***

                Владимир Комлев
                ЭХО ВЫСШЕГО СМЫСЛА
                «Я забыл, что каждый повседневный
                мелкий поступок созидает или разрушает               
                личность… Я позволил наслаждению               
                властвовать над собой. И закончил             
                ужасающим бесчестьем».
                Оскар Уайльд

Речь пойдёт о Здравом Смысле с большой буквы в применении к таким понятиям, как семья, воспитание, нравственность, культура – понятиям, из которых, по сути, складывается наша жизнь.

В последнее время наблюдается возврат к этой, изрядно позабытой, нравственной категории. Причина проста: все другие критерии истины исчерпаны, и не просто исчерпаны, а дискредитированы. Не думаю, что этот тезис требует изысканных доказательств – он на поверхности что в науке, что в философии, что в политике.
 
Так, современная наука, несмотря на свой почтенный возраст в более чем три столетия, не смогла полноценно определить ни одной из фундаментальных категорий бытия: материю, энергию и информацию – лишь на прикладном уровне, а древние пространство и время – вообще никак. А все вместе – как невесть откуда взявшаяся данность. С философской точки зрения  такой подход циничен [1]. Научный утилитаризм не может удовлетворить представителей мыслящей элиты науки, неутихающий позыв познания смысла жизни с его жгучими вопросами «Кто я?», «Откуда я?», «Зачем я?» заставляет их искать ответы вне рациональной области знания. Так появляются «теории»: теория Большого взрыва, теория Сверхсознания, теория сверхразвитых инопланетных цивилизаций и прочая, прочая. Начались и полным ходом идут «научные» исследования всевозможных паранормальных явлений, к этим исследованиям привлекались колдуны, хилеры и экстрасенсы. Наука, как наука, которая имеет дело с тем, что можно измерить и экспериментально подтвердить, закончилась. Началась НОВАЯ НАУКА, о которой ещё в 1957 г. так писал д-р Эванс Венс (США): «Старая наука сегодня, основанная на изучении феноменов, а не ноуменов, уступит место новому…методу познания» [2]. Ноумен – умопостигаемая сущность (по Канту – предмет внечувственного восприятия).  Легко видеть, что «новый метод познания» стар, как мир. Он – не что иное, как шаманство, добывание и раскодирование скрытой Создателем от нас информации оккультными средствами. Так всегда добывалось (и добывается сейчас) эзотерическое знание. В такой «науке» критериями истинности являются  неверифицируемые категории – чаще всего бесконечная протяжённость времени или пространства, главные козыри «теории» эволюции. Гилберт Честертон так писал об эволюции: Никто не может вообразить, как нечто развивается из ничего, и нам не станет легче, сколько бы мы ни объясняли, как одно «нечто» превращается в другое… Но почему-то считается, что если скажешь «эволюция», все станет ясно. Есть у этого слова роковая особенность: тем, кто его слышит, кажется, что они поняли и его, и все прочее; точно так же многие серьезно верят, что читали «Происхождение видов»[3].

А что же философия, извечно претендующая на первопроходство в любой сфере познания? Она продолжает своё плавание за золотым руном истины, начатое ещё античными философами, плавание из ниоткуда в никуда.
 
Поясню, почему я так говорю о духе философии. Вся философия «дискурсирует», как дрейфует корабль без ветрил. Бытие, реальность, духовность и т.д. суть вещи неопределимые в пределах самой философской системы (см. теорему Гёделя). Так что, без привлечения  внешней высшей системы (Высшего Смысла!) бесконечные рассуждения об этих вещах – от античных мудрецов до современных мыслителей – интересны, но, по сути своей, бесплодны, ибо, будучи не в состоянии проникнуть в высший смысл истины, довольствуются лишь эхом его. Н. Бердяев подтверждает эту мысль: «Для дискурсивного мышления все начала и концы оказываются скрытыми в глубине…Дискурсивное рациональное познание лишь…заполняет посредствующие звенья, оно не восходит к истокам» [4]. Бердяев предлагает использовать «трансцендентный прорыв» в… мистику. Сейчас мы видим этот  путь познания в действии. Вот пример. Российские учёные из Центра Физического Вакуума создали схему строения мироздания, в которой всем управляет Абсолютное Ничто – Бог [5]. Итак, пришли к «абсолютному ничто», которое творит всё: сверхсознание – информацию, энергию, материю.  Иначе говоря, наполнили бессмыслицу полным отсутствием здравого смысла.

