О взаимоотношениях Казахского ханства и Сибирских

Опубликовано в сборнике «История, Экономика и Культура Средневековых Тюрко-Татарских государств Западной Сибири»//Материалы Международной Конференции (Курган, 21-22 апреля 2011 г.). Курган. 2011. С. 68-70.

Сабитов Жаксылык

Говоря о взаимоотношениях Казахского ханства и Сибирских Шибанидов, нам стоит отметить, что письменные данные, говорящие об их взаимоотношениях отрывочны. Поэтому данная тема очень редко затрагивалась историками.
В одной из легенд про Тайбугу, сказано, когда Чингис подчинил себе Бухару, то один царевич Казакской Орды, по имени Тайбуга, сын хана Мамыка, выпросил у Чингиза во владения места по рекам Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре. Чингис доверил ему управление этими областями, и потомки Тайбуги продолжали после него владеть теми же землями. [15, с. 186]
Казахское ханство возникло в 1470 году после смерти Абулхаир-хана и возвращения Джанибека и Кирея из Могулистана [11, с. 237-240], куда они откочевали после смерти своих отцов Барака и Пулада [20, с. 169]. Возникновение Сибирского ханства многие историки датируют по разному:
1. Хаджи-Мухаммед-хан считается основателем Сибирского ханства. [21, с. 208-209, 222-224] [17, с. 276]
2. Ибак-хан основатель Тюменского ханства, а сам термин Сибирское ханство стоит употреблять к ханству Муртазы, Кучума и Ахмед-Гирея [13, с. 238]. Мы присоединяемся ко второй точке зрения, поэтому мы будем говорить о связях Казахского ханства с сибирскими Шибанидами, к которым принадлежали как сам Сайдек, Ибак, Мамук, так и их потомки Муртаза, Ахмед-Гирей, Кучум, Бахадур.
3. Экстравагантной выглядит версия о Тохтамыше, как основателе Сибирского ханства [18, с. 151]
Говоря об основателе Тюменского ханства, мы бы хотели оговориться. Что его основателем считаем Сайдек-хана, сына Хаджи-Мухаммеда. Султан Саид-Йеке, которого в источниках называли «братом Абулхаира» был выпущен Абу Сеидом на свободу из плена в январе-феврале 1465 года. Он был до этого взят в плен в Хорезме и находился в заключении в Герате. Эмиры и чиновники снабдили его «царскими принадлежностями» и отправили в «область Узбекскую» [7. c. 383]. По нашему мнению он был сыном Хаджи-Мухаммеда, известным как Сайидек-хан. Попал он в плен, скорее всего, в том же хорезмском походе, где и погиб Кепек-ходжа буркут, которого мы отождествляем с Ходжой Тайбугидом. Абу Саид возвел его в ханы (снабдил «царскими принадлежностями») видимо для того чтобы использовать как ставленника против Абулхаир-хана, ведь тот намеривался поддержать Хусейна Байкару в борьбе за Тимуридский престол. После смерти Абулхаир-хана Сайдек-хан вместе с племянником Ибаком выступил против наследников Абулхаир-хана. В союзе с ним были его племянник Ибак, Джанибек и Кирей, Буреке, сын Ядгар-хана, мангыты Аббас, Муса и Ямгурчи. [14, с. 19, 57, 99]. Видимо Саидек-хан умер вскоре после начала войны с Шайх-Хайдаром, так как уже вскоре во главе Сибирских Шибанидов назван Ибак-хан, который вместе с мангытами и Ахмад-ханом убил Шайх-Хайдара и пытался захватить внуков Абулхаир-хана в Астрахани [14, с. 99]
