ими от своего Божественного Учителя: «Сие творите…» И они начали совершать заповеданное им Таинство. И принимая вместе со своими братьями по вере эти Святые Дары, уже здесь, на земле, соединялись со Христом для Вечной с Ним жизни.

       Все это по сей день, неукоснительно соблюдается в Православных храмах, где среди присутствующих незримо находится Сам Господь, по слову Его: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Где во время Божественной Литургии, при священнодействии рукоположенных служителей Церкви – священников, происходит главное Таинство Православной Церкви – Таинство Евхаристии, состоящее в преложении (изменении, превращении) приготовленных Даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христову и последующее Причащение (приобщение) этими Святыми Дарами тех верующих, кто достойно к этому Таинству подготовился.

       Каждый христианин должен регулярно, но не менее четырех раз в год (по количеству больших постов), должным образом готовиться и достойно причащаться Святых Христовых Тайн. Подготовка к Причастию занимает несколько дней и называется говением. Она ведется одновременно по трем направлениям – соблюдением поста, выполнением особого молитвенного правила и подготовкой к Таинству Исповеди, которая совершается накануне или непосредственно перед Причастием.

       С помощью говения христианин отмывает и очищает свою душу и тело от «всякия скверны» и тем самым готовит себя к принятию величайшей святыни – Самих Тела и Крови Христовых. И по другому – нельзя! Никто не наливает вино в не отмытый после кефира стакан… Нетрудно догадаться, что за «коктейль» получится…
В правиле подготовки ко причастию подчеркнуто, что желающий причаститься должен присутствовать и на вечернем богослужении, которое совершается накануне Божественной литургии. Это необходимо для того, чтобы присутствие причастников на всех богослужениях суточного круга помогло им глубже понять величие принесенной Христом жертвы для спасения нас, грешных, с тем, чтобы относиться к Святым Христовым Тайнам с должным благоговением. От обязательного присутствия на вечернем богослужении освобождаются дети до десяти лет, тяжкоболящие и престарелые люди.

       К сожалению, в последнее время среди части прихожан стала проявляться тенденция пропускать вечерние богослужения. Хочется напомнить – никто из нас, купив билет в кино, на спектакль в театре, или на футбольный матч любимой команды, не будет приходить к середине происходящего действа. Наверняка, придем, как минимум, за полчаса до его начала. А, готовясь приступить к принятию величайшей Святыни, к Причастию Самого Тела и Крови Христовой, почему-то смело дерзаем приходить на церковные службы с опозданием или вообще пропускать начало суточного круга – вечернее богослужение… 

       Тем, кто дерзает приступать к Причастию недостойно – без должной веры, без страха Божия и без должной подготовки, святой апостол сказал: «…тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор 11:29).
       Соображаем, православные, откуда «дует ветер» наших болезней и проблем…
            
 
 ПОДЫТОЖИМ…
       Каждый из перечисленных пунктов прожиточного минимума очень важен. Все вместе они являются звеньями одной цепи. Если выпадет хотя бы одно звено – цепь распадется. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем…» (Иак 2:10). Здесь апостол говорит не о случайном, а об осознанном, добровольном, свободном выборе человека – соблюсти или нарушить ту или иную норму Закона. Соблюдение всего вышеперечисленного изменяет человека в лучшую сторону, раскрывает заложенные в него Богом духовные дарования. И он становится для окружающих чище, светлее, умнее, добрее… Рядом с нормально верующим окружающим становится спокойнее, теплее и надежнее… Его поведение привлекает к нему и к его вере других людей. А ненормально верующие только распугивают окружающих своим фанатизмом, своей зацикленной на борьбе с паспортами и ИНН показной, агрессивной и, как правило, мнимой праведностью, отгоняя людей от Бога, от Веры, от Церкви. Святые старцы архимандрит Иоанн Крестьянкин и протоиерей Николай Гурьянов, не сговариваясь, высказали  свое  мнение – Бога надо бояться, а не ИНН!

