Судья Паршонок Николай Яковлевич

АВТОБИОГРАФИЯ Н.Я. ПАРШОНКА - ПРЕДСЕДАТЕЛЯ БЛАГОДАРНЕНСКОГО НАРОДНОГО СУДА (Из главы "Органы правопорядка" повести "Солнце в зените").
   
    ПАРШОНОК Николай Яковлевич (автобиография) родился 9 февраля 1934 года в деревне Вотьковичи Ушачского района Витебской области республики Беларусь в семье крестьян.

    Мать – Анастасия Климентьевна, 1907 года рождения, была неграмотной. Отец – Яков Егорович, 1900 года рождения, имел 4 класса образования.

    Кроме меня, в семье было еще две дочери: Татьяна, 1928 года рождения, живет в Белоруссии; Валентина, 1930 года рождения, умерла.

    Витебщина, где я родился, - это леса и болота, реки и озера, небольшие клочки земли, которые любовно возделываются руками крестьян-белорусов. В этом живописном и чудесном крае прошли мои нелегкие и тревожные детство и юность.

***

    Осенью 1941 года я и мои сверстники мечтали пойти учиться в школу. Но наши мечты не сбылись - началась война, во время оккупации школы не работали на всей территории Белоруссии.

    Мой отец воевал в партизанском отряде. В феврале 1942 года часть территории Витебщины, в том числе Ушачский район, были освобождены партизанами.

Однако жить спокойнее на освобожденной территории не стало, так как деревни часто подвергались налетам немецкой авиации.

Однажды, немецкий летчик на самолете-разведчике на бреющем полете «гонялся» за мной и дедушкой, стрелял в нас из пулемета, но мы спрятались за дом, потому и спаслись.

    В этот период началось массовое заболевание жителей деревень брюшным тифом. Лечения, ни какого не проводилось, больные по несколько дней находились без сознания, многие не выживали.

От старших я узнал, что в целях профилактики следует выпить спиртное, нашел у матери самогон и употребил граммов сто, но меня это не спасло. Я тоже переболел тифом, а было мне в то время 9 лет.

    К концу лета 1943 года немцы вытеснили партизан из Витебщины, и мы опять оказались в оккупации. 

Если в первую оккупацию немцы к мирному населению относились лояльно, то теперь начались погромы, расстрелы, сожжение деревень вместе с жителями: детьми, женщинами и стариками.

    Подростков немцы отправляли в Германию на тяжелые принудительные работы. Моя сестра Татьяна была отправлена в Германию и вернулась домой только после окончания войны.

    Летом 1944 года территория Витебщины была освобождена частями Советской Армии. Отец продолжил войну в действующей армии связистом при штабе полка.

    Мать, я и сестра жили в небольшой деревушке Вотьковичи, которая чудом уцелела. После изгнания немцев жить стало спокойнее, но не легче.

В деревне не осталось ни одной коровы, ни одной лошади. Женщины и подростки землю копали вручную лопатами. Почти ничего не было посеяно и посажено. В 1945 – 1946 годах был голод, люди умирали.

***

    1 сентября 1944 года в возрасте 10 лет я поступил в первый класс начальной школы.

До школы в другой деревне было три километра. Не было тетрадей, а букварь - один на всех учеников деревни. Зимой классы отапливались плохо, ученики сидели одетыми, а чернильницы держали в руках, чтобы чернила не замерзали.

В первый класс в зимнее время ходил в лаптях. Летом 1945 года отец вернулся с войны. Во второй класс я уже ходил в ботинках на деревянной подошве, которые отец мне смастерил.

    Семилетняя школа находилась в пяти километрах от нашей деревни, а средняя школа - в районном центре Ушачи, в 18-ти километрах.

По понедельникам я шел в Ушачи пешком с рюкзаком за плечами, в котором находились продукты на неделю. К сожалению, к концу недели их не оставалось и приходилось питаться хлебом с чаем без сахара.

Жил на квартире или в общежитии, по субботам пешком возвращался в свою деревню.

    Родители работали в колхозе, на трудодни выдавалось очень мало зерна. Поэтому во время летних каникул я работал в лесничестве.

***

    В 1954 году окончил десять классов и в этом же году был призван в армию. Первый год служил в учебном подразделении – полковой школе города Борисова.

7 ноября 1954 года и 9 мая 1955 года в составе школы участвовал в параде войск Белорусского военного округа в городе Минске.

Участию в параде предшествовали изнурительные тренировки в течение полутора месяцев.

После окончания полковой школы мне присвоили звание младшего сержанта и предложили поступать в военное училище, но я отказался.

Около года служил командиром отделения в войсковой части, находившейся в городе Бресте. Затем мне присвоили звание старшего сержанта и перевели в в/ч № 95750 на должность помощника командира взвода.