Как это может быть?

Ещё Бердяев писал, что наука зашла в тупик. Теперь мы видим, как она спасает себя в союзе со своим извечным врагом – религией. Пантеизм в своих классических формах – буддизме, цзен, индуизме, – заполнил вакуум здравого смысла.  А в постмодернизме и философия оказалась в тупике. Культура – та классическая культура, что стремилась к высшему, прекрасному, вечному на наших глазах становится ненужной, её вот-вот выбросят на свалку. Френсис Шеффер, исследовавший исторический путь науки, философии и культуры от древнего Рима до наших дней, писал о голоде, которым ныне страдают люди бывших христианских стран:  Для некоторых это голод по прекрасному. Некоторые ищут ответа. Другие голодают по нравственным реалиям. Многие современные социологи, например, озабочены отсутствием твёрдого основания для моральных и социальных норм. Как найти твёрдые категории для различения общественного добра от общественного зла? Попробовали релятивизм, концепцию общественного договора, различные виды тоталитаризма, а мир и порядок ушли сквозь пальцы.
А сколько людей тоскует по любви – Бог ведь создал человека для любви. Чтобы восполнить нужду в любви в сердце, наше поколение ударилось в секс. Но секс, отдельно от сердечных переживаний, ничего не даёт – это не любовь. И человек стонет: «Я голодаю» [6 ].

Что такое Здравый Смысл?

Здравый Смысл (далее З. С.) есть проявление высшей, Божественной мудрости, латентно (скрыто, как и совесть) пребывающей, в каждой человеческой личности.
То, что мы обычно, походя,  называем здравым смыслом, увы, Здравым Смыслом не является. Альберт Эйнштейн как-то иронически сказал, что з.с. – это набор предрассудков, который человек усваивает до 18 лет. Хотя наш выбор и наше решение не всегда основано на мнении, усвоенном без критического рассуждения (определение понятия предрассудок), ирония Эйнштейна небезосновательна: пути, которые мы выбираем для решения жизненных проблем, как правило, не покоятся на Абсолютной Истине. Абсолютная Истина – да – существует, вопреки расхожему мнению нравственно невежественных людей, особенно размножившихся в условиях постмодернизма. Абсолютная Истина – это Личность, именуемая Бог, Начало и Источник всего сущего (Ин.14.6). Тот факт, что Абсолютная Истина существует, легко и просто – для непредубеждённого сознания – доказывается очевидным процессом творения чего бы то ни было: сначала замысел (виртуальная стадия), потом его воплощение в некоем материале. Так Бог, Абсолютная Истина, создал всё мироздание: пространство и время, Вселенную, Землю, природу и Человека – для владения всем этим.

Именно личность Творца и факт сотворения является краеугольным камнем для Здравого Смысла. Личность определяется нравом, характером (отсюда нравственность). Никто не может сотворить что-либо, не имея на то конкретных нравственных оснований – вот почему правомерно говорить, что всё совершенство мироздания выражает характер Создателя Бога. Даже грешный человек носит в себе остатки образа Божьего. Понятие «образ» не выражает материальной вещи, это не икона, а духовное формообразование. Теперь становится понятным и сам Здравый Смысл – это отнюдь не набор мнений, а выражение сокровища сердца.
Это понял Ганс Гадамер, изучив теории шотландской школы здравого смысла Здравый смысл вписывается у него в этический контекст: здраво¬мыслие предполагает нравственный фундамент. При этом речь идет не о конкретных установках морали, а о нравственном совершенст¬ве личности, высказывания которой могут быть поняты как сужде¬ния здравого смысла. В этом контексте здравый смысл предстает не только как конкретное, относящееся к жизненным проблемам зна¬ние, практический совет, как поступить в той или иной ситуации, но и как "духовная добродетель", способность находить в проблем¬ной ситуации этически правильный и в этом смысле истинный путь… Здравый смысл дейст¬вует в недостижимых для научного метода сферах. За этим утверж¬дением скрывается признание ограниченности научного познания, с одной стороны, и существования вненаучной истины, может быть, более ценной, чем истины науки, — с другой. Истина, усматривае¬мая здравым смыслом, напрямую связывается с высшими ценностя¬ми духовной жизни человека. [7].

Чрезвычайно важное наблюдение! Что это такое – высшие ценности человека? Высшие, значит, выше человеческого ума, вне его досягаемости! Это априорная, или, как мы называем, интуитивная информация. Это истина, производная от высшей, Абсолютной Истины, которую Бог вдунул в Адама (Бытие 2.7) и которая проявляется через человеческую совесть, весть от Бога.

