Академическая культура

2011


*
Академик Слова (в отличие от Академика Бомбы, о коем не знаю ничего) был одним из кумиров в те, смутные, времена. Он освящал собою. Он говорил с трибун. Провинциалы слушали его с надеждою и энтузиазмом. Сие побуждает к мыслям.
Академик Слова активнейшим образом участвовал в шумной ИДЕНТИФИКАЦИИ и театрализованном перезахоронении останков ничтожнейшего из монархов России. Монарх этот однажды со страху приказал стрелять в толпу с хоругвями, затем отрёкся от престола в самый тяжкий для державы своей момент, а после того во имя Великой Литературной Идеи был уничтожен со чадами своими и домочадцами. Этих-то как раз - искренне жаль. Они-то как раз были не причем.
Это всё я говорю к тому, что ИДЕНТИФИКАЦИЯ и перезахоронение обошлись (не Академику, а бюджету) в очень приличные миллиарды.
В то же самое время в Ростове, на далёких запасках, стояла дюжина рефрижераторов с останками ЛЮДЕЙ. Людей погибших на российской военной службе, на чудовищной президентской войне с Чечнёй. На опознание останков этих людей НЕ БЫЛО денег. Так и стояли вагоны. О чём и сообщалось.
Академика Слова эти ЛЮДИ не интересовали. По-видимому, они не входили в ареал культуры. Предложите другое объяснение тому, что человек, произнёсший: ГЛАВНОЕ - ЭТО КУЛЬТУРА, не сказал: «Давайте-ка, господа хорошие, сначала вот - людей похороним, а потом, при наличии свободных денег, символами займёмся!» По размышлении некотором, вывод напрашивается: приличный запас КУЛЬТУРЫ не защитил грешного человечка от гордыни.
В ареал культуры не вошли рефрижераторы, бездомные подростки, деревни без школ и зарплата врача равная стоимости пятидесяти буханок ржаного хлеба.
В ареал культуры не вошло НАСУЩНОЕ БУДУЩЕЕ в виде потерянных детей.
ГЛАВНОЕ - ЭТО КУЛЬТУРА, сказал Академик, имея в виду, конечно, побуждение людей нравственными текстами и великими полотнами, сосредоточенностью вольного творчества и восхищением у края – к остепенению хотя бы.
Но НАСУЩНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ, или же, по-другому, НРАВСТВЕННОСТЬ ОБЫДЕННАЯ не коснулась этим лозунгом. Когда бы призвал он истратить те миллиарды на насущное, его бы услышали! Во всяком случае, в первый раз услышали бы – от неожиданности. Но захоронение мёртвых, накормление бездомных, призрение брошенных – это безвестность. Деньги канули бы в жизнь и не стали бы ЯВЛЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ. И Академик предпочёл не следить за обыденной жизнью.
Почему провинциалы слушали его с восторгом и надеждою – очень интересная тема. Тема, которую можно было бы назвать: ДУДОЧКА КРЫСОЛОВА. Но это – другая тема. А вот тема НОСИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ, тема о тех, кто играет на дудочке, могла бы быть продолжена.
ГЛАВНОЕ - ЭТО КУЛЬТУРА. Лозунг, несущий всю ложь и всю безнравственность идеи ВОСПИТАНИЯ и барского взгляда окрест: прочтут, запомнят и исправятся.
...потому что развитие предполагает нравственность, а не художественность текстов...
...потому что нравственность - это накопление жизни...
...а культура - это накопление текстов...
...которые, конечно же, являются одной из частностей жизни как таковой...

*
И всё это пишется, выдумывается, сочиняется для одного лишь, для того, чтобы деть куда-то, засунуть, спрятать, забыть, истребить к чёрту вековечную эту обиду, что от предков наших переползла теперь и к нам: за что? За что – нас-то?

Алел ты в зареве Батыя -
И потемнел твой жуткий взор...

... они ведь, в сущности, создали этот язык - настоящую, а не игрушечную, вроде современного искусства ценность, всё остальное они брали с полки, забывая говорить спасибо. Возможно, что с иных точек зрения бессмысленное и расточительное существование их только для того и предназначено было бесстрастным божеством этой планеты. И вот – язык создан, они вымирают, вырождаются, зарастают суевериями и подлостями и сутулятся в продавленном кресле, развалив неопрятно колени.
И такая гипотеза имеет место.
«Только культурою своею интересна Россия миру!» - ляпнет однажды Академик Слова.
…и хотя обидит он тем самым многие тьмы российских умельцев, (ведь, как мы все прекрасно понимаем, говорит он о литературе и музыке – о КУЛЬТУРЕ!) многих учёных обидит и инженеров многих, и работяг бесчисленно, поскольку сам-то ни хрена, кроме КУЛЬТУРЫ своей, не ведал, и судить выше сапога взялся совершенно напрасно...
...и хотя великое множество ума российского бесшумно вошло в цивилизацию общую, поскольку то был ум схватчиый, бесхлопотный...
...и хотя, хлынувшие из Смутной России на человеческие заработки, СПЕЦИАЛИСТЫ бесшумно поразили ДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ там, где прижились...
...и хотя ненадолго - но перепугали мир бесшумные компьютерные пацаны российские...
...и хотя сапою тихой скупают до сих пор за бесценок ТАМОШНИЕ люди ТУТОШНИЕ дельные придумки...
...и хотя в нынешние времена АМНИСТИИ, которая боком своим одним - всё-таки СВОБОДА, народ быстро избавился и от литературы, и от духовности, и говорит теперь на СВОЁМ, возможно, языке, который вряд ли различил бы кто-то из столпов КУЛЬТУРЫ...
...он всё-таки в чём-то прав, Академик Слова, царствие ему небесное!..
Уж больно гулок язык, созданный ими, податливый - но крупный, краткий и многосуффиксный, нанизываемый, выплетающийся и совместимый чуть ли не с океанской тяжестью, чуть ли не с кривизною планеты! На скрытой и мощной механике поэзии его однажды создадут наиважнейший модуль всеобщего интеллекта, модуль точной бесконечности, если уж по силам ему в пространство меж трёх слов втолкнуть половину земной истории.

Узрел ты Грозного юрода
Монашеский истёртый шлык
И навсегда в изгибах свода
Застыл твой большеглазый лик...

Но только - другие, другие, не эти, не нынешние-здешние, говорящие уже на отрывистом, собачьем диалекте воровских ватаг.
Другие...
А может - и забудут его другие! Но думать так мы не будем. Не будем мы думать о смерти - и так тошно! Не будем повторять за подлецами, что язык этот пошёл от забав и пророчеств, не будем упоминать даже, что обитающим на планете нужен конкретный язык, умеющий не лгать, пошедший от мануфактурного интереса и политических дрязг, чуть ли, не от совокупного продукта пошедший!.. Мамочки! Как скушно на вашей планете! Никому-то на ней не нужна совместимость с океанскою тяжестью!


Рецензии