Курсант и два генерала

КУРСАНТ   И  ДВА   ГЕНЕРАЛА.               


Сказка – быль, иначе никто и не поверит,
Что в жизни такая сказка может быть.



Прошло с тех пор  сорок лет, и год ещё один,
Но этот эпизод в судьбе своей
Курсант до ныне вспоминает.

Часть первая. Пролог.

Генералов  много, что жизнь солдатам берегут.
Солдаты знают их  и добрым  словом  чтут.

Есть малое число таких, - лишь в сказках показать их злобный пых.


Этот генерал с рождения в себе таскал
Презренье к людям, но в себе не замечал
Подозрение ко всему живому,
Основанное на страхе ко всему.

В войну,- всё и всех возненавидя,
Без жалости переступая, - добрался,-
До генеральских звёзд добрался,
Волны страха впереди себя толкая.

И вот, пришла пора такая,- как до всех-
Старость и отставка лишили привелегий всех.
И тут его удар хватил…
И в госпиталь он угодил.

В то утро, страшась своей болезни боли,
Вышел в госпитальный садик помимо воли.
С крыльца вдруг в страхе он увидел,
Парня, что в зарядке своё выздоровленье видел.




Не замечая старика в пижаме,
Он наклоны делал на дорожке.
Генерал- старик чего уж испугался,-
В отставке без охраны он остался.

Чтобы в себе  страх свой подавить,
Решил на парня страху напустить.
- Как смеешь ты здесь ошиваться?
Подойди ко мне и отчитайся!

Парень громко рассмеялся,
К крыльцу прошёл, но не стал
К старику по ступеням подниматься,
И снизу старику, смеясь  он отвечал.

-Дед, зачем так сильно осердился?
Смотри, какое утро ясное,
Идём, со мною прогуляйся,
Здоровье дарит солнышко прекрасное.

Генерал изменился весь в лице,-
И задыхаясь злобой, проорался - весь в слюне:
-Как смеешь ты со мною говорить,
Я генерал, не смеешь ты со мною рядом быть.

Парень весело ему ответил:
-Разницы меж нами я и не заметил,
Ты больной в пижаме, как и я,
Лишь как деда могу уважить я тебя.

В это время вышли два врача,
В халатах белых, генерала, видимо, ища.
Один из них к генералу обратился:
- Зачем вы вышли,- вам нельзя.

Лежать предписано для вас,-
Вы здесь в подчинении у нас.
А генерал пылает гневом:
- Нахалу этому урок я дам!



Врач ему: - Нельзя вам волноваться, успокойтесь уж теперь.
И легонько тянет ,взяв за плечи, генерала  в дверь.
А врач другой парню говорит, подойдя к нему:
- Скройся с глаз, где-нибудь в саду,после тебя я позову.

Генерал свою угрозу не забыл, и злобу затаил.
Уж тем его здесь оскорбили, что в госпиталь
К солдатам рядовым порой ночною положили.
Врачи на скорой быстрей помощь ему желали.

Теперь, ведя его в палату, ему пытались объяснить,-
В больнице для генералов место начали готовить,
И к обеду его уже туда на машине скорой переведут.
Генерал в пол уха слышит, злость во планы переводит.

Встреча с парнем пробудило в нём  деятельность к вражде,
И новая борьба – как новая игра ребёнку,возбудило к жажде,
Спесь свою он захотел наполнить водою страсти,
И смерть слегка отстранилась, давая место старости.

- Вы почему здоровеньких солдат
В госпиталь ложите отдыхать?
К врачам он огрызнулся чуть дыша.
Военврач ответил не спеша:

- Парень этот желает в строй вернуться
Курсант училища ,что через улицу находится.
Болезнь же у него довольно тяжкая
От язвы прободной кишка ушита двенадцатиперстная.

Не редко таких больных смерть быстро прибирает,
Но этот выжил, -  и рвётся в бой ещё, - силы набирает.
Но он ещё не знает, что бой со смертью ему вести
Всю жизнь,- мы пока не знаем, как болезнь такую вывести.

- Ну, ладно, всё понятно.
Вы мне о нём подробно
Всё опишите на бумаге
О парне  я почитаю на досуге.



А сам  в уме перебирал все пакости
Что хранились в старой его памяти.
Чтоб от смерти быть подальше самому,
Он мог подстроить козни хоть кому.


Часть вторая.Подлог.

Начало августа. Два военврача готовят
Бумаги к выписке,и громко говорят.
- Сегодня к выписке готовы два солдата,
Один из них рядовой стройбата.