Показательно, что Гадамер заметил, что невозможно сотворить что-либо (идею, поступок, дело), не  используя свой нравственный потенциал. Возможно, он согласился со словами Христа в Мф.7.17. Без веры в абсолютный авторитет Бога и Библии доброе в человеке – образ Божий – стирается. Мы наблюдаем это на всём протяжении человеческой истории, от убийства Авеля до нынешней кровавой демонической вакханалии в постхристианских странах: Европе, Америке и территории бывшего Советского Союза. Особенно заметно изменение нравственного климата после того, как в ранг Бога возвели человеческий разум: вспомним труды энциклопедистов и их результат – парад  богини разума в Париже во время Французской революции. Затем последовал методический подрыв абсолютной истины немецкими и французскими философами и учёными, закончившийся «смертью Бога», провозглашённой Ницше и вызвавшей Первую и Вторую мировые войны, российский большевизм, немецкий фашизм и, наконец, глобальный терроризм.

Если бы Бога вдруг не стало, то не стало бы и Вселенной, и Земли и людей. Ибо для Него не существует различия между двумя реальностями – потенциальной (виртуальной) и актуальной (натуральной, действительной). Обе реальности – продукт Его разума и воли. Понятие З.С. семантически связано с понятием жизнь прилагательным «здравый». К нравственности приложим тот же эпитет. И здесь снова нельзя не вспомнить о правоте Библии. Библия – вербальное выражение Абсолютной Истины. Носителем этого титула является главный персонаж Библии, Иисус Христос, предвечный Божий Сын, историческая личность, имеющая божественную и человеческую природу одновременно. Христос и Программист и Реализатор мироздания (Евр.1.2). Он же и прототип человека. Все религии мира, большинство выдающихся личностей в истории человечества признают Его живым воплощением нравственности и её величайшим Учителем. Его учение об идеально-справедливом обществе, называемом в Библии Божьим (Небесным) Царством, является совершенным образцом применения З.С. и как метода познания, и как морального кодекса этого общества. Итак, З.С. есть закон жизни, записанный в сердцах тех, кто обратился к Иисусу Христу с просьбой записать его. Знаменательно, что величайший в человеческой истории, после Иисуса Христа, мыслитель апостол Павел прямо связал закон жизни, который мы называем Здравым Смыслом, с Духом Святым, живущим в тех, кто живёт по духу (Рим. 8. 1,2) Иисуса Христа.

Что мешает человечеству, стоящему на пороге собственной гибели, не воспользоваться З. С. для спасения? Почему так восторженно провозглашённый в своё время и с таким энтузиазмом принятый Век Просвещения превратился в «Век Невежества», как без опасений можно назвать эпоху постмодернизма? Почему с дьявольской изощрённостью уничтожается семья? Почему – в буквальном смысле – одичал человек? Почему воспитание-образование перелицевалось в безобразие (корень образ выделен намеренно – авт.), культура – в субкультуру? И есть ли ещё шанс повернуть руль истории, чтобы избежать гибели? Или мы уже прошли точку невозврата?

Эти вопросы звучат повсюду и… повисают в воздухе: лучшие умы в философии и науке пытаются на них ответить, но, не обладая нравственным основанием для З.С., пользуются лишь его искажённым эхом. Между тем, Библия даёт ясный совет каждому из нас: обратиться за помощью к Высшему Авторитету Иисусу Христу, который держит всё мироздание силой Своего слова (Евр. 1.3). Все другие пути ведут к гибели.

