Неизвестный Израиль 8. 3. Праздники света

К читателю:  статья «Праздники света» оказалась очень большой по объему и мне приходится разбивать ее над главы.  Я понимаю, что материал этот  может показать достаточно специфическим,  узким по тематике и неинтересным для массового читателя. Но есть несколько причин, по которым я решилась на его публикацию. Первое – еврейский народ принес миру «Книгу книг» (Библию), и это связывает его с миром; второе – евреи около двух тысяч лет жили среди народов мира, не смешиваясь с ними, соблюдая свои традиции и праздники. Это породило массу мифов и небылиц. Я же пишу об этих традициях и праздниках, как журналист и очевидец. Впрочем, сайт «Проза.ру»  достаточно демократический, и каждый читатель может выбрать то, что ему интересно.


ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

ХАНУКА – праздник света

Ханука – первый еврейский праздник, с которым я познакомилась еще в России, может, поэтому у меня к нему особенно теплое отношение. Но, конечно, не только по этому. Это очень красивый праздник. А связан он с вполне конкретными историческими событиями.
Повествование о Хануке содержит четыре исторических наслоения, и каждое из них вызывает у определенного поколения евреев свои ассоциации. Это, прежде всего, история о борьбе за свободу вероисповедания и за национальную независимость. С другой стороны, Ханука говорит нам о сопротивлении еврейского народа насильственной ассимиляции. Это также рассказ о борьбе кучки храбрецов против военной мощи могущественного противника. А четвертое повествование – о свете и чудесах.
Рамбам так описывает события тех лет: «Во времена  Второго Храма греческие цари начали гонения на евреев и их религию, и не позволяли им изучать Тору и исполнять заповеди, наложили руки на их имущество и на их дочерей, ворвались в Храм, разрушили ограду вокруг него и осквернили святыни. Израиль находился тогда в великой беде и под жестоким притеснением – пока не смилостивился над евреями Б-г их отцов и не спас их от руки греков, дав победу сынам Хашмоная, потомкам первых первосвященников, которые победили греков и освободили Израиль из-под их власти… Это произошло 25 кислева: вошли в Храм и не нашли масла, ритуально чистого, кроме одного кувшинчика, в котором масла было столько, что его могло хватить лишь на один день. Но зажигали им Менору в Храме восемь  дней – пока не приготовили новое чистое масло. По этой причине мудрецы того поколения постановили, чтобы эти восемь дней, начиная с 25 кислева, были днями веселья и благодарения Всевышнему, когда зажигают светильники у входа в дом – каждую из этих восьми ночей, - дабы всем стало известно о чуде. Дни эти называют «Ханука» (освещение), и в эти дни нельзя скорбеть и поститься» (Законы о Хануке, гл.3).

Рассмотрим  комментарий Рамбама более подробно. Когда Александр Македонский покорил эту часть полушария, Иудея вместе со своей столицей Иерусалимом стала частью его империи. После смерти Александра его империя разделилась на три части, и Иудея оказалась под властью греков Селевкидов. До той поры, пока не было принуждения, наблюдался процесс добровольной ассимиляции евреев. Они перенимали все больше элементов греческой культуры. Это были в основном состоятельные люди, в том числе, и еврейская аристократия. Они были образованы на греческий манер, обожали греческую культуру и греческие формы морали. Их называли   митъявним – «огречившиеся», «эллинизаторы», или эллинисты.
В период правления Антиоха 1У Епифана греки стали проводить политику насильственной религиозной ассимиляции еврейской общины, которая пользовалась правами неполной автономии. В Храме стали совершать языческие обряды, и было совершено свиное жертвоприношение всесожжения. В довершении всего, евреям было запрещено совершать собственные религиозные обряды: изучать Тору, соблюдать шабат и т.д.
Первосвященник Матитьягу бен Иоханана, живший в городе Модиине, собрал вокруг себя пять своих сыновей и горстку отважных людей, осмелившихся выступить против могущественного врага. Лозунгом Матитьягу были слова: «Кто за Господа – ко мне!» Он поднял знамя восстания против физического и духовного порабощения.  Без оружия, не знакомые с военным ремеслом, без союзников – сумели Матитьягу и пять его сыновей воспитать целое поколение  «Маккавеев».
Макаби (единственное число от «маккавеи») – это титул тех, кто сражался за слово Божье, тех, кто написал на своем знамени: «Ми камоха баэйлим Ад-най  («Кто подобен Тебе в силе, Господь) -  аббревиатура этих слов МАКАБИ.
Победа Маккавеев  - одно из впечатляющих чудес в еврейской истории. Война с греками не была войной за власть или территории. Это была война за полную духовную свободу и независимость от чуждых влияний. Первая победа была одержана 25 кислева, когда Маккавеи вошли в Иерусалимский Храм, чтобы очистить его от скверны и заново осветить. Когда хотели зажечь главный светильник, Менору, оказалось, что все масло в Храме осквернено греками. Нашли только один кувшинчик чистого масла, которого могло хватить на один день. Но произошло чудо, и масло горело восемь дней.
В честь победы над греками и чуда, которое произошло в Храме, Хануку празднуют восемь дней, начиная с 25 кислева. В Хануку пользуются специальным подсвечником, который называется Ханукия. В нем есть восемь чашечек для свечей. На Хануку продают специальные наборы разноцветных свечей. В первый день зажигают одну свечу, во второй – две и т.д. В последний день горят все восемь свечей. Во многих семьях каждый член семьи имеет свою Ханукию, которую зажигает в своей комнате. Очень красиво, когда к концу праздника во всех комнатах домов горят разноцветные свечи. Это действительно напоминает праздник света. Принято также выставлять большие подсвечники на площадях городов, так что в эти дни и дома, и улицы залиты светом свечей.
Самое распространенное лакомство на Хануку, это суфганиёт (пончики). В Израиле пончики делают с самой разнообразной начинкой: вареньем, шоколадом, ванилью, поливают шоколадом сверху или посыпают сахарной пудрой. Так как я сладкоежка, то на Хануку я, конечно, набираю лишние килограммы, но нет сил устоять: так все аппетитно и так все хочется попробовать.
Ханука – это еще и школьные зимние каникулы. На Хануку принято дарить детям деньги, которыми они могут распорядиться по своему усмотрению. Кроме традиционных «сладких подарков», детям на праздник обязательно дарится волчок для игры «Свивон». Это специальный ханукальный волчок. Свивон делают в виде кубика, и на его четырех боках написаны буквы: «нун», «гимель», «hей» и «пей». Это первые буквы слов: «Нес гадоль  hая по» - «Великое чудо было здесь».
В Хануку разрешается работать, но в эти дни принято отдыхать. Многие используют дни праздника для поездки по местам, где происходили ханукальные события, например, в Модиин.

