Зачем Вы читаете?..

Иногда я думаю, что я ведь, если вдуматься, животное.

Да-да, обычное, примитивное, движимое инстинктами животное.
Конечно, на это можно вполне разумно возразить: будто все мы относимся к царству животных, а самые просвещенные в области естествознания еще и добавят, что не только к царству Животных, но и к типу Хордовых, классу Млекопитающих, отряду Приматов, семейству Гоминид, роду Людей, виду Человек разумный. И с этим нельзя не согласиться, если вы, конечно, не законченный религиозный фанатик, проклинающий все, что связано с Дарвином и его теорией эволюции. Но все-таки мы, если верить ученым, являемся вершиной этой самой матушки эволюции; мы – те самые совершенные создания, которые находятся на вершине пирамиды живого миры; мы – люди, человечество, homo sapiens, в конце концов; мы можем не только чувствовать – мы в совершенстве владеем навыками письма и речи, мысли и разума.

Следовательно, из всего вышеперечисленного, можно определить, что, совершая те или иные поступки, мы руководствуемся не только « я делаю это, потому что это приятно или необходимо», но, прежде всего, « потому что это удобно… правильно… честно… выгодно…» и т.д.
Но не буду говорить общими фразами.

Возьмем хотя бы книгу: чтение книг – одно из самых универсальных занятий, которому многие посвящают не один час своего драгоценного времени, а многие даже не думают этим заниматься.

А кто-нибудь из вас задумывался, зачем он читает? Покупает книги или берет их в библиотеке, тратит свое время на изучение порой абсолютно непонятных и чуждых слов и предложений, придуманных, обдуманных и написанных каким-то гением,  жившим не одно столетие назад.

Зачем? Даю свой средний мизинец задней руки на отсечение, что никто вот так вот сразу и не ответит. Как не ответила одна моя не близкая, а, скорее, совершенно незнакомая знакомая, муж которой задал ей вот такой вот необычный вопрос одним летним вечером.
Этим она поделилась со мной, когда мы случайно встретились в зале ожидания питерского аэропорта Пулково-1. Обе летели в отпуск, правда в абсолютно разные места, но мне до отлета был час (я слишком пунктуальна для своих 24-х лет), а ее рейс задерживали. Вот нам и пришлось разговориться, чтобы избежать такого тягостного и неудобного молчания.
- А ты что ответила? – с неискренним интересом спросила я, услышав о странном вопросе мужа этой молодой красотки.
- Я долго думала. Как-то, сама понимаешь, он застал меня врасплох. Да и… Хотелось ответит так, чтобы он тоже захотел читать. В общем, в конце концов, я  пришла к выводу, что все мы читаем для… опыта. Ну, в смысле, мы же все время учимся, на своих или чужих ошибках. А читая ту или иную книгу, мы уже в книге сталкиваемся с той или иной ситуацией, которая могла бы произойти с нами в будущем. Но она уже произошла, пускай только в  книге, и мы уже обдумали ее, все взвесили, а выводы положили на самую дальнюю полочку в своем мозговом комоде. А когда  в жизни у тебя что-то такое произойдет, ты уже будешь… подготовлена! Понимаешь? Опыт… Вот для чего я читаю книгу.
На это просторное и спутанное замечание я многозначительно кивнула и тут же забыла. Да и она, явно не желая выслушивать мои просторные и спутанные мысли по поводу этого вопроса, не стала интересоваться моим мнением. Чему я была рада: подошло время регистрации, и нужно было прощаться.
Но уже в самолете, пролетая аккурат над Тихим океаном (так мне деликатно сообщил мой престарелый сосед у окна в очках с линзами сантиметров 5 и седыми волосками на макушке), достав из сумки любимую книгу, я вдруг остановилась и, как вкопанная, уставилась в  одну точку.

Зачем…

 Учась еще в средней школе, я с уверенностью могла бы сказать, что читаю для…саморазвития, обогащения речи, для того, чтобы быть…умной. Эти мысли мне с детства внушали учителя и родители. Но сейчас я в 2 раза старше, за спиной медицинский колледж и медицинский университет, муж, благо пока не бывший, оставленный один на один со своей «куколкой» (так он называет свою новую программу для какого-то института на севере Праги). Да, Максим инженер.
И сейчас моя речь достаточно богата и разнообразна, чтобы не уронить свое достоинство в приличном обществе.

Да и для расширения своего мозгового комода я не хожу в  библиотеку или Буквоед, а просто включаю свой персональный Asus, захожу на сайт «литература для медиков»  и ищу все, что связано с имплантологией и парадонтологией. Да, я врач.
А что касается обычной художественной и публицистической литературы?

Зачем?

Зачем я читаю Кафку? Трачу кучу денег и времени на поиски редких записок Байрона и писем Достоевского…

Зачем?

Вот тут–то мне и пришло абсолютно четкое осознание  того, что единственное, что заставляет меня каждый день открывать то или иное букинистическое издание – это желание. Мне просто приятно читать Кафку, вот я  его и читаю. Было бы неприятно, я бы читала Паустовского. Но мне приятно. Да-да, именно приятно. И пускай с лексической точки зрения я совершаю большую ошибку, повторяя одно и то же слово в следующих друг за другом предложениях, но никакого другого слова я не могу и, признаться, не хочу употреблять.

Приятно…

Приятно держать в  руках свежевыпущенную книжку в мягком переплете..

Приятно смотреть на обложку, на которой обозначено имя гения 20-ого столетия, великого и загадочного Франца Кафки, который ненавидел «две К в своей фамилии»…

Приятно раскрывать страницы и вдыхать аромат свежих чернил и слушать, как хрустит новая, пускай и офсетная, бумага…

Приятно произносить в своей белокурой головке слова, предложения, фразы, созданные удивительным человеком, мечтавшим умереть уже в 20 лет…

Приятно читать сложные конструкции, из которых состоят его произведения, вникать в притчеобразность его рассказов, ясновидческий характер его мысли, запутанный ход его рассуждений и оборванность, незаконченность историй…

Мне приятно думать, и это у меня отлично получается.

Мне приятно размышлять, и это получается у меня несколько хуже.

Мне приятно рассуждать и философствовать, что я даже не пытаюсь делать, а это в тысячу раз приятнее, нежели чем рассуждать и философствовать.

Мне приятно.

Вкусно.

Мягко и удобно.
 
Мне хорошо…

Словно у тебя не книга в руках, а долька настоящего швейцарского шоколада, медленно тающая у тебя во рту, обволакивающая небо, стекающая  в глотку и по пищеводу попадающая в желудок, чтобы там навсегда раствориться в коварных волнах соляной кислоты.

Так приятно..

Даже хочется причмокнуть и сказать: «Ах, как вкусно!»

Где разум? Где совершенство? Где homo sapiens?

Только животные чувства. Только инстинкты. Только приятно.

Получается я совсем и не венец творения природы, ее лучшее создание…

И вовсе я не отличница и медалистка, незаурядный врач, талантливый человек, которому удается все, за чтобы она не взялась..

Я животное.

Умное, но животное.

Отними у меня книгу и я, глядишь, встану на четвереньки, изогну спинку, оскалюсь своими зубками и буду шипеть, как дикая кошка…

Нет! Нужно срочно записаться на какие-нибудь курсы.

Буду учиться не только мыслить, но и рассуждать…

Думать…

Понимать..

И больше никакого приятно.

Хотя… А вдруг и на курсы мне будет просто… приятно ходить?

О Боже…


Рецензии