Ножка телятины-1

НОЖКА ТЕЛЯТИНЫ
(Классические уродцы)

Анализ стилистических ошибок
в русской литературе, и не только

Не дай Бог, если читатель воспримет эту мою книгу как издевательство над великими нашими писателями. Я их уважаю и ценю, но, к сожалению, и их творения изобилуют ошибками стилистического порядка. А от них – урон русскому языку. А русский язык мы должны беречь как зеницу ока. Это самое ценное наше достояние.
Скорее всего эта книга – нечто вроде учебника правильности нашей речи, против чего все мы безбожно грешим.
АВТОР.

1. В. Маяковский. («Массам непонятно»). «НОЖКА ТЕЛЯТИНЫ».

«... А этот самый
критик влиятельный
крестьянина
   видел
только до войны,
при  покупке
     на даче
    ножки телятины...»

Классика смело расширяет значения затёртых слов. Вот уж ножка есть не только у теленка, но и у телятины. И ничего, что “массам  непонятно”. На то и массы, чтобы их просвещать... Правда, и самому просвещающему, прежде чем садиться за любимую “лесенку”,  следовало разобраться, откуда у телятины ножки растут... В стихотворении это осталось в великой тайне...

2. Л. Толстой. («Набег»). «ПОТАЛКИВАЯ ПЯТКАМИ НОГАМИ».

«Капитан казался задумчивее обыкновенного, не выпускал изо рта дагестанской трубочки и с каждым шагом пятками поталкивал ногами свою лошадку...»

Ладно только пятками ногами, а не еще чем-нибудь, скажем, локтями руками.

3. Н. Гоголь. («Ночь перед Рождеством»). «РУКА С КОЛБАСОЮ В РУКАХ».

«...Маленькие окна  подымались, и сухощавая рука старухи, к о т о р ы е  одни только вме-сте с степенными отцами остались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога...»

Ну, рука с колбасою в руках – само собою. Тут явно Гоголь наколбасил. Но смотрите: открывались многие окна, а рука-то с колбасою в руках (или с куском пирога) высовывалась только из одного; для чего же другие-то открывались, для какого такого действа?.. Или вот из одной старухи автор мигом делает многих: одна превратилась в которые... Или еще одна лихая закрутка: старухи одни только со степенными отцами остались в избах... Ну, сказал бы уж просто: старухи со стариками остались одни – всё было бы ясно, а то ведь нет: старухи – со степенными отцами... Своими, что ли? Ежели старухам лет под семьдесят, то отцам их где-то под сотню. Что-то не слышно было, чтобы столетних степенными отцами называли, – какая уж тут степенность?.. Кажется, побил Гоголь и тут все рекорды – особенно относительно свободы русского языка...

4. М. Лермонтов . («Герой нашего времени»). «ВСПЕНЕННЫЕ ВАЛУНЫ».

«... Не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани»...

Трудно спутать вал-волну с камнем-валуном, но, оказывается, бывает и такое...

5. С. Есенин. («Выткался на озере...») «ПЛАЧЕТ ИВОЛГА В ДУПЛЕ...»

«...Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло»...

Как утверждают знатоки птиц, иволга никогда не прячется в отверстиях больших деревьев. «...живет в лиственных и смешанных лесах. Гнезда висячие, укрепляемые в развилках ветвей на высоте от 1 1/2 до 20 м...» (БСЭ, т. 10).

6. М. Горький. («Жизнь Клима Самгина»). «ДОЖДИК ВСПРЫСНУЛ ТАК ВСПРЫСНУЛ!»

«...Незадолго пред этим сад был обильно вспрыснут дождем, на освеженной листве весело сверкали в лучах заката разноцветные капли».

Обильно можно полить, но не вспрыснуть (одна из самых низких степеней действия).

7. М. Горький. (Там же). «ЯЗЫК НА ГУБЕ».

«...Когда  он играл, язык его почему-то высовывался и лежал на дряблой бритой губе»...

Язык почему-то высовывался и лежал на бритой губе. Было бы много хуже, если бы лежал он на губе небритой.

8. М. Горький. (Там же). «ПЛАКАЛ ТАК, ЧТО ШАТАЛО».

«...плакал так, что его шатало из стороны в сторону»...

Может, так шатало его не только от плача. Тут Горький что-то недоговорил...

9. М. Горький. (Там же). «ТЯЖЕЛАЯ ГУБА».

«... А у Варавки как-то жадно и уродливо вываливалась из бороды его тяжелая, мясистая губа»...

Жаль, что автор не уточнил, сколько губа весила, вываливаясь из... бороды...

10. М. Горький. (Там же). «УМЕРЕТЬ НЕ ТОРОПЯСЬ».

«...и, не торопясь, умирала в маленькой, полутёмной комнатке за кухней»...

Вообще-то, трудно представить себе человека, который торопится умереть... Хотя, по Горькому, всякое бывает... Некоторые умирать прямо-таки спешат...

(Продолжение следует)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.