Валерка

   
    Когда мне было семь ,отец в последний раз лёг в госпиталь,откуда он уже не вернулся.Так,через три года после окончания войны,я стал сиротой. Брат отца,дядя Антон,уговорил меня поехать с ним на лето в деревню.Деревня была районным центром и называлась красиво-Быстрый Исток. В то время дядя с семейством жил там.Я никогда не был в деревне и мне было интересно посмотреть,я согласился!
   В те далёкие времена в Быстрый Исток можно было попасть на пароходе по Оби,либо на редких попутках по суше.Мы ,к моей радости,отплыли на пароходе! Пароход был большой,белого цвета,по бортам огромные гребные колёса,приводимые в движение паровой машиной. Из громадной трубы валил чёрный дым,больше всего мне нравился пароходный гудок,был он необычайно громким и басистым.Скорость этого парохода была небольшой,на пристанях стоял долго,загружал уголь,а потому путешествие было затяжным,хотя Быстрый Исток был от города не так и далеко.
  На стоянках, свободные от вахты матросы ,устраивались с удочками на корме.Не только мальчишки,но и взрослые пассажиры,одуревшие от вынужденного безделья,собирались на корме посмотреть рыбалку.Рыбы в Оби было много,правда у берега крупная рыба не держалась,ловили матросы чаще чебаков и окуней,но иногда попадались язи и стерлядки.А вечером из камбуза разносился запах ухи! Удивительно,но я не видел на пароходе ни одного пьяного,а сейчас,даже на самом коротком рейсе в Затон,за 15-20 минут,обязательно увидишь выпивающих! Народ плыл в основном деревенский,кто-то приезжал в город по служебным делам,кто-то за покупками.Много было инвалидов,на костылях,без руки.Это возвращались фронтовики из госпиталей.Долго ещё после войны госпитали в городе были переполнены. Многие пассажиры донашивали военное обмундирование,трудно было с одеждой,да и купить не на что.
 Но вот мы и на месте! Деревянная пристань,народ встречает пароход,какое-никакое,а всё же событие!Оказалось,что дядюшка мой жил совсем близко от Оби,через пару минут мы входили во двор.Я с любопытством рассматривал дом,огород,баню.Встретила нас жена дяди и две его дочери,девочки были старше меня,почти барышни.Нас усадили за стол,налили щей,я навалился на хлеб домашней выпечки,после городского,угольно-чёрного,кислого и сырого,хлеб тётки Натальи показался мне лакомством! Отобедав,дядя сразу же пошёл на работу,я вышел с ним за калитку,посмотреть улицу.Дядя Антон предупредил меня,чтобы я не говорил "деревня",мальчишки за это могут и поколотить! Говорить нужно Райцентр,район,в крайнем случае село!
  Улица мне понравилась.Казалась необыкновенно широкой и светлой,но больше всего мне понравилось,что вся она заросла ромашкой,не той ромашкой,на которой гадают девушки,а другой,у которой и цветков-то нет,так,жёлтенькие шишечки. Зато она так приятно пахла! Никакой колеи от машин на улице и в помине не было,редко проедет крестьянская телега,вот и весь транспорт.Меня удивило,что улица пуста,ни одного прохожего я не видел.Постоял ещё немного у калитки,вернулся во двор.
  Первое разочарование: у дяди не было никакой живности,кроме кошки! А мне так хотелось посмотреть на овечек или на телят! Но дядюшка мой вёл городской образ жизни.Огород,правда был.Однако лето только началось и ещё ничего не выросло.Зато в конце участка росли огромные черёмухи,не кусты,настоящие деревья! Уж я доберусь до них в августе...
  А вечером была баня.Первый раз в жизни я был в деревенской бане,всё было непривычно и удивительно! Печь,сложенная из камней,деревянные скамьи,деревянная же бочка с холодной водой и огромный ковш. Дядя зачерпнул из котла горячей воды и плеснул на камни,вода мгновенно испарилась и пошёл нестерпимый жар! Дядя немного похлестал меня веником,окатил холодной водой и я пулей выскочил в предбанник,жадно припал к кружке с квасом и разлёгся на лавке.Будет что рассказать пацанам в городе! Потом меня уложили спать.Спал без задних ног,пока не разбудили к завтраку.
  После чая размышлял,чем бы заняться? Двор и огород уже изучил,дом тоже.
  - Ну иди,иди,заждались уж тебя ребятишки,-сказала тётка Наталья,-с час как крутятся у нашего дома!
  - Откуда они обо мне знают?
  - Сарафанное радио разнесло,в деревне быстро сплетни и слухи разносятся,все наверно знают,что к нам приехал племянник из города!
  Вышел на улицу,у калитки собралось человек десять таких же пацанов,как и я. Они молча и как-то недобро смотрели на меня,я на них. Все,как и я,были босиком,но на головах были разнокалиберные кепки,а у одного пилотка,которая закрывала уши,видимо отцовская. Молчание затягивалось!
 - Курить будешь? Я у отца махорку стащил,- подойдя ко мне,спросил самый старший.
 - Я не курю!
- Не куришь,а говорят в городе все курят,даже тётки!
- Не все,а женщины и правда есть курящие,только они папиросы курят,в войну привыкли. Наконец ребятишки осмелели и мы стали знакомиться. Были они примерно моего возраста,только их главный был лет двенадцати,его все слушались,это он предлагал мне закурить.
  Решено было пойти на речку половить рыбу. У конопатого пацана на плече висел кусок рваной рыбацкой сети с мелкой ячеёй. Река оказалась заметно уже чем в городе,но остальное как и у нас.Те же заросли ежевики и облепихи,только,пожалуй,больше чем у нас,такие же пески,такая же холодная вода. Сноровисто мальчишки привязали палки к сетке,получилось подобие бредня.Двое разделись и принялись ловить рыбу,остальные насобирали сухого плавника и разожгли костёр. Когда нагорело достаточно углей,нанизали рыбок на прутики и воткнули в песок вокруг горячих углей.Всё это было мне знакомо,мы точно так же жарили рыбёшек на берегу.
  Поели запечённых чебаков и некоторые начали курить. Меня не так удивило то,что мои сверстники курят,удивило то,как лихо,по-мужицки они сворачивали из газеты самокрутки! И в городе я видел курящих мальцов,но они курили папиросы,а эти дымили махоркой и самосадом! Потом начались расспросы о жизни в городе,хотя не один раз они слышали от своих отцов,соседей о городе,но слушали меня с интересом,иногда переспрашивали,уточняли.
  И покатились стремительно дни за днями.Мы ловили рыбу,купались,когда стала поспевать ежевика,объедались ягодой и приносили домой.Не всегда собирались вместе,кого-то заставляли полоть грядки,таскать воду из колодца,да мало ли работы у деревенских мальчишек! Только у меня не было никаких обязанностей.Если я пытался помогать тётке Наталье,она мне говорила: "отдыхай,отдыхай! сиротка..." и вытирала глаза платком.
  Как-то к нашей компании прибился незнакомый мне мальчишка,был он такой же как все,ничем не выделялся.Подошёл ко мне,протянул руку и назвался Валеркой. Долго мы гоняли по улице тряпичный мяч,набитый какой-то дрянью,пока кто-то не крикнул:
  - Айда на пристань,сегодня пассажирский пароход придёт! Все двинули к реке,но Валерка словно споткнулся,резко остановился,уставился круглыми,немигающими глазами на закатное солнце,весь как-то подобрался и вдруг запел! Громко,серьёзно.
 - Что это он?,-остановил я за рукав одного из мальчишек.
 - А,Валерка? А он всегда базлат! Бежим скорее! Но я остался.Слушал и удивлялся.Бывало и мы с пацанами пели,но пели всегда дурашливыми голосами,обязательно искажали текст. Иногда подпускали матерные слова.Но так как пел Валерка,я никогда не слышал! Пел он незнакомую,наверно старинную песню,пел правильно,как взрослый,пел как настоящий певец,голос его звучал красиво,он поднимался так высоко,что казалось: сейчас сорвётся! Но нет,он взвивался ещё выше! А в некоторых местах звучали какие-то сатанинские нотки.Валерка был сейчас не с нами,он был в своём,незнакомом нам мире,он ничего не видел и не слышал!
  Песня закончилась.Я стоял обалдевший,не в силах что-то сказать.
 - Домой пора,пока!,- Валерка шмыгнул носом и рванул вдоль по улице! Раза два он ещё появлялся на нашей улице,а потом исчез. Лето закончилось и в конце августа я уехал.

