138. Фантазии памяти
«Что-то с памятью его стало»! Должно быть, в Литинституте Союза совписателей бедняге не рассказали об изгнании евреев из Испании, о том, как их третировали и сжигали в Германии, во Франции, о кровавых погромах в России… А эмиграция немецких евреев в 30-е годы прошлого века? Неужели он даже Фейхтвангера не читал? А Катастрофа?!
Переписка пещерного русского писателя с русским же поэтом Яном Вассерманом беспощадно высветила мурло антисемитизма, а заодно и его разлагающее влияние также и на часть евреев (оппонент «любезного» поэта-публициста страдал недугом самоуничижения, но в ходе переписки заметно освобождался от него, - правда, эмигрировать не успел: заболел и умер). В заметке от редактора «Обмен любезностями» корректно и беспощадно прокомментированы взгляды юдофоба, с его гиперторофированным самомнением, «историософской» амнезией, комплексом неполноценности, злобной завистью к «чужакам».
Израильтянин Михаил Сидоров (это не камуфляжный псевдоним: нынешний тель-авивец – в прошлом «русак» из Барнаула!) в статье «Кто такие друзья народа и как они воюют против “еврейского фашизма”» пишет о духовном брате Куняева – Михаиле Назарове, авторе зловонного «письма пятисот» (или «пяти тысяч»?) в Генпрокуратуру России о книге «Шульхан Арух». Показывая беспамятство (и бессовестность) этого провокатора, историк Сидоров цитирует филиппики христианского святого IV – V вв. Иоанна Златоуста против евреев – эти оскорбления ничуть не уступают по силе ненависти к иноверцам памятнику еврейского средневековья, только направлены против… иудеев! Последние, однако, не предъявляют требований запретить христианские церкви или организации. Но обуздать современных фашистов – в интересах всех народов. К сожалению, прокуратуры всех ступеней не привлекают этих «отморозков» русской культуры к ответственности. Вот и происходят (добавим от себя) эксцессы, подобные недавнему нападению юдореза Копцева на Московскую синагогу. Кто усомнится в том, что этот эксцесс - прямое следствие длительной и безнаказанной деятельности российской «провокатуры»?
Журнал начал печатать новую книгу эссеиста Микки Вульфа «Несвобода небосвода». Под этой анаграммой объединены заметки, выполненные в той же манере, в какой написана книга того же автора «Milky Way и другие кровельные работы», первоначально также публиковавшаяся в «22». Анаграмма и каламбур – один из бесчисленных «художественных приёмов Микки, создающего род интеллектуального чтения, жанр которого определить не берусь: это и дневник, и мемуары, и анекдоты, афоризмы, парадоксы, - чуть ли не «книга воспоминаний и размышлений», как у Куняева, только – наоборот: грациозная и умная. В который раз вспоминается наблюдение Г.-Х. Андерсена о том, что поэт – такой же человек, как все, только у него гораздо лучше развита память. На памяти и основаны фантазии истинного писателя. А у неистинного – фантазии вне памяти, сиречь – враньё. Как у Куняева.
Впрочем, на деле отношения факта и воображения невероятно сложны, что можно наблюдать на примере дискуссии, уже несколько лет ведущейся вокруг книги воспоминаний Нины Воронель «Без прикрас». Новые главы её мемуаров – в обозреваемом номере журнала. Правда, мы встречаем здесь и повторение уже знакомых страниц упомянутой книги, но основная часть – действительно «первопечатная». В чём-в чём не откажешь мемуаристке, так это в занимательности, в психологическом и художническом мастерстве портрета. Вот главка «В виду Голгофы», - своего рода «Евангелие от Нины»: дело в том, что гостья Израиля, замечательная киноактриса Нона Мордюкова во время пикника в Гефсиманском саду задала писательнице неожиданный вопрос: «Кто он, этот Христ?» (так у автора). И еврейка пересказала православной русской женщине известную легенду… Ситуация так хороша, что не грех бы её и выдумать. Но я, помня советскую жизнь по Блоку – «Эх-эх, без креста!», - рассказу Нины верю. Впрочем, по многим другим поводам мемуары Н. Воронель оспаривают, что мы ещё раз узнаём из напечатанной в этом же номере их апологии (автор - Ася Левина). При всём пиетете перед талантом Нины должен признать: основания для спора – есть. Например, многих не устраивает, как воспоминательница обошлась со своими друзьями – Синявскими и Даниэлями. Можно ли, надо ли было писать о них всё, что знаешь и думаешь? Вопрос этический и спорный, неизбежно встающий перед каждым, кто берётся за мемуары. Допустим ли в них если не полёт, то хотя бы элемент фантазии? И все ли тайны, особенно чужие, выкладывать?
Но здесь нам этого вопроса не решить – лучше, дорогой читатель, взять в руки журнал и познакомиться с упомянутыми и не упомянутыми его материалами.
Свидетельство о публикации №211080500640