Кавказцы - эталон белой расы, арийцев

Кавказская раса (Varietas Caucasia) – термин для обозначения белой расы, введенный Иоганном-Фридрихом Блуменбахом, отнесшим к ней жителей Европы, равно как жителей южной Азии и северной и северо-восточной Африки.

Название возникло не от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием, как бы колыбелью этой расы, но потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и не смешанным типом этой расы.

Во избежание часто встречающегося смешения, Фр. Мюллер предложил другой термин – "средиземная раса" (Mittellandische Rasse), так как принадлежащие сюда народы достигли высоты своего развития на берегах Средиземного моря; этот термин принят большинством этнологов (Пешель, Гельвальд и др.) и в настоящее время почти вытеснил в научных трудах термин Блуменбаха.

В 30-е годы расовые теоретики (антропологи) Германии, понятие "кавказская раса" начали относить только к народам Центрального и Северного Кавказа.

В настоящее время все антропологи мира признают "наиболее чистым и не смешанным типом этой (т.е. белой) расы – аланов (карачайбалкар, осетин) и вайнахов (чеченцев, ингушей). У названных народов единый кавкасионский расовый тип, оформившийся 5-6 тысяч лет назад, в период перехода от эпохи бронзы к эпохе железа".

Величайший немецкий ученый Иоганн Фридрих Блюменбах, получивший в свое время почетный титул "магистра Германии", занимался многими науками, но вошел в историю как человек, который впервые назвал белую (арийскую, европейскую) расу кавказской. С тех пор это обозначение сохранилось в антропологической науке, в частности, в США и Западной Европе. В России, после прихода к власти большевиков, его поспешили заменить на новый термин – "европеоидная раса".

Почему Блюменбах назвал белую расу кавказской?

Видимо, не просто так. В свое время он владел самой большой в мире коллекцией черепов, сравнивал их, производил расчеты и в конце концов решил, что название "кавказская" наиболее подходит для той расы, которую чаще всего было принято обозначать термином "арийская".

В древности и в средневековье Кавказ считался осью земли, гористой линией, разделяющей не только мистические, но и реальные географические регионы севера и юга, Европы и Азии. Находясь как бы в самом центре Старого Света и являясь, по Библии, тем местом, откуда после потопа расселилось все человечество, Кавказ, как ни один регион, был достоин, по мнению Блюменбаха и его последователей, дать свое название арийской расе, живущей к северу, югу, западу и востоку от этой горной страны – от Индии до Британии и от Урала до Африки. Действительно, если соединить границы расселения белой (арийской) расы диагоналями, центр их пресечения будет на Кавказе. В этом легко убедиться с помощью линейки и географической карты мира.

Термин "кавказская раса", изъятый в СССР (и только в СССР, а везде остался) из научного оборота в 20-е годы, был, как уже говорилось, заменен на "европеоидную".

Но тбилисские антропологи в середине 50-х годов, после смерти Сталина, вновь воскресили этот термин, но уже в значительно более узком смысле и несколько ином звучании. Так в кавказоведческую литературу вошло определение "кавкасионский тип", охвативший горские народы Центрального Кавказа по обе стороны хребта. Есть ли какая-то внутренняя взаимосвязь (помимо внешнего звучания) между терминами "кавказская раса", введенным в антропологическую науку Блюменбахом, и "кавкасионский тип", чьим автором является тбилисский ученый М. Г. Абдушелишвили? На первый взгляд эта связь отсутствует, так как название, выдвинутое Блюменбахом, охватывает всю белую, арийскую расу планеты, а термин "кавкасионский тип" охватывает лишь несколько горских народов Кавказа.

Класификация по расовым типам народов Кавказа по "Энциклопедии Народы России".
1. Кавкасионский расовый тип: аланы (карачайбалкары) и вайнахи (чеченцы, ингуши), андийцы (маленький дагестанский народ), сваны (этническая группа грузин).
2. Понтийский расовый тип: абхазы, адыгейцы, большая часть грузин;
2.1 смешанный понтийско-кавкасионский расовый тип: абазины, кабардинцы, черкесы.
3. Прикаспийский расовый тип: дагестанские народы, северные азербайджанцы, кумыки.
3.1 небольшая часть кумыков имеет кавкасионский тип или смешанный с ним тип.
4. Переднеазиатский (или арменоидный) расовый тип: южная часть азербайджанцев, армяне, курды, большая часть турок и иранцев, незначительная часть грузин.


