Зачем работать, если люди такие отзывчивые?

Корреспондент стал попрошайкой, чтобы собрать деньги на новую квартиру


Алкаши-богачи


О попрошайках чего только не говорят… Одни утверждают, все они пьяницы и тунеядцы, отбросы общества. Другие жалеют нищих, виня в их бедах злой рок. Третьи приводят примеры «выуженные» из сети Интернет, что на подаяниях можно сколотить целое состояние. А в российских средствах массовой информации «проскакивают» сведения, говорящие о существовании в крупных городах самой настоящей мафии, курирующей «работу» людей, живущих на подаяния.

Что из этого правда, а где банальный вымысел? Получить ответ на данный вопрос журналист решил прямо на паперти, выступив в роли просящего милостыню человека.


Первые впечатления


«Если все-таки не врет глобальная паутина, — определил я для себя, — построю квартиру без всяких кредитов и переплат». Но для начала необходимо было выяснить, где трудятся мои будущие «коллеги». Оказалось, в Витебске попрошаек можно встретить не только в центре, но и на окраинах. Они «кормятся» возле магазинов, на автостоянках у торговых центров, на вокзалах. Причем не сидят на одном месте, а кочуют в течение дня по городу.
Среди них встречаются как маленькие дети, так и старушки. Есть инвалиды, забулдыги и вполне здоровые на вид люди. В основном они сидят с картонными листами, на которых корявым подчерком написано «Помогите на еду», или пристают к народу в общественных местах с просьбами о ста рублях. Вид у всех без исключения, мягко сказать, непрезентабельный, а то и вовсе кошмарно-вонючий.


Лучок для образа


Поэтому чтобы сойти за своего в окружении попрошаек, среднестатистическому человеку придется приложить немало усилий. Как минимум найти изношенные до дыр ботинки и одежду, а также «вытравить» из себя запах чистоты вместе со свежим дыханием.
С вещами у меня проблем не возникло — на даче имелась видавшая виды «спецовка». А вот с ароматами цивилизации пришлось повозиться. Огромную помощь на этом поприще оказали репчатый лук с селедкой. В общем,  изо рта и от рук «благоухало» нищетой на километр.
— Все равно, «раскусят», — заявил товарищ, узнав детали моей затеи. — Понимаешь, морда у тебя слишком холеная.

Пришлось исправлять эту «ошибку». За несколько дней до выхода на «дело» я перестал бриться и урезал количество часов, отведенных на сон, чем, несомненно, подпортил «фешенебельность» своего лица.


Срамота-то какая


Честно говоря, в таком виде даже на улицу выходить стыдно. Нужно напрочь лишиться чувства собственного достоинства, чтобы без нервного срыва «дефилировать» в лохмотьях по городу. Представьте, каково жить, когда на вас люди смотрят как на прокаженного и стараются обойти стороной.

Только в тот день мне не до них было, я прокручивал в голове дальнейшие действия. Представлял себе, как буду сидеть на ступеньках возле магазина с заготовленной заранее картонкой.Хотелось сквозь землю провалиться! Однако косые взгляды прохожих не могли заставить меня развернуться на полпути.


Не пошло


«Куда сесть? — крутился в голове вопрос, когда я подошел к одному из центральных магазинов. Около входа с одной стороны уже «застолбила» место кто-то из конкуренток, с другой — продавец газет. Принимаю решение отойти чуть правее, к киоску — все равно люди через меня проходить будут, так что «рыбное» место. И время удачное выбрано, обед. Облокачиваюсь на парапет (все ж лучше, чем на плитке почивать в позе лотоса час-другой), достаю свой «транспарант» с призывом помочь голодающему и полиэтиленовый пакетик с «приманкой» — несколькими сотнями рублей.

Сижу минут десять-пятнадцать — пусто. Только бабулька одна подошла, с неформатным предложением. Мол, на тебе хлебушка, покушай. «Спасибо, — говорю. — Береги Вас Бог».


Есть контакт!


В чем моя ошибка, удалось узнать чисто случайно. Дело было так: мимо проходил парень, попивая квас из стакана, и я вдруг понял, что тоже с удовольствием «опрокинул» бы бокальчик. Видимо, даже взглотнул, глядя на него. Факт в том, что он лишь мельком обратив на меня внимание, весь передернулся. Было видно, что человек смутился, полез в карман и «отвалил» мне целую тысячу. И это точно не из жалости, скорее всего из-за стеснения. Да-да, ему стало не по себе от того, что у него что-то есть, а у меня — нет.
Причем такие метаморфозы творились со многими, и я этим удачно пользовался. Только все равно моя копилка пополнялась слабо: клали по пятьдесят рублей или по двести.


