О хронологии событий в восточном Дешти-Кипчаке в 6

Опубликовано в сборнике «История, Экономика и Культура Средневековых Тюрко-Татарских государств Западной Сибири»//Материалы Международной Конференции (Курган, 21-22 апреля 2011 г.). Курган. 2011. С. 58-62.

Сабитов Жаксылык

Политическая ситуация в улусе шибанидов в 60-90-ые годы 15 века является очень запутанной как в плане хронологии, так и в плане расстановки политических сил.
Безусловным фактом для начала этого периода является ханствование Абулхаир-хана, который умер, согласно Тарихи Абулхаир-хани в 874 году хиджры (1469-1470) в год мыши в возрасте 57 лет. [12, с. 173]
Очень спорным с точки зрения хронологии является эпизод с правлением Ядигера. Есть три источника, которые имеют различные точки зрения на этот вопрос:
1. Абулгази. Он вообще не датирует избрание Ядигера ханом.
2. Фирдаус ал Икбал. Он датирует избрание Ядигера ханом 862 годом хиджры (27.11.1457-15.11.1458)
У Абулгази этот эпизод никак не датирован, он поставлен после эпизода, когда Муса с помощью Буреке, сына Ядигера расправился с Ходжашем. Здесь надо учитывать, что различные переводы Абулгази могут отличаться друг от друга в деталях. Трепавлов В.В. ошибочно датирует конфликт Мусы и Ходжаша 1455 годом (860 г.х.), хотя (согласно переводам 1768 и 1996 годов) данная дата была из предыдущего рассказа о том, как Буреке по приказу Абулхаир-хана поддерживал тимурида Мухаммеда Джуки, сына Абдул Латифа против тимурида Абу Сеида, бывшего ставленника Абулхаир-хана. Буреке с 30 тысячами вторгся в тимуридские владения, овладел Ташкентом и подошел к Самарканду. Возле Самарканда состоялась битва между узбеками и тимуридским эмиром Мозайяд Аргуном. Буреке командовал левым крылом, Пешкенд-оглан правым, а сам Мухаммед Джуки был в центре. Пешкенд-оглан по нашему мнению это известный Бишкент-оглан иджан, сподвижник Абулхаир-хана [12, с. 172]
Буреке победил, но последующее наступление Абу Сеида свело на нет все успехи узбеков. Летом 860 г.х. (лето 1455 года) [1, с. 147]. Мухаммед Джуки был посажен в крепость Ихтияр уд-дин в Хорасане. Согласно переводу 1996 года указан просто год [2, с. 108]. Согласно же другим источникам Мухаммед Джуки только в 1457 году восстал против Абу Сеида и только после этого ушел к Абулхаир-хану и получил от него помощь [3, с. 137]. Но видимо здесь Ахмедов Б.А. не прав. Дата не указана в источнике, на который он ссылается (Масуд Кухистани), а является, скорее всего, производной от другой даты. У Масуда Кухистани поход Пишкадэ-оглана с Мухаммедом Джуки поставлен после эпизода битвы с калмаками Уз-Тимур-тайши. Скорее всего, на этом зиждиться утверждение о дате. Как мы знаем в результате битвы с калмаками Абулхаир-хан проиграл, его внук Махмуд-султан, сын Шах-Будака стал аманатом (заложником) у Уз-Тимур-тайши. Дата битвы с калмаками вычисляется косвенно на основе данных рождения Махмуд-слутана. Согласно Бинаи, Махмуд-султан родился в 858 г.х. (9.1.1454-29.12.1454) [9, с. 97]. Согласно Нусрат-наме Махмуд-султан в возрасте трех лет попал в плен к Уз-Тимур-тайши и был в плену 7 лет, после чего Уз-Тимур-тайши отпустил его к деду [9, с. 17]. Таким образом, битвы калмаков Уз-Тимур-тайши с Абулхаир-ханом можно датировать 1457 годом (т.е. годом, когда Махмуд-султану было 3 года). По нашему мнению расстановка эпизодов у Масуда Кухистани осуществлялось произвольно на основе рукописи Самарканди [12, с. 166-180]. Таким образом, дата из Абулгази нам кажется более предпочтительной.