Источник:

Материалы по теме:
Ф. Джамалов. Потомки атлантов: http://www.proza.ru/2009/10/03/441)
Ф. Джамалов. Библия от Иафета: http://www.proza.ru/2009/10/01/587
Ф. Джамалов. Там говорил Заратустра: http://www.proza.ru/author/kosmos


Рецензии
Фатхула Джамал - видный (может быть даже - выдающийся) поэт и публицист, но когда он начинает углубляться в историю и антропологию, то здесь, мягко выражаясь, заметны передёргивания и многочисленные несостыковки. "Энциклопедия народов России" всё же нуждается в выходных данных, что это за издание, кто его авторы и т.п. Так здесь значится, что "прикаспийский расовый тип: дагестанские народы..." Вообще-то не "расовый тип", а скорее - "антропологический тип". Так принято в антропологии. Кавкасионский антропологический тип. Вот именно так правильно. Во-вторых, не все дагестанские народы входят в прикаспийский антропологический тип. Аваро-андо-цезы в него не входят. И одним из типичных признаков кавкасионцев явл. круглоголовость (брахикефалия). То есть если смотреть на череп сверху, то он круглый. второй признак - широколицесть. В добавок ко всеми кавкасионцы, как правило,светлые и ростом выше среднего. Этот тип распространён по Кавказскому горному хребту. Схожий набор признаков был зафиксирован антропологами у сарматов. Фатхула почему-то вырывает из аваро-андо-цезов лишь андийцев, что противоречит точки зрения академически выраженных изданий, да и чисто визуальным наблюдениям фенотипа горцев Дагестана. О принадлежности аваро-андо-цезов к кавкасионскому антропологическому типу см.:Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М.1974.С.193. Гаджиев А.Г. утверждает, что подавляющее большинство аваро-андо-цезов входит т.н. западный вариант кавкасионского антропологического типа.Тот же самый западный вариант и зафиксирован среди осетин, карачаевцев, балкарцев, вайнахов как доминантный. Западнокавкасионский вариант отличается наиболее светлой пигментацией кожи, волос и глаз,и,как правило, более высоким ростом по сравнению со всеми остальными кавказцами вообще. Вот его данные по Дагестану:центральные (хунзахские) аварцы (82,2%), далее следуют южные (аварцы Караха и Анцуха)-78,8%, за ними следуют аварцы Андалала и Гидатля - 75,3%, лакцы южные (кулинские) -72,8%,андо-цутинцы - 69,7%,собственно даргинцы - 66,2%,северные аварцы (салатавские) - 62,6%, восточные аварцы (коусубулинцы-хиндалал) - 62,4%,северные лакцы (лакские)-61,4%,арчинцы -60,6% (Гаджиев А.Г. Антропология лакского народа//Возрождение. 2001.№1.С.34-38).

Единственный лезгиноязычный народ среди которого кавкасионский антроп. тип является доминантным - Рутулы (рутульцы). В каком-то процентном отношении он должен быть представлен также у табасаранцев.

Кавкасионцами также являются луры и бахтияры Ирана.

Алексеев и Гаджиев явл. не просто антропологами, а академиками. Вышеизложенные данные не противоречат и краниологическим исследованиям Бунака, Абдушелишвили и др.

А теперь о мифической "арийской расе". Такой расы не существовало никогда, это термин расистов, прежде всего германских. "Арии", в строгом смысле этого слова, - индоиранцы. Арийские языки - индоиранск5ие языки. Индоиранские народы, как и индоевропейцы в целом не принадлежали к одной расе. Изначально они, конечно,являлись европеоидами, т.е. входили в большую белую европеоилную расу, но даже на заре своей юности подразделялись на ряд малых рас. Учёные предполагают, что ранние индоевропейцы в целом не были столь смуглыми как индусы и столь светлыми как норвежцы. Наиболее типичной для носителей индоевропейской речи гаплогруппой явл. R1a1. Эта гаплогруппа прослеживается, естественно, и у индоиранцев

Иса Дундаров   21.09.2012 12:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, уважаемый Иса. Информация интересная, хотя мне знакомая. Но некоторых вопросах Вы неправы. 1. Я не являюсь автором этого материала - он стоит в рубрике материалы по теме. 2. Ваши рассуждения субъективны - вы желаете выпятить свой этнос. 3. Моя задача иная: показать общие истоки - единые корни этногенеза народов, исходя из Теории сингулярного этногенеза. Вот мой авторский материал: http://www.proza.ru/2009/10/03/441
Как мусульманин, в отношении к народам я придерживаюсь коранической позиции: лучший из вас тот, кто более благочестив перед Аллахом. А те, которые кичатся своим племенем, согласно хадису пророка (сас) держаться за орган своего отца...

Фатхула Джамалов   27.09.2012 02:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.