Семья, воспитание и культура  как составляющие нравственности

Итак, мы выяснили, что З. С. лежит в плоскости нравственности, пересекающей сердце Бога и сердце человека. Я писал раньше, что всё мироздание покоится на оси «Бог – человек» [8], и ось эта нравственная, ибо цель Бога в том, чтобы она покоилась на двух опорах «Любовь Божья – любовь человеческая» (1Ин.4.16). Так что, если мы и отвергаем формулу «Бог есть любовь», всё равно храним мечту о справедливом общественном устройстве, а справедливость – основание любви! Справедливое общественное устройство – цель и Бога, и человечества; разница в способе достижения цели: Бог созидает, а человек, стремясь созидать, разрушает. Посмотрите, что происходит с основным «кирпичиком» общественного здания – семьёй. Кто станет возражать против утверждения, что все идеалы человечества – свобода, равенство, справедливость – начинаются с семьи, что воспитание нравственно здоровых членов общества без семьи невозможно? Атеистам следует напомнить, что Бог начал строить общество именно с семьи (см. Быт.2.24). Христос утвердил институт семьи: Что Бог сочетал, человек да не разлучает (см. Мф.19.6). Апостол Павел развил христианское учение о семье: семья есть духовная ячейка общества (общество также есть духовное объединение людей). Планомерное разрушение семьи начали «просветители», продолжили марксисты, закончили демократы – все под лозунгом «права человека». Семья принесена в жертву древне-языческим богам, разница лишь в том, что древний Молох требовал жертвенной смерти  детей физической, а аппетиты нынешнего Молоха намного шире: он пожирает детей и физически – абортами, но ещё больше духовно, разлагая их души. Но и древний, и современный – боги Секса. Сексуальные оргии были частью языческих богослужений у всех древних народов. А сейчас – сколько  храмов воздвигнуто его величеству  Сексу, сколько «крестных ходов» и «богослужений» проводится в его честь! Карнавалы, дискотеки, рок-концерты, конкурсы красоты, показы мод, ночные клубы, секс-шопы. Технический прогресс, упование последних трёх столетий, телевидением и Интернетом навязывает поклонение богу Сексу всем: молодым, старым, даже детям.

Многие считают главным фактором, могущим привести цивилизацию к гибели, загрязнение окружающей среды. Это ошибка из-за непонимания З. С., фатальная ошибка – к гибели приведёт загрязнённость духовного пространства – сознания.

Но вернёмся к З. С. и присмотримся к нравственным составляющим бытия – семье, воспитанию, культуре.   О необходимости воспитания для общества говорить излишне – это аксиома, незыблемая даже в постмодернистскую бурю. Что такое воспитание? Посмотрим на морфологию слова ВОС-ПИТАНИЕ. Корень – питание. Приставка  вос- или воз- , согласно словарю русского языка С.И.Ожегова, означает: 1)  движение вверх; 2)  создание вновь (воссоздание). Смотрим в Интернете: Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Эта дефиниция – яркая иллюстрация приземлённого з.с., нашего духовного гида: гладко, красиво, но опасно для жизни, ибо в нём нет самого главного, без чего нет жизни, – нравственной составляющей.

 «Формирование» – термин  материалистический. Машинный. Он относится к неживой природе. А воспитание – это выращивание духа. Есть восточная пословица: «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет». Можно сколько угодно говорить о духовности, из которой происходит честь, достоинство, личное и национальное, справедливость, патриотизм, в конце концов. И даже демократия! Но духовности нет, её умертвили – машинам она не нужна! Духовность вредна, мешает утилитарным целям – ей подавай смысл, да ещё здравый. А бездуховность равна безнравственности, разве не так?
 
Теперь – «общественная и культурная жизнь» с её «моделью». Нынешнее общество пропагандирует два идеала: материальное богатство и личную влиятельность. Вся система образования направлена на то, чтобы дать инструменты для достижения богатства и влиятельности. Машины «воспитывают» похоже, достигая экономичности и эффективности. Семья, если иметь в виду любовь как самодостаточный вид взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, при таком социокультурном укладе теряет смысл не только здравый – всякий смысл! Дети как духовный фактор, скрепляющий брак, становятся ненужными, а сам  брак необязательным, вместо него узаконено сожительство, сексуальное, гомосексуальное – очередь за гетеросексуальным.
 
Честь, достоинство, совесть также превратились в инструментальные категории, исчезли из практической этики и остались лишь как научные термины, лишённые нравственного содержания. Можно ли представить воспитательный процесс без понятия совесть? Были времена, когда при слове «бессовестный» ученик краснел и смущался, а взрослые эмоционально реагировали. Сейчас вам ответят либо «сам дурак», либо чего хуже, часто с буддистской бесстрастностью…
 