       Очень часто в храмах можно встретить прихожан, имеющих весьма значительный многолетний стаж своей воцерковленности. Они регулярно посещают богослужения, подают записки, ставят свечки, исповедуются, причащаются, слушают проповеди… Но в тоже время проявляют удивительную неосведомленность в знании элементарных норм поведения верующих как в быту, так и при посещении храма, особенно, во время богослужений. Сегодня нет недостатка в соответствующей литературе, в которой в доступной форме изложены правила и нормы христианской жизни. Всем, кто считает себя православными, остается, всего лишь, проявить здоровый интерес ко всему, что составляет бесценное наследие Церкви, включающее в себя не только духовный и литургический опыт поколений, но также и сложившиеся за столетия церковные обычаи и традиции.

       И еще. Не могу не сказать об одном очень важном, судьбоносном для каждого человека, для всей Церкви, а, следовательно, и для страны в целом моменте, который, по сути, является бомбой замедленного действия, заложенной в фундамент Православия и в государственные устои России. В общественное сознание настойчиво внедряется сатанинская установка – «если нельзя, но очень хочется – то можно…» И вот уже церковная «общественность» с «пониманием» относится к блудному сожительству «православных» христиан, а блудники и блудницы, в перерывах между любовными утехами, как ни в чем не бывало, приходят в храм для причастия… В своде церковных правил – «Номоканоне», 179 правило гласит: «прелюбодей или явленный блудник не приемлется в Церковь, если не отставит греха. Также не приемлются и приношения (пожертвования) его».

       Все более «смягчаются» уставные требования и правила Церкви относительно соблюдения постов и подготовки к принятию Святых Христовых Тайн. А ведь все это реально выполнимо даже для ребенка. Сокращается продолжительность говения и укорачивается молитвенное правило подготовки ко Причастию. Многие прихожане осаждают батюшек в преддверии постов, выклянчивая у них разрешение на молочные продукты, а то и на «постное» мясо, ссылаясь на рекомендации врачей, на «угрожающее» их жизни состояние здоровья. Некоторые, выпросив благословение на скоромную пищу, умудряются даже говеть, не соблюдая поста! И в итоге приходит то самое горе… Ненужное, но, увы – неизбежное…

       Все мы – «горим на мелочах»! И не просто горим, а «ярким пламенем»! Потому что не желаем понять и не хотим признать, что у Бога мелочей нет. Задумаемся над Его словами: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк 16:10). Тем, кто понял важность мелочей и старается не расслабляться в искушениях, Господь сказал: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость Господа твоего» (Мф 25:21) Наверно, лучше это услышать, чем – «Не знаю вас. Отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк 13:27).

       Весь смысл нашей жизни состоит в том, чтобы дойти до Господа, стать для Него своим. Но не иначе, как пройдя испытания… Без проверки на прочность нашей веры, любви и верности Богу, без проверки нашей способности выстоять перед искушениями и соблазнами и готовности к самопожертвованию во имя Божьей Правды мы не будем знать, чего мы стоим. И в трудную минуту можем соблазниться и… предать Господа. Как это делали до нас многие – слабые верой и духом… Вот потому Он нас проверяет – уклоняющихся, спотыкающихся, падающих… Протягивает руку помощи, поднимает, наставляет, снова и снова выводит на Путь Истины, борется за нас до последнего… И выбирает Себе, из оставшихся, достойных быть с Ним вечно! И дай нам Бог оказаться в числе избранных…

       Господь сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:13-14). Увы! Многим не нравится идти трудным и узким путем, которым шли подвижники благочестия прошлого, добровольно изнуряя, смиряя, обуздывая свою греховную плоть постами и лишениями, железными веригами и власяницами, стоянием на столпах и удалением от мира сего в безлюдные пустынные места… Но сегодня этого не требуется! Сегодня – и проще и труднее! Люди сегодняшнего времени спасутся стремлением к точному соблюдением законов и смиренным терпением болезней и скорбей… И все! И уже одной только этой малости будет достаточно, чтобы спастись!

