Двое нищих

Жил когда-то один богатый купец. Дела у него шли хорошо и жил он в роскошном доме. Жена у него была добрая женщина и делала всё, чтобы порадовать своего супруга.
Однажды вечером, когда богач сидел дома и наслаждался прекрасным ужином, к нему постучали. Раздосадованный, что его кто-то отвлекает от ужина, хозяин встал и открыл дверь. На пороге стоял бедняк, одетый в нищенское рубище. И он сказал:
- Сжальтесь надо мной. Я умираю от голода. Подайте мне кусок хлеба! До сих пор я ни разу не ходил просить милостыню, но сейчас вынуждает меня нищета это делать.
Как только он закончил говорить, рассерженный хозяин вскричал:
- Ты отвлёк меня от ужина. Пошёл отсюда вон, некогда мне заниматься каждым, кто стучит в мою дверь!
Сказав это, он размахнулся и со злостью ударил нищего кулаком. Несчастный ушёл, голодным как был, и плача от боли и обиды.
И вот, с того дня дела у богача стали идти с каждым днём всё хуже. С каждым днём он становился всё беднее. Он больше не мог держать слуг дома. Не зная, кого винить, он вымещал обиду на жену.
- Ты во всём виновата! - сказал он. - Я больше не могу жить с тобой. Уходи из моего дома!
Они развелись и женщина вернулась в родительский дом. Через некоторое время она встретила другого богатого бизнесмена и вышла за него замуж. Её новый муж был несметно богат, куда богаче первого. Но он не был похож на её первого мужа. Это был человек порядочный, добросовестный, не обижал нищих и нуждающихся, и с ним женщина нашла своё счастье.
Однажды вечером они сидели и ужинали, и к ним постучали. На пороге стоял нищий и попросил милостыню. Хозяин подал ему хлеба с мясом и нищий ушёл. Но жена, увидев нищего, расплакалась.
- Почему ты плачешь, дорогая? - спросил муж.
Жена сначала стеснялась говорить, но муж настаивал:
- Скажи мне, я ведь хочу тебе помочь. Почему появление этого человека тебя так расстроило?
Тогда женщина сказала:
- Этот человек, что приходил сюда к нам просить милостыню, был моим первым мужем. Раньше он был богатым торговцем. И хотя он сам, пока он был богат, ни разу не пожалел ни одного бедняка, а однажды ударил нищего голодного человека, когда тот попросил у него подаяния, но мне горько видеть, как он наказывается за свою жестокость и неблагодарность к судьбе.
Тогда муж быстро вышел на улицу, догнал разорившегося богача, привёл к ним домой и сказал:
- Я знаю о том, что с тобой случилось. Я был тем самым нищим, которого ты когда-то оскорбил, когда был богатым. Тебя за твоё злодейство Бог наказал, а я теперь стал одним из богатейших и уважаемых людей страны. Но я не злопамятен: ты уже наказан за своё зло, а я живу счастливо с женой, которая когда-то была замужем за тобой. Зря ты упустил такую женщину.
Слушай: если ты раскаешься в своей жестокости, я помогу тебе выбраться из нужды.
Мужчина посмотрел на жену хозяина, и узнал свою бывшую супругу. Он не знал, куда деваться от стыда, закрыл лицо руками, выбежал из дому и разрыдался.
Супруги долго его искали, но так и не нашли.


Рецензии