На первом этапе существования Сибирские Шибаниды имели общие интересы с Казахскими ханами и в союзе боролись против наследников Абулхаир-хана. Мингулов Н.Н. выдвигал версию о том, что с усилением Джанибека и Кирея Ибак искал поддержку у ногаев и вынужден был примкнуть к ним [5, с. 186-187]. Трепавлов В.В. пишет, что ногайские мурзы до смерти Джанибек-хана, сына Барака подчинялись ему [23, с.104-105]. Мы не согласны с этой точкой зрения, так как старшим ханом у казахов был Керей-хан, если бы ногайские мурзы подчинялись бы казахам, то в качестве хана они называли бы Керей-хана. Также интересно известие Абд ал-Кадира Мухаммед-Амина о казахских ханах: Первый их независимый правитель был Ахмад-хан, а его сын Бурундук-хан. После Бурундук-хана правление перешло к потомкам Джанибека. Ахмад-хан известен как Гадай-хан (Гирей-хан) ибн Барак-хан ибн Куйирчик-хан ибн Рус-хан [6, с. 275]. Вполне возможно, когда шибанидские источники говорили о том, что Ибак привел войска Ахмад-хана, здесь имелись ввиду войска казахского Ахмад-хана (Кирей-хан), таким образом можно объяснить противоречие, которое встречается в источниках. У Шади Ахмед-хан является союзником Шейх-Хайдара [14, с. 57], хотя в других источниках он назван как враг Шейх-Хайдара, чьи войска привел Ибак-хан, который и убил Шейх-Хайдара. Можно предположить, что Хаджи-Тарханский Ахмад-хан и его племянник астраханский Касим-хан были союзниками Шейх-Хайдара и потомков Абулхаир-хана, в то время как казахский Ахмад Гирей-хан (слабое упоминание Гирея в борьбе с Шибанидами настораживает, видимо, он упоминается не только как Гирей, но и как Ахмад-хан) вместе с Джанибеком, Ибаком и ногайскими мурзами выступил против Шайх-Хайдара и наследников Абулхаир-хана. Также, скорее всего, его войска с ногайскими мурзами и Ибак-ханом осаждали Мухаммеда Шейбани в Астрахани.
В дальнейшем история Казахстана вообще очень отрывочно представлена  в источниках. Данный период хорошо разобран у Атыгаева Н.А. [3, с. 50-62]. Из интересующих нас событий, укладывающихся в тему статьи, интересно упоминание о смерти Тугум-хана.
Тугум-хан был старшим братом Шигая и погиб в битве с «Чагатами». Еще Вельяминов-Зернов предложил две версии, кто такие Чагаты. Часть исследователей (Бартольд В.В., Акимушкин О.Ф., Султанов Т.И.) придерживается его первой версии и считает, что эти Чагаты – это Чагатаи. Другая часть исследователей (Юдин В.П., Атыгаев Н.А.) на основании сообщений Кадырали Жалаири о Джагатах, считают, что данными Чагатами были чатские татары, жившие в Приобье [3, с. 58-59]. Атыгаев Н.А. датирует эту битву 1551 годом. В этой битве погибло 37 султанов: все потомство Тугума и один племянник Башибек (сын его брата Малика), которые назывались как тогуз сары (9 рыжих).  После этой битвы, по мнению Атыгаева Н.А. среди казахов не было хана и они по сообщению русского посла в Ногайской Орде Тургенева П. в 1551 году просили у турецкого султана «прислать им царя».
Также интересным является упоминание Яхшим-бикем (жене Шигай-хана и матери Таввакул-хана, Ишим-хана и Сабырбик-ханым), которая родом из Джагата [11, с. 292] . Атыгаев Н.А. справедливо полагает, что Яхшим-бикем не была из Чагатаев, иначе бы она носила бы приставку ханым. Также ни Хайдар Дулати, ни Шах Махмуд Чурас не указывают ее в качестве чагатаидских принцесс, отданных замуж за казахских султанов [3, с. 59]. Таким образом, можно предположить, что Яхшим-бикем была из чатских татар, и возможно принадлежала к Тайбугидской династии.
Период с 1560 по 1600-ые годы был очень интенсивен в плане взаимодействия Казахского и вновь образованного Сибирского ханств.
