Спасательный жилет имеется?

Лето — не зима, по льду на середину озера в надежде на крупный улов не выйдешь. Благо, в распоряжении любителей рыбалки в теплую пору года имеются разнообразные плавсредства. С их помощью можно закинуть удочку в самых глубоких местах водоема и нежась на волнах под теплыми лучами солнца ожидать поклевки подводных обитателей


А что такого?


В поисках рыбацкого счастья люди, порой, готовы отправиться на встречу с большой рыбой даже на консервной банке. Утрирую, конечно, но как только встречаешь в километре от берега ребят на видавшей виды «деревяшке», без перерыва вычерпывающих прибывающую со всех сторон воду, задаешься вопросом: какой кайф от такой ловли?

Молодые люди, а их на водоемы приезжает огромное количество, склонны недооценивать степень риска, которому они себя подвергают, садясь в первое попавшееся «корыто» без спасательного жилета. Старики тоже по сложившейся традиции берут с собой в лодку, кроме снастей и прикормки, разве что бутылочку хорошего и недорогого вина и сигареты.

«А что такого? — твердят аксакалы. — Мы рыбачим с детского сада — и ничего, живы». Напрашивается дополнение: «Пока живы». Мудро сказано: знал бы, где упадешь, подстелил бы соломку.  Тем не менее, от плохих привычек народ избавляется неохотно, да и то, когда его подталкиваешь к этому, караешь рублем. Естественно, весь этот процесс происходит с матами, руганью.


На Браславщину


Именно такой «радушный» прием некоторые самонадеянные смельчаки, облюбовавшие водные просторы нашей «синеокой» республики и упорно нежелающие заботиться о своей безопасности, оказывают представителям  Государственной инспекции по маломерным судам. Поэтому сотрудники ГИМС патрулируют вверенную им территорию вместе с добровольными помощниками, природоохранителями или милиционерами. В одиночку — просто опасно. В чем и убедился корреспондент «ВР», отправившись в один из рейдов, который Госинспекция по Витебской области провела на Браславщине.

В этом регионе Северной губернии, как нигде, много водоемов, причем крупных по размерам. Также сюда приезжает много туристов и рыбаков со всей Беларуси. Поэтому задействовать решили не только весь личный состав придвинского ГИМСа, но и коллег из Минска. Из столицы приехал даже руководитель ведомства Николай Лучинович.


День первый


Подыматься пришлось рано. И в этом вина подводных обитателей, которые любят полакомиться еще до восхода солнца. Естественно, любители тихой охоты не могут пропустить заутренний клев, отправляясь на воду ни свет, ни заря. А инспекторы, соответственно, вслед за ними, чтобы тоже не упустить свою «добычу».

В соответствие с «разнарядкой», составленной накануне, мы с госинспектором Полоцкого участка Геннадием Спиридоновым отправились контролировать порядок на реке Западная Двина. Катером нас обеспечила Друйская погранзастава, поэтому в первый день я не ощутил всех «прелестей» подготовки резиновой лодки с мотором к плаванию, о чем впоследствии ни капельки не жалел  (почему — читайте далее).

Поставленная перед нами задача осложнялась тем, что мы находились на границе с Латвией. Один берег наш, другой — их. Иностранных подданных «трогать» не разрешалось, а на пути, как назло только они и попадались. Прибалты, не обращая внимания на людей в форме, ловили рыбу на Даугаве, а мы в нескольких метрах от них плыли по своей Двине. Парадоксально, но факт.

Вскоре, владения латышей закончились, и река стала полностью белорусской. Тут-то и появились наши, родные нарушители. Правда, встреча с инспектором в их планы не входила — они держались на почтительном расстоянии, пытаясь скрыться из вида. Только когда мужчины поняли, что от пограничного катера не уйти, две лодки развернулись и поплыли к нам.
— Убегаете? — с места в карьер начал Геннадий Спиридович. — Значит есть чего бояться.
Незнакомцы пытались отнекиваться, но вскоре ситуация прояснилась — один из экипажей не имеет соответствующих документов на судно.

— Не успел переоформить, — вздыхал хозяин. — Хотел сначала опробовать лодку на ходу, а уж потом «бумажки» привести в порядок. Простите. Завтра же все будет в порядке.

— Это хорошо, что будет, — заметил Геннадий Петрович. — Значит больше не придется платить штраф.

Не обращая внимания на предложение рассчитаться на месте и отобедать на природе, инспектор составил протокол.


День второй


Следующие сутки начались тоже рано, но плюс к этому добавились физические нагрузки. На второй день мы с госинспектором Чашникского участка «высадились» на озере Дривяты в самом Браславе. Катера не было, а посему нам пришлось вытаскивать из багажника свою лодку и надувать ее. Качать воздух ножным насосом, расставлять доски (уж не знаю, как они по-научному называются), делая дно жестким. А затем тащить из машины к воде многокилограммовый двигатель и крепить его к корме. С непривычки ноги и спину «приятно» ломило, и еще ведь работать надо было. А у озера Дривяты, между прочим, конца-края не видно и рыбаков пруд-пруди…

Более двадцати плавсредств пришлось проверить за несколько часов. Учитывая то, что они размещались бессистемно и постоянно перемещались в поисках рыбы, голова шла кругом. Мы успели подъехать к каждому лишь потому, что почти все оказались добропорядочными пользователями маломерных судов. Все без исключения зарегистрированы в инспекции, почти на каждом имеются спасательные жилеты или круги. Только несколько владельцев получили просечки в судовых билетах за отсутствие предметов, призванных спасти жизнь в случае чего.


Рецензии