       Но для очень многих и это – непосильная задача и такие усилия – в тягость. И потому немало верующих без долгих раздумий предпочитают идти широким, удобным и комфортным путем, адаптированным к прелестям века сего… Не особенно задумываясь о том, что ждет их в конце такого пути… Уместно будет напомнить слова апостола Иакова: «…не знаете ли, что дружба с  миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4). Вот такая она, правда! Для очень многих – жесткая, неудобная и неприемлемая! К сожалению…
    
       Именно Православие хранит в себе Истину не выборочно, а во всей ее полноте, несмотря даже на то, что отдельные представители церковной иерархии могут сами соблазниться на грех и для других послужить соблазном. Церковь умеет самоочищаться, иначе бы она не просуществовала 2000 лет. Потому что, Глава ее – Христос, а водима она – Духом Святым, а не человеческим мудрованием.
Господь сказал: «Все истинное всегда гонится… Меня гнали, будут гнать и вас…» (Ин 15:20). Что и было во все времена и во всех народах. Когда нужно было лягнуть Православие и тех, для кого оно стало смыслом и образом жизни, вместе объединялись даже враждующие между собой племена и религии. Особенно наглядно это проявляется в современном мире. И примеров тому множество.
 
       Наиболее циничными и безжалостными в борьбе против Православия и его нравственных ценностей, сегодня выступают «гуманисты», защитники «прав человека» и «общечеловеческих ценностей». Для достижения своих целей они идут на любой подлог и шантаж, используют любую ложь. Эти же самые «поборники», десяток столетий назад, вот также «раскатывали» православную Византию. И теперь они, в интересах своего сатанинского дела, не задумываясь, пойдут на любую провокацию, на любое насилие…

       Более близкий пример – в семьях крещеных в Православии, но, увы, далеких от Бога людей. Приход к вере кого-либо из членов семьи, изменение им некогда порочного образа жизни зачастую вызывает недоумение, непонимание, неприязнь, раздражение, отчуждение, ненависть, а иногда и насилие над ним со стороны своих, даже самых близких родственников… И вдруг ставших – чужими…

       Кого только нет в рядах наших «добра» желателей! Но Господь сказал: «Если мир вас ненавидит, знайте, Меня прежде вас возненавидел» (Ин 15:18). И еще – «но мужайтесь, Я победил мир!» (Ин 16:33). Так что – «враг будет разбит и победа будет за нами!». А нам остается совсем лишь немного – понять, что сегодня, как никогда, без Бога, без Его помощи мы пропадем! Все вместе, и поодиночке… Но если повернемся к Нему лицом и скажем: «Прости, Господи! Не так жили, не так дышали, не так ели и пили, не так любили… Все ни эдак, все – не так… Потерпи еще немного. Не отворачивайся от нас! Мы – исправимся!» И… произойдет чудо!
Сегодня перед каждым из нас стоит выбор, каждому надо определиться – на чьей, собственно, стороне баррикады будет его место. И дай нам Бог сделать правильный выбор!

       Всем моим читателям – верующим и не очень, крещеным и не крещеным, благоразумным и беспечным, думаю, не лишним будет напомнить слова Господа, которые были сказаны Им в Откровении святому апостолу Иоанну Богослову: «Не запечатывай слов пророчества книги сей, ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, кто соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр 22:10-15).
                Аминь.

Дополнения и изменения – 01.09.2023


Рецензии
Полезная статья и рекомендации необходимые, грешные мы, прости нас Господи.
Спасибо, Геннадий, за нужный людям труд. С уважением

Валентин Кашлев   31.03.2023 11:45     Заявить о нарушении
Валентин! Спасибо вам большое за высокую оценку моей статьи! Она вышла о меня в печатном виде двумя небольшими тиражами под названием "Духовный минимум христианина". И я очень рад массовому интересу читателей к затронутой теме в условиях, когда набирает обороты упрощение всего и вся. Мы потихоньку превращаемся в восточных протестантов даже не поинтересовавшись мнением Бога насчет этого. Потому и бьёт он и нас всех и страну нашу за наши вольности...

Геннадий Обрезков   31.03.2023 11:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 58 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.