Эпизод с конфликтом Мусы и Ходжаша не датирован и мы вправе считать, что он мог произойти и гораздо позже середины 1450-х годов.
Согласно Абулгази Муса первоначально потерпел поражение от Ходжаша, и бежал к Буреке. Согласно переводу 1768 года и Ходжаш и Муса названы как «вельможи в областях Ядир-хановых», то есть можно предположить, что данный конфликт начался уже после воцарения Ядигер-хана или как минимум в период междуцарствия и курултая, который избрал Ядигера верховным ханом улуса Шибана. Противоречивость его положения на момент прибытия Мусы обозначена следующей формулировкой: «но как его отец Жадигер не был еще верховным владетелем, хотя подданные и признавали его за своего хана» [1, с. 148]. Прибытие Мусы привело к тому, что Ядигер стал ханом, и войско Буреке и Мусы пошло в поход против Ходжаш-мирзы. Поход, начавшийся в начале зимы, был под угрозой отмены из-за того что выпало много снега. К отмене похода склонялись и сам Муса, но Буреке настоял на продолжении похода [1, с. 148]. При переходе через высокую гору Буреке заметил другую армию. Выслав лазутчиков, он узнал, что это армия Ходжаша. Буреке внезапно напал, Ходжаш погиб в бою. Буреке взял замуж Малаи-хан-саду, дочь Ходжаша. Весной Буреке вернулся домой [1, с. 149] 
 Следующий эпизод у Абулгази переводили по-разному. Согласно переводу 1768 года он называется о смерти Абулхаир-хана и Бурга-султана [1, с. 150], в то время как в переводе 1996 года он называет о смерти Ядигер-хана и Берке-султана [2, с. 109]. Согласно Абулгази Абулхаир-хан с несколькими сыновьями был убит заговорщиками. Но в переводе 1996 года сказано, что Абулхаир-хан умер после Ядигера [2, с. 109], в то время как в переводе 1768 такого упоминания нет.
Летом 886 г.х.(1481 года), согласно Абулгази Мухаммед Шейбани убил Буреке-султана. У Абулгази в примечаниях написано, что данное событие произошло в 1482 году [1, с. 158], но видимо у переводчиков произошла ошибка на год. 886 год по хиджре длился с 11.03.1481 по 28.02.1482. Таким образом, лето 886 года по хиджре – это лето 1481 года.
Когда Мухаммед Шейбани захватил орду Буреке, в плен ему попала дочь Ходжаш-мирзы Малай-ханзада, которую он отдал своему дяде Ходжа-Мухаммеду. Согласно Абулгази она уже была на втором месяце беременности от Буреке и родила Джанибека, который считался сыном Ходжа-Мухаммеда, но биологическим отцом которого был Буреке [1, с. 158]. Весь улус Буреке ушел к ногаям [14, с. 105].
Второй источник, который нам говорит о воцарении Ядигера – это Фирдаус ал Икбал. Согласно этому источнику избрание Ядигера ханом произошло в 862 году хиджры (27.11.1457-15.11.1458). Совсем непонятно источник откуда Мунис взял данную дату, ведь с момента воцарения Ядигера до написания данного труда прошло около 350 лет. Вполне возможно, что эта и другие даты (такие как 1505 год как год после смерти Мухаммеда Шейбани и год завоевания Хорезма детьми Буреке) ошибочны.