Его побили в части « старики»,
Возвращаться в часть , я вижу,
Ему , конечно, не с руки,
Решения вопроса я не вижу.

Старший врач так говорил,
Листая карточки, и заполняя бланки.
- Так вызови конвой, иль
Сопровождение из части.

Советовал старшому младший врач.
- Нет.- ответил старший врач,-
Пришёл негласный нам указ,
Устроить случаем цирковой показ.

Нужно снять вину со «стариков»,
И сделать так, как – будто,
При попытке к бегству,-будто,
Он от конвоира нахватался тумаков.

- И ты на эту подлость согласился?
Какой же бес в тебя вселился?
Младший врач старшому говорит.
- Выписку не подпишу, лечение солдату не вредит.

- Да кто тебе позволит не выполнить указ?
- Ты покажи бумагу, где записан тот приказ!
- Всё устно сказано. Бумаги нет.
Но не выполнение нам грозит,
Такой бедой, что лучше подчинись.


В фойе, пред дверью кабинета,-солдат
Ждал в беспокойстве приглашения в кабинет.
С улицы вошёл, уже в военной форме, курсант.
Мрачно, не добрым взглядом, взглянул солдат.

Курсанту он загородил дорогу, злобно говоря:
- Ты что так, улыбаясь, смотришь на меня?
Сейчас я морду твою довольную умою,
К таким ителегентам  ненависть я не скрываю.

Курсант лишь ,сквозь улыбку, серьёзнее взглянул.
- Успокойся, милый,- нельзя так, не волнуйся,
Присядь на стулья,- день солнечный такой,- радуйся.
Солдат ,в удивлении ,от этих слов, - застыл.

Курсант спокойно солдата обошёл,
К кабинету лёгким шагом подошёл.
За приоткрытой дверью военврачи ругались.
Невольно разговор их услышать приключилось.

Смутное, не доброе, предчувствие курсантом овладело.
«Семи смертям не бывать, а одной не миновать.»
Подумал он, и в кабинет вошёл, шагая смело.
Старший врач обернулся, перестав орать.

- Тебя мы ждали, проходи к столу смелее.
Сейчас , осталось нам лишь подписать бумаги.
Тебе придёться сопроводить солдата по дороге.
Его необходимо доставить в часть скорее.

Отведёшь его в санчасть училища,
Ваши документы в одном пакете будут,
В твоих руках они целее будут,
Надежды нет на твоего товарища.

Младший врач старшому возразить пытался,
Но старший строго его остановил:
- Не говори под руку, и не пытайся!
Курсант же сам себе в защиту заговорил:



Я не могу  выполнить ваших  приказных.
За мной должны прибыть из части,
Любой из командиров моих прямых,
Всегда так было в нашей части.

Старший врач пятнами в лице покрылся.
Младший врач, найдя поддержку, - засмеялся.
- Он справедливо говорит, прислушайся ко мне.
- Не смеешь ты перечить , власть пока на мне.

Старший трубку телефона взял,
Номер набирая, криво рожу корчит.
- Здесь мой коллега, он не хочет…
Трубку старшой младшому передал.

Выслушав, он огорчился, устало молвил: - Есть!
Ситуацию я понял.Положил трубку. Зарделся весь.
- Извини, курсант, приказать тебе не можем.
Но и отказать начальству мы не можем.

Велено передать тебе,- просьбу сию исполнить,
Коль скоро в санчасть училища не прибудешь,
В дизертирстве строго обвинённым будешь.
Он взял бумаги, и начал, -  подписи, печати ставить.

Старший вышел в коридор, солдата вызвал.
Солдат в кабинет вошёл, врач ему сказал:
- Документы твои я курсанту в пакете дам.
Он отведёт тебя в санчасть, будешь лечиться там.

Выйди пока в коридор, подожди немного там.
Вышел солдат.Врач наставлять курсанта стал.
 - Документы ему не давай, драться даже б стал.
Сдашь его в санчасть, от просьбы освободишься там.

Курсант ответил сдержано: - Я вам не обещаю,-
Намеренно на карту поставили вы жизнь мою.
О чести здесь и разговоров быть не может,
Прощайте. Возможно, мне бог поможет.


Часть третья. Тревога средь дорог.



- Проводи их до ворот.- велел младшому старший врач.
Выйдя из ворот, курсант остановился, чуть не упал,
Головокружение, слабость…И тут он услыхал:
- Отпусти его, не бойся. Беды не будет, только плач.

