Земляки-забытые и неизвестные... Епископ Конон
Козьма Трофимович происходил из сильных духом казаков станицы Есауловской. Множество старообрядцев этой станицы во время Булавинского восстания, не подчинилось царю Петру Первому, принесшему изменения в вероисповедании, и покинули пределы России.
Они ушли с войсками земляка Игната Некрасова в Турцию. За рубежом изгнанники хранили верность старому родному языку, обычаям и вере, и только через 200 лет вернулись на родину.
Итак, родился казачонок Козьма в 1797 далеком году. И словно о нем были писаны духовные строки:
У сыновней колыбели
Мать в слезах молилась Богу
Чтобы сын к высокой цели
Избрал честную дорогу.
И явился ангел чистый
К ней с божественною вестью:
«Сын твой кончит путь тернистый
С незапятнанною честью».
В семье Конон воспитывался глубоко религиозным. Он отслужил положенный срок в казачьих войсках и вышел в отставку. Как и ожидалось, принял иночество. Поселился отшельником в самодельной землянке близ селения Лужки Черниговской губернии, известного общностью старообрядцев.
Конон, похудевший от сухоядения, совершал часами в стылой землянке молитвенные бдения. В благочестивых размышлениях и чтении богословских книг, беседах с одноверцами прожил там пять лет.
Строгое бытие подвижника, скромность вместе с начитанностью вызывали большое почтение инока Конона среди здешних старообрядцев.
Его призывают в известный Белокриницкий монастырь в качестве письмоводителя. Грамотный и следующий истово старой вере, Конон с годами приобретает большой авторитет. Вследствие чего митрополит Кирилл 20 октября 1855 года рукоположил Конона в епископы на черниговскую кафедру. Ум его был озарен пламенем веры и деяниями на этом поприще.
Своей активной деятельностью Конон вызвал недовольство господствующей русской православной церкви и высших властей, преследующих ярых подвижников старообрядчества.
В 1858 году Конон, будучи в турецких краях, где проживали беглые русские старообрядцы-некрасовцы, был схвачен турецкими стражниками, невзирая на его духовный сан.
Это исполнялось указание императора Александра Второго об аресте неуемного и неугодного епископа Конона. В стылый январский день 1859 года Конон под крепким конвоем был свезен на заточение в суздальский Спасо-Евфимьев монастырь. Там в кельях уже содержались под строгим надзором два непримиримых старообрядческих епископа Алимпий и Аркадий.
С заключенным Кононом, упорно не отступавшим от канонов своей веры, велись постоянные увещевания и беседы. Ибо по Высочайшему указу епископ Конон в заключении должен был подвергнуться убеждению «об оставлении его заблуждений и присоединении к святой церкви».
Однако Конон, годами не видя луча солнца и зеленой былинки, при скудной пище, страдая от хлада, не поддавался чуждому ему религиозному воззрению, угрозам да лишениям.
Трудно представить, но в арестантском узилище, за решетками монастыря, неукротимый Конон провел 22 года! Но от своей веры не отступился. Беседующие и надзирающие за ним архимандриты монастыря на протяжении всего этого времени извещали начальство, что Конон увещеваниям не внимал и вел себя смиренно.
Неподдающийся Конон одно время содержался за крепкими стенами Никольского единоверческого монастыря у Павла Прусского, который безуспешно пытался склонить его в единоверие, предлагая взамен свободу передвижения в монастыре и прочие благости.
Так и не изменившего своей вере Конона выпустили из узилища осенью 1881 года. Вышел он на свет божий уже больным, дебелым старцем. И до кончины своей не мог передвигаться без посторонней помощи, не стоял на слабых ногах и лежал в постели, слушая чтение духовных книг апостолов старой веры.
Последним местом его земной жизни стал древний, в звоне церквей, город Владимир. В 1844 году в златоглавой Москве на известном старообрядческом Рогожском кладбище был погребен стойкий сын своей веры и Тихого Дона епископ Конон.
Свидетельство о публикации №211080400258