Вечерний разговор

Скоро сессия. Вежливость студентов стала просто невыносимой…



- Да, молодой человек, вы, конечно, производите впечатление человека не глупого и хорошо воспитанного, но предмета вы не знаете совсем. Мы же говорили об этом в прошлый раз. Я думал, что вы осознаете свою ошибку и серьезно отнесетесь к экзамену. Но видно, урок не был впрок. Как же так?!
- Но Дмитрий Иванович, не ставьте двойку. Это же последняя пересдача. Позвольте, я приду на следующей неделе, я еще подучу.
- Ну что вы подучите, голубчик?! Я же не первый год работаю, и вижу, что вы предметом не владеете совершенно. Вы же не понимаете!
- Я разберусь. Я буду стараться.
- Нет-нет. Как бы вы не были мне симпатичны, ничего не могу поделать.
- Но меня же выгонят! Мне же нельзя! Это же конец!
- Ну, какой конец, что вы говорите?! Переведетесь на заочное отделение, на худой конец, возьмете академический отпуск.
- Нет, пожалуйста, Дмитрий Иванович, нельзя, чтобы меня выгоняли, никак нельзя.
- Увы, но оставаться вам тоже нельзя. Вы не знаете предмета. Все, уходите Лебеткин, не заставляйте меня нервничать.
- Я не могу уйти. Мне нельзя уходить. Я должен остаться на дневном отделении. Если меня выгонят — это конец, останется только умереть.
- Что вы заладили: конец-конец?! Конечно, я понимаю, это тяжело, но не надо так убиваться, это всего лишь учеба. Поступите еще раз, переведетесь, я не знаю, найдете другой выход. Выход есть всегда.
- Но Дмитрий Иванович, ну я прошу вас!
- Все, Лебеткин. Уходите. Будьте мужчиной – умейте проигрывать.

В первых числах февраля большинство студентов были на каникулах, и по коридорам слонялись только те, кто не смог успешно сдать сессию, и сейчас пытался найти того или иного преподавателя, чтобы попытаться пересдать его предмет. К вечеру же в коридорах становилось совсем тихо.

На проходной охранник смотрел телевизор. Судя по пению болельщиков, разносившемуся по всему фойе, Стас понял, что показывали матч английской премьер-лиги. К окну охранника подошла одна из преподавательниц. Она была уже в солидном возрасте и еле-еле передвигала ноги. Она сказала, что забыла перчатки в аудитории, где принимала экзамен и попросила ключ от этой аудитории. Охранник снял ключ со щита на стене и положил перед женщиной. Но та, поняв, что спутала созвучные номера, попросила другой. Охранник снял нужный ключ и положил рядом с первым, и снова отошел, чтобы продолжить просмотр футбольного матча. Женщина записала в журнал свою фамилию и номер аудитории, от которой она взяла ключ, и ушла. Первый ключ продолжал лежать в окошке. Стас буквально въелся глазами в него. Он подошел к окну, взял ключ и ушел.

Он взбежал по лестнице на пятый этаж и быстрым шагом двинулся в конец коридора. В руке он сжимал ключ. Это был ключ от той самой аудитории, где полчаса назад он безуспешно пытался сдать экзамен, и, если ему повезет…. Так и есть, профессор еще здесь. В огромной аудитории за столом сидел Дмитрий Иванович, что-то вычитывая в ведомости с оценками. Парты амфитеатром устремлялись вверх и там, на верху, в дверном проеме стоял Стас. Профессор не сразу заметил его.
- Лебеткин, это опять вы? Идите домой, поздно уже.
- Нет, - ответил Стас. – Я не уйду домой, пока вы мне не зачтете экзамен.
- Мы же уже об этом говорили, - сказал Дмитрий Иванович. – Вы совершенно не готовы. А в этом случае я не могу поставить вам положительную оценку. Ступайте домой. И мне тоже уже пора.