Разборки?


Прошло уже часа три-четыре и я, поняв, что попрошайничеством на квартиру явно не заработаешь, хотел уже уходить, чтобы принять божеский вид и посчитать «добычу». Так бы и случилось, но вдруг из-за угла вышли четверо: трое мужиков и девушка. В глаза сразу бросилось: коллеги. Один на костылях, другие просто с красными и опухшими от спиртного лицами и в одежде не по размеру.

— Здорово, — обратился ко мне один из «великолепной» четверки. — Какими судьбами?

— Жена с детьми выгнала месяц назад, запил, с работы выгнали. Одним словом, пока здесь, — отвечаю.

— Понятно, но как-то не по-человечески получается…

— Что именно?

— Сидишь на чужом месте, хотя бы спросил разрешения, — уточняет собеседник. — Ну и знакомится как-то надо.

До меня, наконец, дошло, к чему он клонит. Начинаю оправдываться, что с удовольствием бы, но «у пана атамана няма золотого запаса».

— А сколько в «банке»?

Считаю при них, получается 6830.


Помни о зиме


И мы пошли в магазин. Зашли за угол, начали знакомиться. Мне объяснили главное — попрошайки должны друг другу помогать. Я поинтересовался: а что иначе? Девушка засмеялась.

— Чё ты тупишь? — сказала она. — Это просто опасно для здоровья, а так не страшно.

Теперь уже ржали все. После разговор зашел про то, кто кем был до ТОГО. Получилось, никто никем не был. Разве что Васек дворником успел потрудиться в одном из домоуправлений да я на заводе «вкалывал». 

А где живешь? — поставил меня в тупик Леха.

— По-разному. То на вокзале, то…, — я пытался что-нибудь придумать на ходу.

— Определяйся быстрей, иначе зимой худо будет. Ищи дом заброшенный, в подвал как-нибудь проход себе организуй и смотри, чтоб не «запалили» — менты придут, проблем не оберешься.


Финита ля комедия


Провожать до ночлежки меня вызвался Леха — ему по пути оказалось, где-то за вокзалом обитает. Когда мы отошли от других, я открыл мужчине свою тайну, — уж очень не хотелось в лохмотьях через полгорода идти.

— Посмотрел, как живем? Понравилось тебе? Увидел мафию? — живо отреагировал на мои намерения попутчик. — Нет у нас ни денег, ни боссом. Мы сами по себе отбросы.

— Так может помочь как-то? Есть же специальный центр для бездомных, там документы помогут восстановить. Устроишься куда-нибудь работать.

— Не надо мне от вас ничего, уж лучше здесь, чем под начальником ходить, — сообщил Алексей перед уходом.

Что ж, каждому свое. Лично я предпочитаю теплую постель, душ и готов ради этого терпеть редактора до поры до времени.


Выводы


Можно ли заработать на паперти? По крайней мере, в Витебске точно нельзя. Даже если не пропивать полученные деньги, все равно на квартиру не хватит. По своему опыту могу судить, что в месяц получится около 200 тысяч  при «работе» без выходных и праздничных дней. Сами понимаете, расчет приблизительный и «плавающий» в зависимости от настроения «спонсоров».

Среди попрошаек одни алкоголики? Это чистая правда. За редким исключением они действительно собирают на спиртное. Причем расходуют деньги сразу. Человек пять сбрасываются у кого сколько есть и бегут в магазин. Распив горячительное, снова расходятся по местам. И так дни напролет.

Следует ли жалеть просящих милостыню? Нет. Даже те, кто не пьет (а таких один на сотню), выходят на улицу ради заветной «догонки». Парадокс заключается в том, что это матери пьяниц, отпрыски которых пропивают их пенсии и постоянно требуют от родительниц «еще», угрожая рукоприкладством. В этом случае не сочувствовать надо женщине, а звать ей на помощь милицию. Но будьте уверенны, она вам за это спасибо не скажет, будет кричать: не лезьте в чужие дела.

Сбор подаяний контролирует мафия? В областном центре такого я не увидел. Только вот первому встречному все равно в обществе попрошаек рады не будут. Если не захочешь проставляться за знакомство, может дойти до драки. А так, в общем-то, народ мирный, особенно к товарищам, высовывающим из карманов купюры.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.