ТУ - БИШВАТ – Новый год  деревьев

15 швата – Ту - Бишват – Новый год деревьев. Праздник этот был связан с указаниями в Торе, что нельзя употреблять плоды деревьев первые три года, урожай четвертого года надо отвезти в Иерусалим, и только на урожай пятого года нет ограничений.
Но в настоящее время этот день стал Днем Страны Израиля, праздником природы Эрец Исраэль. Это символ расцвета страны, ее возрождения и заселения, красоты ее природы.
Мало кто знает, что Ту-Бишват – это еще и каббалистический праздник. Великий АРИ, каббалист из Цфата, установил обычай, есть в этот день фрукты Страны Израиля. Каббалисты Цфата так отмечали этот праздник. Они выставляли на стол щедрое угощение из плодов земли Израиля, надевали праздничные субботние одежды, выносили вино и садились за изучение книги «Зоар». Почему каббалисты придавали такое значение этому празднику? В книге «Дварим», в 20-й главе сказано: «Ибо человек – словно дерево полевое». Человек, подобно дереву, вырастает из семени, выходит из материнского лона, как дерево из земли, так же, как дерево, растет и старится. Но каббалисты вкладывали в этот праздник особый смысл: человек может сам взрастить в себе духовного человека, но для этого надо приложить не меньшие усилия, чем для того, чтобы вырастить плодовое дерево.
В праздник Ту -Бишват по-праздничному накрывается стол и украшается лучшими плодами страны Израиля. У многих принято в этот день есть 50 видов различных фруктов, но лучше всего есть те плоды, которыми особенно славится Израиль. Таких плодов семь: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
Принято также в этот день выезжать за город, чтобы сажать деревья, выполняя тем самым заповедь возрождения страны Израиля. Хотя тому, кто сажает деревья, не всегда дано насладиться плодами своего труда. Талмуд (в трактате «Таанит», 23) рассказывает:
Однажды шел по дороге Хони –hамеагель и увидел человека, сажающего рожковое дерево.
- Через сколько лет это дерево принесет плоды? – спросил его Хони.
- Через 70 лет, - ответил тот.
- Неужели ты уверен в том, что проживешь еще 70 лет? – удивился Хони.
Человек ответил:
- Я нашел мир, засаженный рожковыми деревьями: как мои предки посадили их для меня, так я сажаю для моих потомков.