Он оглянулся, - никого. «Говорят, что бога нет,
Тогда, кто же мне, как в сказке, такой даёт совет?
А солдат уже шагов на десять удалялся,
Курсант за ним шагал,и гласу удивлялся.

До проходной училища всего шагов – то,- тристо,
Но дорога кажется курсанту минным полем.
«Обезвредить взрыв психоза будет мне не просто»,-
Думает курсант, шагая пыльным полем.

Осталось пятьдесят шагов до проходной.
Наконец, солдат решился на фортель свой.
Резко обернулся,- занёс в ударе руку.
Курсант был готов к такому року.

Он  руку перехватил в запястье возле кисти.
Солдат другую руку  поднял для удара,-
Курсант и эту руку перехватил солдата,
Заставил он его присесть от боли в кисти.

Немного погодя, слегка ослабив хватку,-
Сказал: - Тебе зла я не желаю,- скажи,-
Кто надоумил тебя вступить со мною в схватку?
Зачем меня приставили к тебе для стражи?

- Ничего я про то не знаю, у меня своя проблема,
В больнице у меня сестра родная,
К ней сбежать пытался я с закрытого предела.
Отпусти меня, тебе то  разница какая.

- Давно сбежать ты мог,- тебя я не держал.
Пока держу, чтобы ты бодаться бы не мог.
- Документы мне нужны, из-за них я не бежал.
Без них к сестре в больницу попасть бы я не мог.



- Хорошо, отдам  документы  я твои,
Но ты не брыкайся, не упускай удачу,
Повторно не потерплю выходки твои,
Скручу и отволоку тебя я под раздачу.

- Не буду я. Нужны мне очень документы.
Курсант солдату кисти рук освободил,
Развернув пакет,  свои бумаги отделил,
Удивлённому солдату выдал документы.

- Иди, беги, - твоя судьба в твоих руках,
В санчасть вернуться не забудь.
- Спасибо, прощай. – а в лице замуть.
И  побежал,- гнал его какой-то страх.

Курсант был воспитан атеистом с детства,
Но вымолвил: - господи, прости, я согрешил.
От спеси мудаков спасая жизнь, я это совершил.
«Обманки» разные разрушал я с детства.


Часть четвёртая. Кто кому помог?



В санчасти училища курсанта фельдшер встретил.
До этих пор здесь старше фельдшера и не встречали.
На этот раз  врач молодой был озабочен и в печали.
Потупив взгляд, не взяв бумаги, он тихо молвил:

- Это не ко мне.- В кабинет вошёл из коридора,
Вернулся с  пожилым богатырём в форме генерала.
Курсант  честь отдал по стойке смирно, удивляясь,
«Никто  и не поверит,-коль расскажу не задаваясь».

- Здравия желаю, товарищ генерал, - курсант сказал,
И конверт с документами генералу в руки он отдал.
Генерал из конверта документы в руки взял,
Не добро глянув на курсанта, вопрос задал:

- А где солдатские бумаги? И самого солдата где оставил?
- Он позже будет.Хотел он навестить сестру в больнице.
- Как смел ты отпустить его, да с документами в конце?
Зачем приказ не выполнил? В драке он тебя заставил?

- Товарищ генерал-майор, приказа не было, не вам ли знать.
Самого меня из части командиры были должны забрать.
Военврачи меня стращали в дизертиры записать,
Коль просьбу вздорную немедля, не буду выполнять.

Конвоиром быть я не соглашался, давая им отказ.
- Как смеешь ты, со мною говорить в таких тонах?
Для тебя любая просьба старших , - есть приказ.
Курсант ответил, в душе своей подавляя страх:

- Конвоир имеет право убивать, в случае побега арестанта.
На то имеет он оружие и документ с дозволением на смерть.
Без документа  я не мог  сопровождать солдата,
Тем более, вы б меня же осудили, за его увечье или смерть.

- За не выполнение приказа  ты тоже можешь быть судим.
- Можете отдать меня на суд военный трибунала.
Возможно, действия мои будут правильно оценены судом самим.
- Ещё чего? Не велика ты шишка для трибунала.

Стой смирно! Пока я не вернусь. Распорядиться нужно о солдате.
А сам подумал: « Если бы привёл солдата к нам,-
Попался б  в наши сети. Неужели мог ты сам,
Таким макаром уйти  из под удара?Надоумил кто,-или балда ты?»

