Медведев Иван Яковлевич. Сафроновы 1936-37

Мы переехали в Ивановку, что возле Тулы, на родину дяди Вани. Он жил  с сестрой Марией Яковлевной Сафроновой, у которой было 3-е детей: Николай, Нюра и Сережа Сафроновы. Николай и Сережа были холостые, а Нюра была замужем за рабочим оружейного завода в Туле. Муж Нюры любил выпить и когда тетя Нюра его ругала, то он брал в руки гитару и пел:"Полюбил я Нюру, красавицу-дуру." Потом у них родился Славенок, которого я нянчила один год. Позже, когда мы уезжали из Ивановки, Славик так плакал за мной, никого к себе не подпускал, лег на пороге крыльца и крича "А-а-ля, а-а-а-ля.." так и заснул. (Об этом позже писала в письме к нам в Среднюю Азию тетя Нюра). В честь этого Славенка я назвала своего сына Славиком. У дяди Вани был брат Дмитрий Медведев, Митя. Он погиб в войну под Ленинградом в 1943 г.
   Помню несколько эпизодов из жизни в Ивановке. Мы сразу стали жить с Марией Яковлевной. Их было 6 человек, да нас четверо, итого 10 человек в трёх комнатах: в первой мы, в другой - тетя Нюра с мужем и ребенком, в третей - Мария Яковлевна и ее сыновья. Жили дружно. В колхозе давали все от картошки до ржи. В это время Иван Яковлевич был бригадиром. У него было много газет и журналов выписано, особенно про урожаи, о земле. Вся деревня читала журнал, где он был сфотографирован с пшеницей в поле, а пшеница доходила ему до груди, выше пояса и картошка на другом фото доходила ему выше колен, в тот год картошка достигла небывалого веса. Иван Яковлевич часто замещал агронома. В земле он разбирался лучше всех. За это его награждали.
   Я до сентября 1937 г. уже хорошо читала по-русски, чувашский мы с Леной забыли. В школу тогда принимали только с 8-ми лет. Если бы я не заболела воспалением легких, то Иван Яковлевич устроил бы меня в школу в 7 лет. Но, я была маленькая, 75 см роста, 15 кг. веса. В 1937 г. мне было 7 лет, 10 месяцев и 18 дней. Ну, осталось всего 18 дней до 8-ми лет. Дядя Ваня сам привел меня в школу. Было торжественно, весело, никакой музыки не было тогда. Выступали учителя, родители. Школа была 4-х летняя. Пoмню, все расступились, пропуская дядю Ваню и меня. Кто-то крикнул :"Принесите стул, а то ее совсем не видно!" Принесли стул, дядя Ваня поставил меня на стул и моргнул. Это означало, что я могу говорить:
"Пришли мы в школу, за парты сели,
И можем с честью вам сказать
Учиться будем на отлично
И дисциплину соблюдать."
   Дома дядя Ваня рассказывал всем за ужином:"Все, видя Галю, были удивлены, ожидали, что такой маленький шпингалет пропищит комариным голосом, а она так звонко, зычным голосом, с выражением произнесла, что во всем школьном дворе было слышно..." Я от радости цвела, а сама поглядывала тайком на Лену, не отлупит ли она меня от зависти...
   Отношения между Леной и дядей Ваней все ухудшались. Лена кричала:"Никакой ты мне не папа! Мой папа умер. Я его видела." (Кто там видел. Ей всего 1.5 года было, а точнее 1 год и 8 месяцев. Но, уверять не могу.) Дяде Ване нравилось, что я не восстаю против него. И когда он приходил с гостинцами с работы, мне давал целую коробку конфет, а ей конфеты "горошек". Лена швыряла "горошек" на пол и убегала. Mне было обидно, что он так поступает, я уверяла Лену, что я обязательно поделюсь с ней. Но кто меня слушал? Tетя Нюра, видя несправедливость, вмешивалась, укоряла его:" Дядя Ваня, как тебе не стыдно, ты же ее унижаешь. Разве так можно?" "Она не заслуживает от меня хорошего, отцом не признает, упертая и вредная,"-говорил он. Он сам хорошо понимал, что делает неправильно, но не было опыта, не был женат, всего 30 лет ему. А когда Лена осознала, что была неправа, в 16 лет, она ему писала на фронт :"Дорогой папа, бей немцев и скорей приезжай домой." Он так был рад и обещал уничтожить врагов, и называл ее в письмах доченькой. Так-то!
   Бывало объявляется колхозное собрание в клубе. Народу полно. А мы с Леной пробираемся сквозь толпу. Нас любезно пропускают и шепчут:"Это дочки Ивана Яковлевича." -"Да у него же нет детей, он же не женат." -"Плохо вы знаете, он взял женщину с детьми. Они живут у Марии Яковлевны..." А мы, наглаженные, причесанные идем на сцену, чтобы ему показаться. Все хлопают, вызывают его на сцену с докладом. Он поручает нас работникам клуба и важно идет на сцену. Мы слышим его громкий голос:"Дорогие товарищи! Я горячо и от души поздравляю вас ..." Дальше мы ничего не понимаем. Дремлем. Потом мама приходит за нами из зала.
   Жизнь по сравнению с Колчуринской улучшилась. Хотя я переболела тут воспалением легких, зато я тут ходила в садик, школу, летом ходили за земляникой на горку Каменку, за орехами в лес и за грибами, ели сегрейбус (мы неправильно называли его сергейбус, и лишь в 1996 г. я читала книгу о Льве Толстом и там упоминается сегрейбус. Я очень удивилась. Видно я не расслышала как Ивановцы говорили и сама называла сергейбусом. А Л. Н. Толстой был родом из Тульской губернии.), растение баранчики, щавель  и сурепку. Бабушка Акулина (мать дяди Вани, дяди Мити, тети Марии и тети Груни) очень любила нас и часто угощала нас печеными яблоками, она жила на другом конце деревни.



Сегрейбус, а вернее Свербига Восточная:
http://www.darlesa.ru/strava/183-sverbiga.html


Рецензии