Профессор уже поднялся со своего места, и начал убирать бумаги в свой коричневый портфель, когда Стас сказал:
- Нет. Вы тоже останетесь здесь со мной до тех пор…
Он обернулся и закрыл дверь аудитории на замок.
- Что вы делаете? – удивился Дмитрий Иванович.
- Запираю, - ответил Стас. – И не позволю вам выйти, пока мой экзамен не будет сдан.
- Это не смешно, откройте дверь.
- Нет.
Профессор собрал все бумаги, закрыл портфель и не спеша поднялся к двери.
- Как это глупо, Лебеткин, - сказал он и достал свой ключ, но как только он вставил его в замочную скважину, Стас выхватил его.
- Прекратите, Лебеткин, - уже повышая голос, сказал профессор.
Стас, молча, смотрел на него, стоя на несколько ступенек ниже. Дмитрий Иванович спустился к нему.
- Это уже не шутка! Это действительно очень глупый поступок, Лебеткин! Отдайте мне ключ!
- Нет, профессор, сначала экзамен.

Профессор попытался выхватить ключ из рук Стаса. Он ухватился за него и стал со всей силы тянуть к себе, но Стас ударил его по лицу свободной рукой. Дмитрий Иванович отпрянул от студента и схватился за лицо.
- И сколько вы намерены меня здесь держать?
- Пока не получу того, что мне необходимо. Я погашу свет, чтобы нас не увидел охранник.
Стас поднялся наверх и выключил свет. Аудитория тотчас осветилась неярким оранжевым светом фонарей, пробивавшимся с улицы.
Дмитрий Иванович спокойно спустился вниз к своему столу и положил на него портфель. Стас сбежал вниз за ним.
- Дмитрий Иванович, будьте добры ваш мобильный телефон.
- Лебеткин, это уже наглость, - спокойным и немного уставшим голосом сказал профессор.
- Это гарантия того, что вы никому не позвоните, и нам никто не помешает.
- А, если я захочу в туалет?
- Придется потерпеть.
- А, если вы?
- Я, конечно, человек стеснительный, - ответил Стас. – Но я могу и здесь.
- М-да, - протянул профессор и присел на стол, Стас присел рядом с ним. – Ну, подумайте сами, что это изменит? Ничего. Ну, предположим, я поставлю вам эту несчастную тройку. Дальше-то что? Вы думали о том, что то, что вы не можете сдать мой предмет, означает, что вы не сможете сдать и другие дисциплины?
- Возможно, - ответил Стас. – Но я буду делать все возможное, чтобы закончить обучение и получить диплом.
- Как? Так же запирая преподавателей в аудиториях?
- Не обязательно. Можно предложить взятку, припугнуть, или оказать физическое воздействие.
- У вас есть деньги на взятки?
- Я найду, - сказал Стас. – Я подрабатываю в мясном комбинате.
- Интересно, и что же вы там делаете? – немного язвительно спросил Дмитрий Иванович.
- Разное. Выполняю всю грязную и тяжелую работу. Что поручат.
- Когда же вы собираетесь учить материал, если вы работаете?
- Я работаю ночью, через сутки. Так что днем у меня остается время.
Профессор немного смутился от своего язвительного тона. Он посмотрел на Стаса, потом на окно с пейзажем зимнего вечера, и сказал:
- Я слышал, на мясокомбинат сложно устроиться.
- Да, это действительно так, - ответил Стас. – Но мне помог один мой приятель. Он работает в отделе сбыта. Было нелегко туда устраиваться, он долго уговаривал руководство, чтобы меня взяли…. Он потом долго извинялся, что сумел выхлопотать только такую работу. Она, наверно, там самая грязная и тяжелая.
- Что же, там так много блатных?
- О! Очень много! Я не знаю как на других комбинатах, я слышал, что работа в таких местах и раньше была достаточно престижной, но на нашем заводе люди с улицы не приветствуются. Так что мне еще в какой-то мере повезло, что я вообще смог туда устроиться.
- Так нужны были деньги? – спросил профессор.
- Да, - ответил Стас. – Кому они не нужны? Я, в общем-то, не жалуюсь. Мне даже нравится моя работа. Там я реально вижу результаты своей деятельности. Я вижу, как было, а затем — как стало после выполненной работы. Это дает какое-то удовлетворение.
- Да-а, от работы хорошо получать не только деньги, но и внутреннее удовлетворение. А у вас, выходит, сегодняшняя ночь выходная? Одна единственная?
- Да. Я еще и не ложился. После смены сразу сюда на экзамен побежал.
- И вы готовы потратить свою отсыпную ночь на то, чтобы просидеть здесь?
- А куда деваться? Тяжело быть студентом, а работающим студентом еще тяжелее. Да и преподаватели на жалость не способны.
- Ну, это вы зря, - ответил профессор, улыбнувшись. – Преподаватели - это те же люди. И они тоже когда-то были студентами, такими же, как вы. Но студент, он на то и студент, что должен стойко переносить все свои трудности. Как солдат. Это его обязанность – грызть гранит науки. А лучше еще делать это все весело, со здоровым юмором. Тогда и гранит покажется не таким уж твердым, и студенческие годы останутся в памяти, как самые светлые и беззаботные дни.