Известно, что Мухаммед Шейбани умер не 1505 году, а гораздо позже, в 1510 году. Надо думать ошибки в Фирдаус ал Икбал вызваны тем, что устное летоисчисление по животному циклу переводилось в мусульманские годы по хиджре и получалось так, что при ошибке, сдвиг приходился на 12 лет. То есть, например, в Фирдаус ал Икбал сказано, что Ядигер стал ханом в 1457-1458 году, а согласно Фатх-наме он стал ханом после смерти Абулхаира. Надо думать, что тут произошла ошибка в один цикл и Ядигер стал ханом не 1457-1458 годах, а в 1469-1470 годах. То же самое с датой завоевания Хорезма. Скорее всего, Ильбарс с братом завоевали Хорезм не в 1505-1506 годах, а в 1517-1518 годах [13, с. 139]
Третий источник Фатх-наме, в котором сказано, что Ядигер стал ханом после смерти Абулхаир-хана, кроме того там сказано, что Шайх-Хайдар, сын Абулхаир-хана, стал ханом только после смерти самого Ядигера. Сам же Мухаммед Шейбани согласно Фатх-наме служил Ядигеру в возрасте 16 лет [9, с. 54-56] . Известно, что Мухаммед Шейбани родился в 855 г.х (11.02.1451-30.01.1452). «Во время Хан-и Бузурга в году восемьсот пятьдесят пятом в доме Шах-Будак-хана пришел на арену бытия сын. Хан-и Бузург нарек [его] именем Мухаммад-Шайбани и дал прозвище Шахбахт» [МИКХ9, с. 393]. Таким образом, можно тут заметить противоречие. Мухаммед Шейбани вряд ли мог служить Ядигеру в 1467-68 годах при жизни деда. Видимо автор Фатх-наме ошибся с возрастом Мухаммеда Шейбани.
Согласно Фатх-наме:
«Однажды из-за коловращения небесных сфер
Проявлением болезни было полонено Солнце.
Столь явным стало могущество болезни,
Что она утащила его пожитки в царство небытия» [9, с. 53] .
В примечаниях к слову Солнце был написано: «Имеется в виду Абу-л-Хайр-хан». Но, скорее всего, здесь автор связывает смерть Абулхаир-хана с «болезнью солнца из-за коловращения небесных сфер». Скорее всего, здесь автор Фатх-наме имел ввиду затмение солнца, которое он связывал с болезнью или смертью Абулхаир-хана.
Кочекаев Б.-А. Б. считал, что Ядигер был провозглашен ханом мангытами после смерти Абулхаир-хана для противостояния казахам, которые теснили мангытов на запад [7, с. 51-52]. Здесь мы согласны, что Ядигер стал ханом после смерти Абулахира, но насчет противостояния с казахами слишком мало аргументов в пользу такого противостояния.
Султанов Т.И. считает, что Абулхаир умер в 1468 году: «Махмуд бен Вали в качестве даты похода и смерти хана приводит год мыши (1468 г.), однако приравнивает его к 874 году хиджры (19.07. 1469-7.07.1470). В подобных случаях хронологической неувязки, если речь идет об исторических трудах, написанных в Туркестане, по словам В.В. Бартольда, приходиться предполагать ошибку в мусульманской дате, так как с эрой по циклу, население ближе знакомо. Однако опыт изучения материалов мусульманских источников в этом плане показывает, что здесь нет ошибки, просто в Туркестане и прилегающих регионах 12-летний циклический календарь не был един… В Туркестане эта разница, судя по всему, составляла один календарный год. Абулхаир умер в один из зимних месяцев года мыши, то есть в конце 1468 начале 1469 года, поскольку речь в источнике идет о начале зимы, предпочтительным оказывается 1468 год» [6, с. 237].
Здесь мы должны отметить, что данная дата не является оригинальным свидетельством Махмуда Бен Вали, а является, скорее всего, заимствованной из труда Масуда Кухистани, где по датам указаны:
1. Дата рождения (816 г.х. (11.04.1413-30.03.1414), год дракона)
2. Дата вступления на престол (833 г.х. (8.10.1429-26.09.1430), год обезьяны)
3. Дата смерти Абулхаира (874 г.х. (19.07. 1469-7.07.1470), год мыши, умер в возрасте 57 лет).