В 1569 году казахи во главе с Хак-Назаром совершили поход на Ногайскую орду, косвенно задев и хана Кучума, который весной 1570 года выслал грамоту в Россию, жалуясь на действия Хак-Назара. Но уже в 1573 году Кучум, до этого плативший дань России, перестает ее выплачивать [12, с. 128-129]
В 1574 году по данным Катанова Н.Ф. ханом Сибири стал Ахмед-Гирей, который правил до 1578 года, после чего ханом снова стал Кучум [10, с. 51-60]
По преданию, приводимому автором XVIII в. Г.Ф. Миллером, одна из дочерей Шигай-хана (имя ее не приводится) была замужем за братом Кучум-хана, Ахмад-Гиреем. [11, с. 292-293]
Ахмет-Гирей женился на дочери казахского хана Шигая. Но тот весьма неучтиво обращался с женой, несмотря на ее ханское происхождение. Разгневанный Шигай-хан, желая отомстить за бесчестие своей дочери, послал своих людей, которые убили брата сибирского правителя. [15, с. 196]
Также Кучум имел жену, дочь Шигая [16, с. 656]
Согласно Абдирову М.Ж.:
Среди сибирских татар бытовала легенда о Сузге, жене Кучума, дочери безымянного казахского султана. Содержание легенды напоминает татарскую легенду о Суюнбике: Во время похода Ермака казаки осадили Сузге-туру, город, построенный Кучумом для любимой жены. Когда казаки смогли взять город, то Сузге покончила собой, вонзив в себя кинжал, подаренный ей Кучумом. Суеверные казаки сожгли город.
В 1839 году Петр Ершов, автор известного Конька-горбунка написал поэму Сузге, посвященную жене Кучума. В 1889 году пьеса Сузге была поставлена на сцене Тобольского театра. В 1896 году композитор Корнилов написал оперу Сузге. [1, с. 149]
Хади Атласи называл имя дочери Шигая: Ляля.
Возможно, все эти женщины были одной женщиной, дочерью казахского хана Шигая, которая после смерти Ахмед-Гирея перешла по левирату к Кучуму.
Также очень интересно следующее известие:
Али, претендовавший на титул сибирского хана, кочевал отдельно от царевичей Каная и Азима. Причем "лучшие люди" Али перебежали от него к братьям, потому что мать Али была не высокородной. Они же хотели поставить царем Каная, мать которого проживала в Сауране (Шавран), куда много раз звали Каная править, но он ввиду печального опыта отца, не соглашался на это. Она происходила из княжеского бухарского рода [16, с. 33-34].
Вполне возможно, что мать Каная была дочерью Шигая и после смерти Кучума ушла во владения своих братьев.
Хотелось бы также отметить следующий факт: историки очень часто путают Ишима сына Кучума и Ишима, сына Шигая. В Российской генеалогии 19 века даже утвердилось мнение, что казахские чингизиды потомки Кучума, через его сына Ишима (Катанов Н., Пантусов Н.Н.) [4, с. 158-159]. А некоторые казахские историки, когда пишут об Ишиме, сыне Шигая приписывают ему дела Ишима сына Кучума, который действительно жил у калмаков несколько лет.
Следующим вопросом, который мы хотели бы затронуть это личность Бахадура, потомка Сибирских Шибанидов, известного по сообщению Абулгази. Его генеалогия: Бахадур, сына Шамая, сына Узара, сына Тулака, сына Ибака [25, с. 177]. Мы отождествляем его с Бахадур-ханом, сподвижником казахских ханов Таввакула и Ишима.
Первое упоминание Бахадур-хана связано с походом Абдаллаха II на Ура-Тюбе в 988 году хиджры (1580-81), в том походе он сражался с войском казахов и киргизов под предводительством Ишим-хана и Бахадур-хана [2, с. 260]. В 1598 году Таввакул, вместе с Бахадур-султаном и Ишим-султаном предпринял поход на Среднюю Азию [11, с. 295]. Также Бахадур-хан известен как сподвижник Ишим-хана в его борьбе с Лже-Абдал-Гаффар-ханом в 1012-13 годах хиджры [2, с. 199-200].