                *  *  *

  Прошло много лет лет,много воды утекло в нашей Оби. Стёрлись в памяти лица и имена моих деревенских друзей. Лет через двадцать я был по служебным делам в Быстром Истоке. Дядюшка с семейством давным-давно жил в Свердловске,никого из знакомых я не встретил,да и село казалось совсем незнакомым.               
 Где Вы теперь пацаны? Как живёте,кем стали? Наверно кто-то из вас стал учителем и всю жизнь проработал в сельской школе.Кто-то спился и умер от водки ещё не старым,а кто-то выучился на агронома. Кто-то связался с ворами и сгинул в лагерях.Кто-то до срока умер от тяжёлого крестьянского труда,а самые предприимчивые после службы в Армии остались в городах,заработали квартиры и доживают на пенсии в окружении внуков. Ничего не знаю о них! А вот что стало с Валеркой,знаю! Валерка базлал,базлал,да и добазлался до Народного артиста Валерия Сергеевича Золотухина.


Рецензии
Знакомые мотивы. Хорошие воспоминания о детстве, о поездке в Быстрый Исток. Об этом селе у меня много написано, как и о Валере - 4 рассказа, на моей странице на Проза.ру. Рассказ: Я познаю мир/Алифтина Попова - это про моё первое путешествие по Оби из Быстрого Истока на север Томской области. Заходите чаще. Я Ваши работы все прочла. С теплом,

Алифтина Павловна Попова   01.04.2013 11:13     Заявить о нарушении