ПУРИМ

Пурим празднуют 14 и15 адара. После разрушения Первого Храма еврейский народ был изгнан из своей Родины – в Персию, Мидию и другие страны. Властелином над 127 странами, входившими в Персидскую империю, стал царь Ахашверош. О драматических событиях, которые произошли с евреями в период его правления, рассказывает Мегилат Эстер (Свиток Эстер).
Мегилат Эстер упоминает о четырех законах Пурима: чтение Свитка Эстер, праздничный пир, «мишлоах манот» (обмен яствами с друзьями и близкими) и подарки бедным.
Чтобы понять суть праздника Пурим, надо, хотя бы кратко, познакомиться с содержанием книги Эстер. В книге рассказывается, что царь Ахашверош, разгневавшись на свою жену, царицу Вашти, решил завести себе новую жену. Ею оказалась Адаса (Эстер), которую воспитывал дядя Мордехай, и были они евреи. По наказу Мордехая, Эстер никому не рассказывала о своем происхождении. У царя главным сановником был Аман, который люто ненавидел евреев, и решил их погубить. Он бросил жребий (пур), чтобы узнать, когда наиболее подходящее для этого время. Поэтому и праздник называется Пурим. «И сказал Аман царю Ахашверошу: есть один народ во всех областях твоего царства, рассеянный и разбросанный среди народов, и законы у него отличны от всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их у себя. Если царю угодно, то пусть он даст предписание их уничтожить» (Книга Эстер, 3-8). Царь отдает Аману свой серебряный перстень, что означает согласие, и гонцы несутся во все концы царской империи, чтобы возвестить, что 13 адара будут уничтожены все евреи от старца до младенца, а имущество их разграблено. «Срочно отправились гонцы по царскому слову, и объявлен был тот указ в столице Шушан, а царь с Аманом сели пировать. И город Шушан пришел в смятение» (Книга Эстер, 4-15).
Дальше события начинают развиваться стремительно. Дядя Эстер Мордехай, пребывая в горе и отчаянии, передает Эстер сообщение о царском указе и просит ее вступиться за свой народ. Эстер отвечает, что нельзя входить к царю незваным, за это один закон – смерть, а она не звана к царю уже 30 дней. «И сказал Мордехай в ответ Эстер: не полагай в своей душе, будто одна из всех иудеев спасешься в царском доме. Если ты промолчишь теперь, то свобода и избавление придут к иудеям из другого места, но ты и дом отца твоего погибнете. Да и кто знает, не для того ли ты достигла царского достоинства?» (Книга Эстер, 5 – 13-14). В этих словах Мордехая звучит напоминание о главном еврейском законе: все евреи ответственны друг за друга.  «И сказала Эстер в ответ Мордехаю: Иди, собери всех иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня – не ешьте и не пейте три дня, - ночь и день. И я с моими служанками тоже буду поститься, а потом пойду к царю, хотя это против закона, и если суждено мне погибнуть – погибну» (5-15).
Именно в честь этого поста в канун Пурима проводится пост Эстер.
 Через три дня поста Эстер пошла к царю и нашла «благословение в его глазах», и на его вопрос: в чем просьба твоя, царица Эстер? – сказала, что приглашает царя вместе с Аманом на пир, который она для него приготовила. (Этот пир для царя с Аманом повторяется дважды), и во время пира царь снова спросил Эстер, какова ее просьба, что даже, если она захочет полцарства – и это он выполнит.
«И отвечала царица Эстер, и сказала: если нашла я милость в твоих глазах, царь, и если угодно царю, то пусть дарована мне моя жизнь, по моему желанию, и народ мой, по моей просьбе. Потому что отданы мы, я и мой народ, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы были проданы в рабы и рабыни, я бы молчала, хотя враг и не восполнил бы ущерба царю. И отвечал царь Ахашверош, и отвечал царице Эстер: кто он такой и где он, что осмелился так сделать? И сказал Эстер: противник и враг – это злобный Аман» (Книга Эстер, 8 – 3-6). Царь, конечно, был разгневан, так как понял, что Аман его просто «использовал» для своих целей, и велел повесить Амана на том самом дереве, которое тот накануне приготовил для Мордехая. Кроме того, так как царь не мог отменить свой собственный указ, то был издан новый указ, который позволял иудеям объединиться и встать на защиту своей жизни. Что и было сделано. Так был спасен еврейский народ от физического истребления.
Главная заповедь Пурима – это чтение Свитка Эстер. Его обязаны слушать все, мужчины, женщины и дети. Детям раздают специальные трещотки, и при упоминании имени Амана  устраивается шум, чтобы заглушить это имя.
Пурим –  «дни пира и радости». Принято устраивать на праздник пышную трапезу – с вином, мясом, разными яствами и сластями. Трапезу начинают с утра и приглашают как можно больше народу, но собственно веселье начинается еще с вечера. В Пурим запрещено грустить, справлять траур, плакать, спорить, злиться. Можно даже выпить чуть больше вина, чтобы не отличать проклятого Амана от благословенного Мордехая.
На протяжении веков возник богатый фольклор, связанный с Пуримом. Среди океана мучений, тревог и испытаний, Пурим стоял как одинокий остров безоглядного веселья, юмора и оптимизма. Возникла особая пуримская литература, шуточные представления с переодеваниями и смешными масками. На Пурим всегда проводятся карнавальные шествия, надеваются маскарадные костюмы, маски или раскрашиваются лица. На Пурим пекутся особые сладкие пирожки, которые почему-то называют «уши Амана», или «карманы Амана».
Пурим символизирует борьбу за физическое выживание еврейского народа, поэтому этот праздник включает не только духовные, но и чисто материальные моменты, как бы призванные заявить: вот мы живем, пьем, едим и веселимся.

Продолжение следует


Рецензии