Как известно из поездки к Алтын-хану в 1617 году Батыр-хан был уже ханом при Ишиме в 1617 году, причем их государство называлось Топинским [8, с. 269]. Мы раньше предполагали, что данное Топинское государство – это остаток Сибирского ханства, а Ишим это сын Кучума [19, с. 97], но на данный момент, мы солидарны с версией Исина А., что Топинское государство – это искаженное название Ташкента, и что тот Ишим это сын Шигая [8, с. 530].
Довольно интересным выглядит следующее сообщение:
Абд ал Кадыр ибн Мухаммед Амин в главе про Сибирских ханов указывает список сибирских ханов:
1. Али-хан ибн Кучим-хан ибн Муртада-хан ибн Ибрахим-хан;
2. Ишим-хан ибн Кучим-хан ибн Муртада-хан ибн Ибрахим-хан (он является последним хаканом Сибири);
3. Бахадур-хан ибн Узар-хан ибн Шамай-хан ибн Тулак-хваджа-хан ибн Ибрахим-хан ибн Махмудак-хан ибн Хаджжи Мухаммад-хан. [6, с. 276]
Вполне возможно упоминание Бахадура после последнего правителя Сибири свидетельствует о том, что Бахадур тоже был правителем, но уже не в Сибири. Таким местом могло быть Казахское ханство, где он был соправителем Ишим-хана.
Встречаются также альтернативные версии на генеалогию данного Бахадура:
1. В своей книге Абусеитова М.Х. в указателе написала, что Бахадур, сын Ишима [2, с. 375], но ссылку не дала на источник.
2. Исин А., говоря о генеалогии Батыр-хана, придерживается версии Шокана Валиханова [8, с. 530]
Согласно Шокану Валиханову Батыр-хан сын Болекей-кояна, сына Усека, сына Джанибек-хана и отец Айшуака [4, с. 150]
Шокан Валиханов в своей таблице указал, что Батыр-хан сын Булекей-кояна и отец Айшуака (предок Абулхаира). Эта генеалогия противоречит другим генеалогиям, где Батыр-хан в списке предков Абулхаира отсутствует. [4, с. 76, 96]
Надо бы сказать, что, скорее всего, это так и есть, так как Абулхаир, по мнению многих казахов, имел худшее родословие, нежели другие султаны, и если бы Батыр-хан был предком Абулхаира, то эти аргументы бы сразу бы нейтрализовались. Возможно что, все-таки, Батыр-хан был сыном Болекей-кояна, но был не отцом, а братом Айшуака и Шокан Валиханов здесь допустил ошибку.
Скорее всего, была два Батыра (Бахадура): один из них сподвижник Таввакула и Ишима, он был шибанидом и потомком Ибака. Второй Батыр был из Усековской ветви казахских ханов и был сыном Болекей-кояна, но был не отцом, а братом Айшуака, предка Абулхаир-хана. Правил он в 1652-1680 годах после Джангира и до Тауке [4, с. 74].
Появление генеалогии первого Бахатура связано со следующим:
«Я отправился, — пишет Абу-л-Гази, будущий хивинский хан и историк, описывая события, имевшие место около 1625 года, — к казахам. В Туркестане, у Ишим-хана я провел три месяца. В то время [старшим] ханом казахов был Турсун-хан. Он приехал в Туркестан из Ташкента. Ишим-хан отправился повидаться с ним; меня же оставил дома. Возвратившись после свидания с Турсун-ханом, Ишим взял меня с собою, повел к хану, представил ему и сказал: «Это Абу-л-Гази из рода Ядгар-хана. До сих пор еще никто из членов этого дома не приезжал гостить к нам; наших же пребывало у них много. Было бы желатель¬но, чтобы он находился при Вас». «Хорошо, — сказал Тур¬сун-хан, — пусть будет посему». Он взял меня с собою и привез в Ташкент. В Ташкенте, у Турсун-хана я провел два года. [11, с. 301]
Безусловно, находясь в гостях у Ишим-хана он встречался с Бахадур-ханом, у которого и записал его генеалогию, таким образом, генеалогия боковой ветви Сибирских Шибанидов оказалась в труде Абулгази.
