Конкистадор

  Вместо  предисловия

Как  историку  мне  иногда  приходится  иметь  дело  с  весьма  и  весьма  любопытными  документами. Это  могут  быть  письма  какого –нибудь  деятеля  прошлого, статистические  данные  или  мемуары, проливающие  свет  на  политические  события  былых  времён, и  многое  другое. Недавно  мне  пришлось  покопаться  в архиве, обнаруженном  на  месте  бывшего  иезуитского  монастыря, и  среди  разного  хлама  я  увидел  толстую старую, почерневшую  от  времени  тетрадь, относящуюся  к  16  столетию. Чего  стоило  привести  её  в  надлежащий  вид  и  перевести  с  испанского! Но  эти  труды  не  были  напрасными, поскольку  то, что  в  ней  содержалось, оказалось  весьма  интересным. Конечно, автор  тетради  не  сообщает  нам  ничего  нового  о  покорении  испанцами  Перу, но  уже  то, что  он  был  непосредственным  участником  этих  событий, может  вознести  сей  документ  в  ранг   наиболее  интересных. Вначале  я  рассчитывал  переделать  его  в  приключенческую  повесть, но  передумал. Видите  ли, автор, некий  Хуан  де  Веласкес, и  сам  обладал  довольно  незаурядными  писательскими  способностями. И  я  подумал: зачем  сыпать  соль  в  море, если  оно  и  без  того  достаточно  солёное? Пусть  остаются  неизменными  сюжет, композиция  и  стиль, пусть  читатели  сами  оценят  это  сочинение. Вот  почему  я  предлагаю  его  вашему  вниманию  почти  без  изменений.

                Предисловие  автора

         Когда  бабочке  надоедает  один  цветок, она  расправляет  крылья  и  перелетает  на  другой. Точно  так  же  поступает  и  человек: почувствовав  дискомфорт  или  скуку, он  оставляет  насиженное  место, бросая  друзей  и  родителей, отказываясь  от  того  минимума, который  обеспечивал  ему  относительный  покой  и  стабильность, проявляя  при  этом  максимум  эгоизма, не  заботясь  об  интересах  всех, кто  в  него  верил. Новое  место  или  новое  окружение – это  как  чистая  страница, которую  можно  заполнить, как  того  сам  пожелаешь, а  всё, что  было  до  того, с  лёгкостью  предаётся  забвению, словно  его  и  не  было. Что  ж, такова  защитная  реакция  человека – существа  эгоистичного, горделивого  и  непоседливого. Но, совершая  поступок,  он  и  в  мыслях  не  может  предполагать, что  всё, что  с  ним  когда – либо  происходило, неминуемо  сохраняется  в  той  великой  кладовой, которую  мы  называем  памятью, и  однажды  наступит  момент, когда  кое – что  спрятанное  в  ней, как  ему  казалось, надёжно, начинает  напоминать  о  себе. Плохой  продукт, как  его  ни  прячь, обязательно  напомнит  о  себе  зловонием; и  гниёт  он  день  ото  дня  сильнее, -- так, что  от  него  начинает  портиться  всё  окружающее. Если  когда – то  ты  совершил  отвратительный  поступок  или  проявил  излишнюю  жестокость  по  отношению  к  кому – то, полагая, что  в  будущем  сие  деяние  перекроется  благими  поступками  и  забудется, ты  тем  самым  обрекаешь  себя  на  ожидание  возмездия. Потому  что  мы – не  боги, и  вследствие  этого  не  в  состоянии точно  взвесить  чью – то  вину  и, соответственно, определить  точную  меру  наказания  за  неё. И  вообще, для  того, чтобы  быть  богом, надо, как  минимум, уметь  управлять  случаем… Как  правило, наш  приговор  оказывается  жёстче  и  суровее  вины  ближнего. Конечно, собственную  неправоту  или  угрызения  совести  мы  можем  спрятать  за  непроницаемым  занавесом  глаз, улыбки, за  мишурой  рассуждений  о  чести  и  долге. О, я  мог  бы  многое  рассказать  о  том, на  какие  подлости  способен  человек  ради  чести  и  долга, но  для  этого  я  слишком  ценю  время. Во  всяком  случае, теперь  мне  точно  известно, что  всё, что  мы  совершаем  в  молодости, вылезает  боком  в  преклонном  возрасте, и  чем  более  мы  бываем  самоуверенны  в  правильности  своего  поступка, тем  большее  раскаяние  испытываем  впоследствии. Это  касается  тех  случаев, когда  наказанный  человек  бы  действительно  виноват  перед  нами. А  если  спустя  многие  годы вдруг  обнаруживается, что  мы  ошибались  на  его  счёт? В  таком  случае  угрызений  совести  могут  не  испытывать  лишь  три  категории  людей – идиоты, судейские (у  которых, как  известно, совести  вовсе  нет)  и  священники, которые  лицемерно  заявляют, что  на  всё – воля  Божия. Вот  так… Бог  для  них – эдакий  рубаха –парень, за  спиной  которого  можно  спрятаться  самому  от  глаз  людских  и  за  дланью  которого  удобно  прятать  собственное  ничтожество. Однако, не  осмеливаясь  причислять  себя  ни  к  одному  из  вышеупомянутых  типов, я  решил  описать  свою  жизнь  на  бумаге, уповая  на  то, что  это  в  какой – то  степени  облегчит  тяжёлый  груз, давящий  на  мою  совесть. Полагаю, что  это  повыше  исповеди, поскольку  я  не  имею  возможности  заранее  приобрести  индульгенцию  и  не  уверен, что  буду  понят  и  прощён.

продолжение здесь: https://www.litres.ru/gennadiy-demarev/konkistador/


Рецензии