Генерал в кабинет вошёл, и к телефону… дозвонился.
- Друг мой, твоя задумка провалилась, извини,
Он отпустил солдата, как-будто бы извне,
Подсказали  этот ход ему, или  всевышний заступился.

В пат загнал он наши планы, как в шахматах играя,
Он ещё был на излечении, больного на этот шаг толкая,
Мы не учли всех вариантов, шутя его судьбой играя.
Теперь курсант нам не по зубам,видимо, звезда его такая.

Что будем делать мы сейчас?Хочу узнать твои я мысли.
- Из разговора со своим врачом узнал я истину такую,-
Испуг, что был на крыльце в саду, клином вышиб мои болезни,
Должен я благодарить курсанта за прыть такую.



Но, чтоб не догадался он, ты его часок – другой
Своими разговорами держи, обвиняя  во всех грехах  ,
Умеешь ты человека замутить, имеешь ты талант такой.
И пусть услышит он, как ты военврачей ругаешь,в грехах,

За нарушение инструкций о выписке из госпиталей.
И хрен с ним, ему достанет твоих угроз до исступления.
- Договорились, я выполнить  сумею эти наставления.
Лечись и здоровей , не волнуйся, и не забывай друзей.

Генерал  трубку положил. Снова снял, номер  он набрал.
- Госпиталь, товарищ капитан… О нашем деле. Сейчас
Я буду вас ругать, так надо. Не принимай всеръёз.Сейчас…
Генерал оставил трубку, дверь кабинета приоткрыл.

- Вы что же сделали , болваны! Инструкции забыли…
Ах, время поджимало…Ах, домой спешили…
Теперь того солдата сами разыщите,
И в часть его сопроводите…

Трубку положив, подождав немного, генерал перекурил.
Через пять минут вернулся в коридор к курсанту.
- Стоишь? Стой смирно, я лекцию тебе прочту.
И генерал начал свой урок ,говоря, по коридору заходил.

Сам себя в азарт вводя, выглядел как Гамлет в монологе.
Бурной речью исходя,он наблюдал  за состоянием курсанта.
Курсант, на частые его вопрсы: «Ты дрался  на дороге?»,-
Спокойно отвечал: « По доброй воле я отпустил солдата».

Через час такой работы, генерал за сердце взялся,
В кабинет вошёл, таблетку взял и водой запил.
Курсант , экзикуцию моральную, стойко выносил.
Но в одиночестве напряженье спало, и навалился,

Горький ком , наполненный слезами, как туча дождевая.
От чего так слёзы сами льются, стоял курсант, не понимая.
Вышел генерал, и слёзы увидал, и пуще прежнего нажал.
Тогда курсант, уж не стесняясь, плакать начал.



Генерал всё больше речью разошёлся, туда-сюда шагая,
Лицо курсанта уже в соплях , в слезах  промокло,
Он уже ревёт, икотой ,…уж пол часа прошло…Надоело,
И генералу такая слякоть. В кабинет ушёл, вздыхая.

Бумагу, ручку  и чернила вынес генерал на коридорный столик.
К  столу курсанта усадил.- « Хватит слёзы лить, икая,
Так можешь и в психушку угодить, себя слезой терзая.
Пиши как было всё, и, можешь уходить, высушив свой лик.»

Курсант  объяснение составил, с трудом рыданием покончив.
Коротко, что отпустил солдата по доброй воле, получив,
От солдата уверенья, что в часть вернётся он без промедленья,
Как только навестит сестру в больнице, для облегченья.

Генерал бумагу взял, прочитал, вопрос задал:
- Значит ты не дрался с ним,- ты, что, - дурак?
Просто так, взял слово, и без вопросов,- отпустил?
- Зачем же драться? Он не преступник,- ведь так?

- Ясно как солнечный денёк, - что ты, - дурак!
И генерал тихонько рассмеялся…
Ну,- всё, - иди, командиру доложи, было дело как.
С учёбой ты уже расстался…

Есть заключение врачей, - ты комиссован,
К военной службе не пригодным признан.
Позже, - получишь документы в штабе.
Жить  до того в казарме , в той же роте.

Всё,- иди, - и перестань рыдать…
Генерал в кабинет, отчёт писать.
Курсант на улицу , - его уж начинает ждать, -
Любовь, - ей  наделил его господь.

Эпилог.

Прошло с тех пор всего,-
Сорок лет,- и год один ещё,…
Похожих сказок в жизни было много
Сколько будет по миру их ещё...


2011 год. г.Уфа
-------------------------------------------------------


Рецензии