- Если преподаватели тоже были студентами, почему же они тогда так принципиальны? – спросил Стас. – Они же знают, как тяжело учиться, и даже не пытаются нам помочь.
- Как же? Они только это и делают!
- Что-то не видно.
- Лебеткин, - сказал профессор. – Когда вы закончите обучение и выйдете из этого заведения, у вас должен остаться не только диплом о высшем образовании, но и что-то в голове, чтобы вы могли достойно держаться в любом нормальном обществе и не позорить себя, свой университет и страну. Для этого вас здесь учат, для этого заставляют сдавать экзамены. Мне не нужна ваша тройка. Мне проще было бы вам ее поставить и домой пойти, чем здесь сидеть…. Я поступил в институт после армии. Женился, потом ребенок родился. Какая там учеба?! Мне надо было зарабатывать деньги, чтобы кормить семью. Я работал на двух работах. В первой половине дня у меня были лекции, во второй я бежал на работу, а потом еще в ночную смену выходил. Я засыпал везде, где садился…. Мгновенно…. На лекциях, в метро…. Мне казалось, что это никогда не закончится. Хотел бросить учебу, но жена настояла – обещала переехать к маме с ребенком. С горем пополам я закончил институт. Тоже пересдавал экзамены, учить не успевал. А потом все наладилось. Из рабочих перевели в инженеры, прибавили зарплату…. Я поступил в аспирантуру, - усмехнулся Дмитрий Иванович. – И у меня родился второй ребенок. И все началось заново….
- Я давно хотел спросить, - сказал Стас. – Неужели вас устраивает ваша зарплата? Ведь преподаватели получают мало.
- Да, это действительно так, - улыбнулся профессор. – А их дети, как и у всех, хотят носить дорогую одежду, иметь хороший компьютер, телевизор; жена хочет хорошую кухню и ремонт в квартире…. Я с братом держу проектную контору. Мы выполняем различные проекты по машиностроению, для различных компаний.
- Преподавание – это для души?
- В общем, да. Хотя, скорее, это инерция. Удовольствия это не доставляет, а бросить жалко, да и как-то… неудобно, что ли.
- А что вы чувствуете по отношению к студентам? – спросил Стас. – Превосходство, власть?
- Да нет, - ответил Дмитрий Иванович. – Ничего не чувствую. Иногда, правда, бывает какое-то отвращение. Но это скорее от усталости. Все рано или поздно надоедает. А иногда даже забавно наблюдать за студентами. Смешно, когда они думают, что хитрее и умнее тебя, что ты ничего не видишь, не понимаешь…. Забавна их наивность. Ты закрываешь глаза, делаешь серьезное лицо и про себя посмеиваешься над тем, как они горды собой, полагая, что обманули тебя.
- Да, вы, наверно, правы, - улыбнулся Стас. – На экзамене по философии, я списывал из книги ответ. Книга лежала у меня на коленях, а я сидел во втором ряду и был уверен, что преподаватель меня не видит. Но в какой-то момент я поднял глаза, и увидел, что она смотрит прямо на меня. И взгляд у нее такой…. От него не страшно стало, а стыдно. Будто я у нее что-то украл. Но она промолчала и потом даже четверку мне поставила, хотя я рассказал только то, что списал.
- Ну, вот видите, - сказал профессор. – А вы говорите, что преподаватели на жалость не способны.
- Да, но все равно тяжело.
- Вы женаты?
- Нет, - ответил Стас. – И детей у меня тоже нет.
- Зачем вам работать? Доучились бы спокойно. Работы хватит, еще вся жизнь впереди. Разве ваши родители вам помочь не могут?
- Нет, родители не помогут. Я вырос без отца. Никогда его не видел.
- А мама? – спросил Дмитрий Иванович.
- А мама… - Стас подошел к окну. – Три года назад ее сбила машина. Она стала инвалидом и теперь совершенно не может ходить. Ее пенсии нам не хватает…. Поэтому мне и приходится работать.
- Как же вы жили до этого?
- Как придется. Ели один раз в день. Я ходил в старой одежде. Иногда мама перешивала что-нибудь. Летом я слонялся по дачам в поисках заработка. Так и перебивались.
- А родственники какие-нибудь есть? - спросил профессор.
- Только мамин брат, - ответил Стас. – Он помогает нам иногда, но у него своих трое сыновей…. Мама очень хотела, чтобы я поступил в институт. Она очень боится, что ее инвалидность сломает мое будущее.
- Тяжело будет ей узнать, что вы не сдали экзамен.
- Еще как, - обернулся Стас.
- У нас был такой случай, - подошел к нему Дмитрий Иванович. – Одного студента отчислили за неуспеваемость. А у него мама тоже была тяжело больна и он очень боялся ее расстроить, потому что ей могло стать от этого известия еще хуже. И он целый год говорил ей, что ходит на лекции и сдает сессию. Зачетку он не сдал, поэтому сам себе ставил в ней оценки и показывал матери. Через год он умолял восстановить его, очень боялся за мать.
- Восстановили?
- Да. Он защитил диплом…. Это банально, но не надо врать. Вы потом утонете во лжи, если сразу не скажете правды.

