Обретенный дом колено иуды

                Продолжение
                УРЕЗАННОЕ НАСЛЕДСТВО

   Хотя Навин  как будто удовлетворил просьбу Халева, тем более подкрепленную распоряжением самого Моисея, сам город в удел Халев так и не получил.
  Шесть городов - по обе стороны Иордана - Навиным были определены как города убежища для тех, кто совершил преступления неумышленно и вынужден спасаться от самосуда потерпевших. В этот перечень он включил и Хеврон.
  Далее Навин определил сорок восемь городов для проживания левитов - по четыре в каждом из двенадцати уделов сынов Израилевых. Хеврон был включен и в этот список. "Сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левия, так как жребий их был первый, дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместия его вокруг его. А поле сего города и села его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину".
  Наверно, Халев все-таки рассчитывал на другое решение Навина, но при жизни преемника Моисея оспаривать его решения было не принято.
  С завоеванием же Хеврона много неясности. По одной версии, завоевали его под предводительством самого Навина. "В то же время пришел Иисус и поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой;с городами их предал Иисус заклятию. Не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израилевых;остались только в Газе, в Гефе и в Азоте. Таким образом, взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее Иисус в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны".
  На самом деле, война продолжалась, ибо еще семь колен должны были получить по жребию свои уделы, и не только получить "на бумаге", а завоевать их. И по очередной версии, Хеврон был завоеван Иудой с Симеоном, а еще по одной - непосредственно Халевом.
  "И выгнал оттуда Халев трех сынов Енаковых:Шешая, Ахимана и Фалмая, детей Енаковых. Отсюда пошел против жителей Давира (имя Давиру было прежде Кириаф-Сефер). И сказал Халеф:кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофонниил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою".
  Но и Давир отдал Навин сынам Аароновым. И еще ряд городов вблизи Хеврона. Вполне возможно, что Навину нравилось лишний раз показать свою власть. Но было бы неверно рассматривать его действия лишь как проявление диктаторства. О том, что какой-то заштатный городок Иевус станет в будущем  Иерусалимом - городом, очень много значащим для израильтян, никто тогда и помыслить не мог. Значимым был Хеврон, ибо с ним и местностью вокруг него были связаны имена праотцев Авраама, Исаака и Иакова.
  Здесь разделились Авраам и Лот, поскольку у них были слишком многочисленные стада скота, чтобы они паслись на общих пастбищах. Лот выбрал окрестность Иорданскую. Авраам же "поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне" и создал там жертвенник Господу".
  Там же Авраам купил за четыреста сиклей серебра у Хеттаянина Ефрона  его поле и пещеру Махпела, и в ней он похоронит свою жену Сарру, будет похоронен в ней сам и его сын Исаак с женой Ребеккой, и внук Иаков с женой Лией.
  Поэтому получить Хеврон означало не просто получить удел, но и духовное наследство праотцев. Навин решил, что сыны Аарона заслуживают его не меньше, а, может, и больше, чем Халев.
  Впрочем, как было на самом деле, можно лишь гадать. Тем более, что изменения как вокруг уделов Израильтян, так и внутри их происходили постоянно. Не успели сыны Израилевы толком обжиться на новом месте, как на них двинул некий месопотамский  царь Хусарсафем "И служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет".
  Весьма странное обстоятельство, если учесть, что когда сыны Израилевы вошли в землю Ханаанскую, их многие боялись, поскольку они были воинственны и решительны. Что же с ними случилось? И какие непосредственно города оторвал от них Месопотамский царь?
  Об этом ничего не говорится. Вполне возможно, что завоеваны были в первую очередь те, в которых поселились левиты, а за них никто и не подумал заступаться.
  Всполошились же лишь тогда, когда Месопотамский царь пошел и на другие города, посягнув на уделы Иуды. Тут и восстал против него Гофонниил, который уже был судьей, "и преодолела рука его Хусарсафема". "И покоилась земля сорок лет", хотя не уточняется, что сумел отвоевать Гофонниил, а что -нет.
  Гофонниил, как известно, был сыном Кеназа, младшего брата Халева. Отца братьев звали Есром. разумеется, это был не тот Есром, сын Фареса, который вместе с отцом и дедом пришел в Египет, а его потомок, названный в его честь.
  Одну из жен Халева звали Ефрара. Вполне возможно, и, даже скорее всего, она была из местного села Ефрара. Многие исследователи полагают, что Ефрара и Вифлеем - это один и тот же город. При этом ссылаются на фразу из Бытия:"И умерла Рахиль и погребена на дороге в Ефрафу, то есть, Вифлеем".
  У пророка Михея это селение упомянуто в таком контексте:"И ты, Вифлеем - Ефрара, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных".
  Этот дефис скорее можно расценить как показатель того, что два селения, находящиеся на очень близком расстоянии друг от друга, в конечном итоге слились в один город. И произошло это, вероятнее всего, когда здесь жил Халев, женившийся на Ефраре.  Потому что первоначально Вифлеем, как, кстати, и Иевус, был дан в удел колену Вениамину. И Ефрара здесь не упоминается, а исключительно в сочетании с именем Халев.
   Скорее всего, Халев отстроил Ефрару, и здесь у него родился сын Хур, которого так и называли - "первенец Ефрары". А со временем, когда потомство Халева становилось все более многочисленным, оба города слились в один - Вифлеем, и он стал называться Вифлеемом Иудиным.
  Здесь-то и родился будущий знаменитый царь Израиля - Давид.
                Продолжение следует
 
 


Рецензии