4. Дата смерти Абдаллаха, противника Абу Саида (10 джумади 855 г.х.) [12, с. 173]
Основываясь на словах Султанова Т.И. о том, что «В Туркестане эта разница, судя по всему, составляла один календарный год», мы можем предположить, что год Мыши в Туркестане отличался на один год вперед. Например, в традиционном календаре он в 1468 году, а в календаре Туркестана это 1469 год. Таким образом, можно заметить, что никакого противоречия между Календарем по животному циклу и годом по хиджре нет. В итоге можно сказать, что Абулхаир-хан родился где-то в 1413 году и умер, зимой 1469-70 годов, вполне возможно в декабре 1469 года. Правда утверждение, что он умер в 57 лет, может свидетельствовать, что он умер немногим позже в 1470 году после своего дня рождения между 11 апрелем (начало 816 года хиджры, в котором он родился) и  до 19 июля (день окончания 874 года по хиджре).
Далее в Фатх-наме идет отрывок о том, как Мухаммед Шейбани под руководством Буреке воевал с могулами:
Когда Йадгар взошел на ханский престол,
Он решил провести зиму в Отраре.
Едва тронулся из степей к Отрару,
Как явился некий человек и его известил:
«Пришло великое числом могульское войско,
Все [могулы] — степные волки и свойственники демона пустыни.
В царство вошло странное войско,
Оно направило копья на притеснение жителей.
Порушился мир смутою йаджуджей.
Имя хана сего войска Йунус,
Обладает он умением притеснять силою,
Воинство его числом более муравьев и змей».
В ту пору шаху сахибкирану
Было от роду шестнадцать лет.
Силою лука и мощью меча
Он словно молния, что ударяет из грохочущей тучи.
Благодаря блеску счастья, сверкающему на челе,
Благополучие [ему] — гулам, победа — интимный друг.
Несмотря на молодость, он был столь умудрен,
Что в рассудительности и знании был опытным старцем.
В то время у хана был один сын,
Витязь, словно гора препоясанная мечом,
Имя которому было в [этом] мире Буреке.
Разил он [врагов] с быстротой и свирепостью яда.
Когда произвели они подсчет [своему] войску,
В нем оказалось более тридцати тысяч.
Отправилось войско на войну с могулами,
Померк мир от пыли, [поднятой] всадниками…
Однако могулы, напрягши силы, первыми
Стремительно напали на Буреке.
Сколько пустили они стрел, обрушили ударов мечей и метнули дротиков,
Что [воины Буреке] побежали от первого же натиска
[Едва] они решительно произвели первую мощную атаку,
[Как] полностью смешали [строй] войска Буреке…
Затем, когда устремился вперед сахибкиран,
Неприятель пустился в бегство пред его острым мечом.
Разбегаясь, как муравьи под ногами слона,
Они стали соломой на поверхности реки Нил.
Шаханшах захватил богатую добычу,
В то мгновение он получил предсказание об [ожидающем его] счастьи.
Войско, завершив дело врага мечом,
Опустило его луну за тучи» [9, с. 54-56]
С этим рассказом перекликается другой рассказ Мирза Хайдара Дулати об убийстве могулистанским ханом Юнусом Бурудж-оглана сына Абулхаир-хана [9, с. 197-199]. Вполне возможно это два свидетельства одного и того же события.
В примечаниях о Бурудж-оглане сказано «назван ниже в «Та'рих-и Рашиди» сыном Абу-л-Хайра, что ошибочно, так как среди его сыновей нет никого, кто носил бы такое имя. Б. А. Ахмедов отождествляет Бурудж-оглана (у него: Бурунч-оглан) с Бузунджар-бием из племени кият, что вызывает сомнение, так как Бурудж назван огланом, т. е. отпрыском ханского рода, каковым не был Бузунджар-бий. По «Фатх-наме» Шади противником Йунус-хана в этой битве на Сыр-Дарье был сын шайбанида Йадгар-хана по имени Буреке-султан. Возможно, что Буреке есть вежливая форма обращения от имени Бурудж» [9, с. 524].