Бесстрастность – это равнодушие. Но равнодушие по отношению ко злу – социально-неудобный термин, лучше звучит обтекаемый «терпимость», или изысканный «толерантность». Толерантность стала символом демократии. В ранге закона демократического общества. Печально интересна трансформация понятия «демократия», лучшего, по словам Уинстона Черчилля, но ненавистного изобретения человечества. Из правления большинства-народа она на глазах превращается в насилие меньшинства и над индивидуумом, и над самим большинством. Гей-парады, открытая пропаганда извращённости и насилия в человеческих отношениях, даже забастовки, от которых нередко страдают другие люди – поищите здесь здравость и смысл! Пожалуй, к такому обществу вместо приставки демо- нужна приставка демоно-. И старая культура времён, когда Христос ещё считался авторитетом, а Библия – эталоном истины, здесь неуместна. Та культура ещё обладала духом жизни – эта дышит на ладан, ей уже приставлен префикс суб-. Какие ассоциации вызывает у вас префикс суб-? Думаю, у всех одинаковые – вид и запах подгнивающих субпродуктов, потрохов, грубо говоря. О каком Высшем (Здравом) Смысле можно говорить, если единственной абсолютной истиной – для всех – является СМЕРТЬ! Смерть и здравость несовместимы!

Прошу простить меня за то, что мой доклад похож на проповедь – я проповедник. Но закончу вполне философским штилем. Я люблю философию, ибо философия – любовь к мудрости. Мудрость – духовное понятие, источник мудрости – БОГ, а получатель и обладатель мудрости – человек. Задумаемся: ЧЕЛО ВЕКА. Чело – вместилище разума, век – символ бытия. Повторю, что сказал выше: мироздание держится на оси БОГ – ЧЕЛОВЕК, вот почему Иисус Христос, БОГОЧЕЛОВЕК, самим собой соединяет небесное и земное (Ефесянам 1.10).
   Христианство – рациональнейшее (!) учение о мироздании, суть которого не в  обрядах  и вещественных «святынях», а в святых взаимоотношениях Бога и человека. Христос – живая модель таких взаимоотношений, их Начальник и их же Совершитель. Взаимоотношения – это возделывание нравственного поля, во взаимоотношениях и заключается суть  ЖИЗНИ [9]. Здесь настоящая философия! А то, что называют философией сегодня, философией не является, потому что объект её внимания, человек, уже УМЕР (Сейчас наблюдаются признаки запоздалого осознания этого факта – всплеск интереса к антропологии). Официальное объявление об его смерти прозвучало ещё 100 лет назад, после траурного объявления о смерти Бога Фридрихом Ницше. Загляните в Интернет: 10-летний ребёнок зверски жестоко убивает родную бабушку. Над сообщением об этом – многозначительная надпись: «Мы начинаем умирать».

Да, цивилизация умирает, ибо одна опора мироздания, человек, умер. Она погибнет неизбежно. Она ещё не погибла, потому что подставил плечо Богочеловек, Иисус Христос, Царь новой цивилизации. В Нём спасение, в Нём жизнь, о которой мечтали утописты и которую ожидают верующие в Него.

Картина нашего с вами бытия, нарисованная мной, вызывает боль и раздражение. Но не говорить об этом – преступление.  Не хотелось бы заканчивать  на такой горькой ноте. Но пока мы не откроем наши глаза на грозные признаки скорой гибели всей земной цивилизации – всё учащающиеся стихийные бедствия, истощение жизненно важных природных ресурсов, и, самое страшное, обвальное истощение ресурсов нравственных – и не обратимся за помощью к Носителю Высшего Смысла Иисусу Христу, Тому, Кто создал этот мир, нам не узнать доброй новости о том, что спасение возможно. К счастью, она, эта новость, есть: Здравый Смысл существует, и он доступен всем! Правда, он «в вышних», но он доступен каждому из нас – через покаяние и господство Иисуса Христа, который есть Дверь в философию высшего смысла жизни.

Литература и комментарии

1.Цинизм или кинизм – учение античной школы киников, основная идея которого: высшей, общей, реальности не существует; существуют лишь отдельные вещи.
2.Тихоплав Т. Ю. и Тихоплав Т. С. Жизнь напрокат. ИД «ВЕСЬ», С.- Петербург, 2003.
3.Гилберт Честертон. Вечный человек. «Апологет», Курск, 2007.
4.Николай Бердяев. Философия свободы. Изд. ФОЛИО, Москва, 2004, с.64.
5.C.Каленикин. Мы – как часть высшей реальности. Наука и религия. 1999. №8. С. 2-7
6.Перевод из Frensis A. Shaeffer “Death in the City”, The Complete Works, v. 4, p. 216.
7. М.А.Шестакова. Функции здравого смысла в герменевтике Гадамера. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4. 1999. С. 90-100.
8.Владимир Комлев. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? «Человек и христианское мировоззрение». Сб. 12. Симферополь, 2007].
9.Библия, Бытие 2: 15.


Рецензии