Они оба повернулись и стали молча смотреть в окно. После затянувшейся паузы, Стас спросил:
- Дмитрий Иванович, сколько сейчас времени?
- Половина одиннадцатого, - сказал профессор.
- Уже поздно, вас, наверно, уже заждались дома.

Стас протянул профессору оба ключа от аудитории и телефон. Дмитрий Иванович посмотрел на него и взял их. Стас поднялся наверх и включил свет. Профессор взял со стола свой портфель, поднялся и открыл дверь.

Проходя мимо охранника, Дмитрий Иванович протянул ему украденный Стасом ключ:
- Я нашел его в аудитории. Видимо, кто-то взял его по ошибке.
Охранник посмотрел удивленным взглядом, но ничего не сказав, взял у профессора ключ и повесил его на законное место.
Оба вышли на улицу. Было пустынно и холодно.
- Извините меня, Дмитрий Иванович, - сказал Стас.
- Да ладно, - улыбнувшись, ответил профессор.
- И за то, что ударил вас, тоже простите, пожалуйста.
- Да ничего. Иди, отсыпайся.
- До свидания, - сказал Стас и пошел домой.
- Лебеткин! – окликнул его Дмитрий Иванович. – Стас!
Стас обернулся и посмотрел на него.
- Я не сдавал ведомость, - сказал профессор. – Я буду в понедельник с двенадцати на кафедре.

Стас ничего ему не ответил, только несколько раз кивнул головой. Дмитрий Иванович повернулся и ушел. Стас, немного постояв, глядя вслед уходящему профессору, повернулся в противоположную сторону, и пошел домой.

2011


Рецензии
Павел, спасибо! Правда, таких профессоров мало,но они встречаются...
А написано очень живо и легко.

Ия Берг   08.06.2012 15:27     Заявить о нарушении