Мы не вполне солидарны с мнением составителей МИКХ и предполагаем, что тем Бурудж-огланом был Ак-Бурун-султан (Ак-Йорун), сын Абулхаир-хана [15, с. 79]
Очень интересным в плане датировки столкновения могулов и узбеков является отрывок из сочинения Мирза Хайдара Дулати:
«Короче говоря, он (Рашид-хан) вступил в союз с Шайбаном и разгромил узбек-казаков. И действительно, разгром узбек-казаков был удивительным делом после того, как [Рашид хан] пренебрег старинными обычаями.  С тех пор, как Султан Йунус хан разбил Бурудж углана в Кара-Тукае в 877 (1472-1473) году, до настоящего времени между узбеками и моголами произошло много сражений, и всегда узбеки побеждали, так что моголы никогда за этот период не одерживали победу над узбеками» [10, с. 180]. То есть согласно Мирза Хайдару Дулати столкновение могулов и узбеков, в котором со стороны узбеков участвовали Буреке и Мухаммед Шейбани происходило в 877 г.х. (16.06.1472-05.06.1473), причем это столкновение происходило с осени 1472 до начала1473 года, так как у Шади было написано:
«Когда Йадгар взошел на ханский престол,
Он решил провести зиму в Отраре.
Едва тронулся из степей к Отрару,
Как явился некий человек и его известил» [9, с. 54]
Видимо Ядигер правил не очень долго, после поражения от могулов и уже после его смерти в 1473 году ханом был избран Шах-Хайдар, но против него выступила коалиция в составе Саийдека, Ибака, Джанибека и Кирея, мангытов Аббаса, Мусы, Ямгурчи, Буреке-султана.
Говоря о главе коалиции Саийдек-хане, мы бы хотели предложить свое видение событий:
Султан Саид-Йеке, которого в источниках называли «братом Абулхаира» был выпущен Абу Сеидом на свободу из плена в январе-феврале 1465 года. Он был до этого взят в плен в Хорезме и находился в заключении в Герате. Эмиры и чиновники снабдили его «царскими принадлежностями» и отправили в «область Узбекскую» [4, с. 383].
Под словосочетанием снабдили «царскими принадлежностями» вполне можно понять, что Абу Сеид, бывший ставленник, впоследствии противник Абулхаир-хана, решил выдвинуть против Абулхаир-хана соперника, в виде Саийдек-хана. Таким образом, можно считать, что Саийдек стал ханом при поддержке Тимуридов в январе-феврале 1465 года и был им до смерти Шах-Хайдара. Саийдек, по всей видимости, умер в 1473 году во время войн с Шах-Хайдаром, потому что после смерти Шах-Хайдара коалицию возглавляет его племянник Ибак.
Шах-Хайдар по нашему мнению стал ханом в 1473 году, после поражения от могулов и смерти Ядигера. Но был он им недолго. В этом же году он был разбит и убит коалицией врагов. После разгрома Шах-Хайдара Ибак и мангытские мурзы совершили поход под Астрахань. Видимо именно  к тому периоду и этому эпизоду относиться первое упоминание Ибака как ногайского царя в русских летописях в 1473 году [11, с. 203]
Говоря дальше о хронологии этого периода нужно затронуть такие произведения о Мухаммеде Шейбани как Фатх-наме, Таварихи гузидайи нусрат-наме и Шейбани-наме Бинаи. Как мы знаем, Мухаммед Шейбани в течение 25-30 лет был скитальцем и не имел четких владений до завоевания Средней Азии. Читая вышеупомянутые произведения можно подумать, что путь от бездомного казака до хана Средней Азии Мухаммед Шейбани прошел за 10 лет. На самом деле все эти события нельзя помещать в течение периода непосредственно после смерти Шах-Хайдара. Можно предположить, что в 70-ые годы Мухаммед Шейбани ничем таким не проявил себя. То приглашение Мухаммеда Шейбани к Мусе, чтобы назначить его ханом по нашему мнению не могло быть в 1473 году, как считает Трепавлов В.В. Трепавлов В.В. аргументирует это тем, что согласно Кадырали Жалаири Хорезми-бек, стал беком после смерти Ваккаса и  позже не известен по другим источникам. А так как Хорезми-бек не был известен как бек больше ни в каких источниках, то можно предположить, что он был убит непосредственно сразу же после смерти Шах-Хайдара и Джанибека [14, с. 105-106].
