Дружба с поэтом

Когда я приехал служить в Тельшай, в Литве, мне выпала честь познакомится с Николаем Васильевичем Артемовым. Он работал в части заведующим библиотекой. Наши вечерние беседы стали правилом. Я больше слушал, конечно. И до сих пор считаю, что многим в жизни обязан ему, даже в какой-то степени тем, что получил повышение по службе.

Н.В. был не просто зав. библиотекой. Он был поэтом, самым настоящим поэтом, членом союза писателей СССР. Причем, обычно, как он мне говорил, в союз писателей принимали , если у человека изданы минимум две книги. Его приняли еще до того, как он издал книгу. Почему, он никогда мне не рассказывал, но может быть кто-то наткнется на этот рассказ о нем , узнает и расскажет больше , чем я знаю.

На момент моего прибытия в часть Н.В. уже издавался не раз и не два. Но тогда я об этом не знал. Я уже был избран секретарем комитета ВЛКСМ полка, и мы как-то разговорились о моей службе , моем начальнике, и многом другом. Я услышал от него, как надо работать , когда руководишь комсомолом. Конечно, во многом эта организация была дутая. Но в выходные дни мы хоть чем-то занимали солдат, чтобы они не ушли в самоволку и не напились. А я еще молод, мне хотелось и продвижения по службе и проводить что-то интересное. Вот он мне и говорит
- Ты знаешь, был здесь один замполит, у которого был новый секретарь комитета комсомола. Вот этот замполит сажал секретаря рядом с собой и говорил: "Садись и записывай за мной" и рассказывал что, как и когда делать. А тот секретарь, после каждого мероприятия писал заметку в окружную газету. Так его узнали в политуправлении и продвинули по службе.

Вот так я начал работать и писать. А Тельшай, город маленький, да еще и литовский, где там взять на мероприятие ветерана войны? Так Николай Васильевич мне подсказывал, где они там живут и кого пригласить. Так я познакомился с одним из ветеранов (сейчас он уже умер) Ивановым Владимиром Владимировичем. Он работал начальником гражданской обороны местной фабрики. Н.В. рассказывал, что когда-то Иванов был обыкновенным алкоголиком. Употреблял он постоянно и был всегда на одном уровне пьян. Как только уровень опускался, он принимал еще. И в один момент он с этим завязал.

Однажды пригласил я его в полк выступить перед солдатами. Он согласился. Но пришел в воскресенье начальник штаба полка Юра Ким и все это отменил Я извинился перед Владимиром Владимировичем, он молча ушел домой. Но тут пришел замполит, наорал на меня, потом на начальника штаба , дал мне машину и я поехал к Иванову. Тот молча оделся и поехал со мной в полк.

Однажды Николай Васильевич спросил у меня
- А ты знаешь, что в Тельшае живет один из участников гражданской войны? Лет ему уже под 80, но до сих пор с удовольствием рюмочку пропускает.
И снова я организавал мероприятие, и пригласил несколько ветеранов, в том числе и этого старичка. Он действительно был участником гражданской войны.

Николай Васильевич был замечательным человеком. На фронте у него погиб друг, у которого была жена и две маленькие девочки. Умирая, друг попросил его помочь его семье. Николай Васильевич в конечном итоге женился на жене своего друга, усыновил девочек и у них родилась третья дочка. Все девочки его очень любили. Он сам рассказывал мне, что написал бы не один десяток книг, но вдохновение приходило к поэту ночью, а жена ругала его за свет, который он зажигал в однокомнатной квартире, когда там спали дети.

Николай Васильевич был и умел быть хорошим другоми учителем не только для меня. Однажды наш нач.  штаба Бакуменко дал ему несколько своих тетрадей  стихов. Прочтя Н.В. стал работать с ним, чтобы из него получился поэт и всегда говорил, что у Бакуменко настоящий талант.

Прошло время. Однажды он поехал к врачу с жалобой на боли в желудке. Его положили на операцию. Но там оказался рак в последней стадии. Ему ничего не сказали. Но, я думаю, он догадывался.

Когда он умер, за гробом шло несколько тысяч человек. Но никого не отпустил из полка наш командир. Я ушел на похороны сам.

Вот с таким человеком мне посчастливилось встретиться в жизни. К сожалению, ни одной книги его я не могу найти


Рецензии
Олег, мне это Ваше воспоминание интересно тем ,что я бывал в Тельшае и
других городках Литвы,примыкающих к Неману.Их облик в то время выгодно
отличался от таких же городков на левом берегу Немана.Дело в том,что
с 1966 по 1971 годы мой папа служил в Советске в военном госпитале.И я
со своей семьёй приезжал к родителям в отпуск.В Пагегяй,Шелути,Таураге
мы ездили за продуктами и покупкой одежды.В Калининградской области
магазины были пустые.А в Немане ловился рыбец и угорь.С тех пор их не
видел.С уважением,Леонид.

Леонид Наумович   03.02.2012 23:53     Заявить о нарушении
Я и в детстве угря в Немане не видел в Гродно. Литву люблю всей душой. И литовцев. Они немного угрюмые, но честные и работящие, еще не утратившие любовь к крестьянскому труду

Олег Наумов   04.02.2012 01:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.