Во время службы являлся отличником боевой и политической подготовки, за что командир части направлял родителям благодарственное письмо.

Моя фотография помещена в книге Славы войсковой части № 95750. Участвовал в совещании отличников боевой и политической подготовки Белорусского военного округа, которое вел командующий округом маршал Тимошенко.

***

    В детстве и во время армейской службы много книг читал о чекистах,            
милиции, работе следователей, и у меня появилось желание получить профессию следователя.

В 1957 году Министром Обороны был подписан приказ о досрочной демобилизации военнослужащих, поступающих в высшие и средние учебные заведения.

Я подал рапорт на увольнение и поступил в Саратовскую специальную среднюю школу МВД СССР. 

    Летом 1959 года в составе школы участвовал в охране общественной безопасности при пуске Куйбышевской ГЭС имени Ленина, на которую приезжали Н.С. Хрущев, М.А. Суслов и другие высокопоставленные лица.

    По окончании Саратовской спецшколы МВД мне присвоили звание лейтенанта милиции, квалификацию юриста и выдали направление в Ставропольский край.

С октября 1959 года работал в должности следователя, затем старшего следователя в ОВД Благодарненского района.

    В 1961 году поступил учиться в Краснодарский Всесоюзный юридический заочный институт, который окончил в 1966 году. В этом же году вступил в Коммунистическую партию.

***

    В 1962 году женился. У меня две дочери, обе получили высшее образование. Старшая дочь Ирина окончила пединститут, а младшая Евгения – медицинский институт.

    12 марта 1967 года меня избрали судьей Петровского районного суда. В этом же году присвоили звание лейтенанта запаса Вооруженных сил, предложили должность начальника канцелярии военного суда в Германии. Но по настоянию супруги от данного предложения отказался.

***

    В начале моей работы в Петровском народном суде произошел инцидент, из-за которого я мог лишиться должности.

В одном из сел района известная в то время артистка Изольда Извицкая и два музыканта ее группы Госконцерта СССР провели концерт, после которого их крепко угостили.

Подвыпивших Изольду и музыкантов привезли в гостиницу Светлограда, где между музыкантами произошел конфликт.

Увидев кровь на лице у одного из музыкантов, дежурная гостиницы вызвала милиционеров, артистов доставили в ОВД. На них составили протокол о мелком хулиганстве, и до рассмотрения дела судьей сообщили в крайком партии, что артистов подвергли аресту на 15 суток.

    Данное дело об административном правонарушении пришлось рассматривать мне. Я из-за отсутствия в действиях артистов состава мелкого хулиганства вынес постановление о прекращении дела.

Свидетели происшествия фактов нарушения общественного порядка артистами не подтвердили, а пострадавший музыкант утверждал, что сам ударился о металлическую спинку кровати.

Петровский районный комитет партии хотел рассмотреть мое персональное дело, исключить из партии и рекомендовать освободить от должности судьи.

Однако Ставропольский краевой суд подтвердил объективность и законность моего решения по делу, и я остался работать в прежней должности.

***

  С 11 марта 1969 года работал председателем Благодарненского районного суда.

Судьей в то время работала У.А. Новакова, а после ухода ее в отставку – В.И. Лукьянченко.

В связи с ростом  поступления уголовных и гражданских дел, к 2000 году штат судей увеличился до пяти.

Принимались меры к улучшению условия работы аппарата суда. По моему предложению, нам предоставили здание филиала Госбанка по улице Советской.

В должности председателя Благодарненского районного суда занимался общей организацией работы суда, а так же рассматривал различной категории сложности уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

При рассмотрении каждого дела проявлял объективность и законность, почти ежегодно имел 100-процентную утверждаемость приговоров и решений, за что неоднократно награждался почетными грамотами и ценными подарками, в том числе именными часами.

Указом Президента РФ от 31 марта 1996 года мне присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

 В 1970 году награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

В марте 1990 года мне присвоен второй квалификационный класс судьи, а в феврале 1993 года – первый.

    Неоднократно предлагались должности в Ставропольском краевом суде и управлении юстиции, но я остался работать в городе Благодарном. 1 марта 2000 года ушел в отставку.

***

    Активно участвовал в общественной жизни города и района. Неоднократно избирался членом Благодарненского РК КПСС, депутатом районного Совета народных депутатов, являлся лектором общественного института правовых знаний и общества «Знание».

Избирался членом квалификационной коллегии судей Ставропольского края и членом Совета судей края.

    После ухода в отставку в течение двух лет не работал, а после смерти жены, с 1 июня 2002 по 5 июля 2008 годы, работал адвокатом в адвокатской конторе № 1 Благодарненского района.

    Проживая в Белоруссии, любил ходить в лес и собирать грибы, увлекался лыжами.

Во время службы занимался лыжным спортом, выполнил 2 спортивный разряд.

9.03.2010 г.   г. Благодарный


Рецензии