Свою аргументацию мы предложим после рассмотрения структуры всех трех произведений.
В трех сочинениях ясно виднеется структура и этапы борьбы Мухаммеда Шейбани за власть:
1. Набег на Ахмада. Он мог случиться до 1480 года, когда Ахмад был жив.
2. Уход в Туркестан. Случился сразу же после ухода от Ахмада
3. Набег на Шах-Будака. По нашему мнению это отрывок может пролить свет на более точную хронологию событий. Остановимся на нем ниже.
4. Приход под Туркестан Кирей-хана. Уход в Бухару
5. Возвращение после двух лет отсутствия, приглашение Мусы, битва с Бурундуком, смерть Хорезми-бека.
6. Возвращение от Мусы, набег на Хорезм, приход отколовшихся от Ибака людей.
Так как приход под Туркестан Кирей-хана и приглашение Мусы случилось немногим позже набега на Шах-Будака, мы бы хотели выразить свое мнение по поводу датировки этого набега.
Согласно Бинаи:
«В ту пору в орде [Мухаммад Шайбани-хана] кончился провиант. Посоветовавшись с 'Алике-султаном, он направил в набег на улус Хамза-султана, Махмуд-султака н Суйунч-Ходжа-султана с отрядом из храбрецов войска. Когда они достигли улуса и совершили нападение, в [их] руки попало большое богатство. Захватив [это] богатство, они повернули назад. Случайно на том пути [произошло следующее]. Шах-Будаг-бахадур был сыном Ходжа-бахадура, имел прозвище (лакаб) Суфи, он был из омака  канглы. Он бежал от мангытов. По той причине, что он, Шах-Будаг-Суфи ради Шахибек-хана орду Буреке-султана, которого убил хан и орда которого была рассеяна ханом, увел от Йамгурчи-мирзы [и тем самым] сделал доброе дело для хана, — сам по этой причине бежал, пришел к туркменам и находился [у них]. И вот теперь его старший сын Мансур-Суфи столкнулся с этими султанами» [9, с. 101-102].
Здесь мы видим точно, что набег случился после убийства Буреке, так как сказано, что отец Шах-Будака увел орду Буреке от Ямгурчи. Мы точно знаем, что Буреке был убит летом 1481 года [1, с. 158]
Таким образом, мы можем датировать и правление Керей-хана как минимум до 1481 года.
Также приглашение Мусы нужно датировать периодом после 1483 года.
Такими периодами могли быть три периода:
1. 1490 год, когда Муса и Ямгурчи объявили ханом Абулека, сына Ядигера [5, с. 37]. Возможно, до этого они подбирали другие кандидатуры, и среди них был Мухаммед Шейбани
2. 1492 год, когда Аббас и Ямгурчи были не в миру с Мусой, а тот кочевал по Эмбе, отдельно от них. Причем Аббас и Ямгурчи призывали из Тюмени Ибака [14, с. 117].
3. После смерти Аббаса, когда беком мог стать старший из Мангытов. А именно Хорезми-бек. Этим можно объяснить короткие упоминания о Хорезми-беке. Он был беком короткий период между Аббасом и Мусой. Причем, как считает Трепавлов В.В. возвращение Мусы к ногаям связано именно со смертью Аббаса [14, с. 117]. Кроме того есть косвенные свидетельства говорящие о том, что приглашение Мухаммеда Шейбани случилось после смерти Аббаса, а не во время фронды Мусы. Трепавлов на основе мнений Небольсина, Усманова М. пишет, что Аббас был бездетным [14, с. 117].
Но судя по восточным источникам, у Аббаса были дети:
«Вначале он (Махмуд-султан) взял в жены дочь Али-мирзы, сына Аббас-бека… Затем взял в жены дочь Иумнак-мирзы, внука Науруз-бека, сына Идику-бека. Она была ему племянницей… Он (Мухаммед Тимур, сын Мухаммеда Шейбани) взял в жены дочь Бурундук-хана. Затем взял в жены дочь Худай-Берди-мирзы, сына Аббас-бека, и развелся с ней» [9, с. 18]
Видимо все эти браки были заключены во время союза Мусы и Мухаммеда Шейбани, тогда же женился и дядя Мухаммеда Шейбани. «Во [время] той встречи Муса-мирза сделал Суйунч-Ходжа-султана [своим] зятем». [9, с. 21]
Таким образом, мы хотим дать короткое резюме статьи.