Также мы хотели затронуть генеалогию Бабасан-мурзы, вассала хана Кучума. Среди казахов рода Аргын есть подрод Бабасан, который восходит к человеку по имени Бабасан. К потомкам этого человека относиться и сам автор данной статьи. Большинство потомков рода Бабасан проживают в Северо-Казахстанской области Казахстана, немногим южнее Петропавловска.
Генеалогия Бабасана, потомка Аргына такова: Бабасан, сын Тогыма, сына Даута, сына Елемеса, сына Сарысопы, сына Мейрама, сына Кара-ходжи (один из сподвижников Тохтамыша), сына Даир-ходжи (Акжол, один из сподвижников Барак-хана, внука Урус-хана), сына Кодана (советник Урус-хана), сына Аргына [9, с. 386].
Томилов Н.А. вслед за Потаповым Л.П. указывает на существование группы аргын в составе сибирских татар [22, с. 4], которые проживали в низовьях Томи [24, с. 180]. Мы считаем, что Бабасан-мурза, вассал Кучума был аргыном по племенной принадлежности и его потомки остались среди сибирских татар, а часть других потомков ушли к казахским аргынам.

Список Использованной Литературы:

1. Абдиров М.Ж. «Хан Кучум: известный и неизвестный» Алматы. 1996. 176 с.
2. Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. «Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в 13-18 веках». Алматы. Дайк-Пресс. 2001. 430 с.
3. Атыгаев Н.А. «Хронология правления казахских ханов (15-середина 16 века)»//Тюркологический сборник 2006. Москва. 2007. С.50-62.
4. Ерофеева И.В. «Родословные казахских ханов и кожа XVIII-XIX веков». Алматы. 2003. 178 с.
5. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Том 2. 1979. 424 с.
6. История Казахстана в персидских источниках. Т.2. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 692 с.
7. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
8. История Казахстана в русских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 704 с.
9. Казак ру-тайпаларынын тарихы. Аргын. Том 9. Книги 3. Алматы. 2007. 660 с.
10. Катанов Н.Ф. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 году мухаммеданских проповедников в г. Искер // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып.8. Тобольск, 1897. - С.51-60.
11. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». А. 1992. 373 с.
12. Маслюженко Д.Н. «Взаимоотношения Сибирского и Казахского ханств во второй половине XV-XVI вв». // Казахи России: история и современность. Материалы международной конференции. Т.1. Омск, 2010. С.126-132.
13. Маслюженко Д.Н. «Легитимизация Тюменского ханства во внешнеполитической деятельности Ибрахим-хана (вторая половина 15 в.)» //Тюркологический сборник 2007-2008. Москва. 2009. С.237-257.
14. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
15. Миллер Г.Ф. «История Сибири». Том 1. Москва. Восточная Литература. 2005. 630 с.
16. Миллер Г.Ф. «История Сибири». Том 2. Москва. Восточная Литература. 2000. 796 с.
17. Нестеров А. Г. Монеты Сибирских Шейбанидов // Восток-Запад: диалог культур Евразии. Вып. 2. Казань, 2001. С.274-279
18. Похлёбкин В.В. «Татары и Русь» (Справочник) М. 2000. 189 c.
19. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе». Астана. 2008. 326 с.
20. Сабитов Ж.М. «Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2009. №2. С.166-180.
21. Сафаргалиев М.Г. «Распад Золотой Орды». Саранск. Мордовское книжное издательство. 1960. 278 с.
22. Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце ХVI - первой четверти ХIХ в. Томск, 1981.
23. Трепавлов В.В. «История Ногайской Орды». Москва.  Восточная литература. 2001. 752 с.
24. Тычинских З.А. «К вопросу об административно-политическом и территориальном устройстве сибирских татар в XVI-XVIII вв.»//Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. Выпуск 1. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 172-182.
25. Aboul-Ghazi Behadour Khan. Histoire des Mogols et des Tatares. Т.1. St. Petersbourg, 1871.


Рецензии