Хан Абулхаир умер в начале зимы в 1469 году. После него устраивается курултай, куда внезапно после поражения от Ходжаша прибывает Муса. На курултае избирают ханом Ядигера, Муса становиться беклярбеком. Ядигер отправляет зимой 1470 года Буреке и Мусу в набег против Ходжаша, сына Гази. Осенью 1472 года Ядигер, Буреке и служащий им Мухаммед Шейбани отправляются в сторону Отрара, возле которого в местности Кара-Тукай остановился могулистанский Юнус-хан, бежавший от калмыков Амасанджи-тайши. В результате конфликта узбеки терпят поражение, причем был казнен попавший в плен сын Абулхаир-хана Ак-Бурун (Бурудж-оглан). Спустя некоторое время в 1473 году Ядигер умирает, и на его место был избран Шах-Хайдар, который вскоре был убит коалицией ногайских и казахских ханов во главе с Сайидеком. Саийдек был провозглашен ханом Тимуридами в январе-феврале 1465 года, после этого он собирал силы для противостояния Абулхаир-хану и его потомкам. Саийдек гибнет в то же время что и Шах-Хайдар и уже его племянник Ибак в 1473 году осаждает Мухаммеда Шейбани в Астрахани. В это время русские летописи как раз фиксируют Ибака как ногайского царя. В 70-х годах во главе улуса Шибана стоит Ибак с ногайскими мурзами. Со времен смерти Ваккаса главой ногайских мурз является Аббас. Летом 1481 года Мухаммед Шейбани убивает Буреке. В 80-х годах Мухаммед Шейбани промышляет набегами, но после визита под стены Туркестана казахского хана Керея (таким образом можно предположить, что Керей был еще жив около 1482 года), но вынужден был бежать в Бухару, где два года постигал науку. Через два года Мухаммед Шейбани возвращается в Дешти-Кипчак и сразу приглашается Мусой в Ногайскую орду, которая в то время рассорилась с Ибаком. После смерти Аббаса лидером мангытов является Хорезми-бек, но он был убит в результате боя с Бурундук-ханом. Главой мангытов становиться Муса. Мухаммед Шейбани, проявивший слишком большую активность так и не возводиться ханом у мангытов и уходит на Сырдарью, где совершает набег на Хорезм, позже к нему присоединяются люди ушедшие от Ибак-хана.

1. Абулгази Бахадур-хан. Родословная история о татарах. Т. 2. СПб. 1768
2. Абулгази Бахадур-хан. Родословное древо тюрков. М.-Т.-Б.. 1996. 186 с.
3. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. Москва. Наука. 1965. 194 с.
4. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
5. История Казахстана в Русских Источниках т.1. Алматы. 2005.
6. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». А. 1992. 373 с.
7. Кочекаев Б.-А.Б. Ногайско-русские отношения в 15-18 веках. Алма-ата. Наука 1988. 272 с.
8. Маслюженко Д.Н. «Легитимизация Тюменского ханства во внешнеполитической деятельности Ибрахим-хана (вторая половина 15 в.)» //Тюркологический сборник 2007-2008. Москва. 2009. С.237-257.
9. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
10. Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди (пер. А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой). Ташкент. Фан. 1996.
11. Полное Собрание русских летописей, Т. 11-12. Патриаршая или Никоновская летопись. Москва. 1965.
12. Сабитов Ж.М. «Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2009. №2. С.166-180.
13. Сабитов Ж.М. «Ханы Ногайской Орды»//Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань. 2009.
14. Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. 752 с.
15. Хафиз-и Таныш Бухари. Шараф -наме-йи шахи (Книга шахской славы).  (пер. М. А. Салахетдиновой). Наука. 1983


Рецензии