Баку -Ереван. Хинди - руси бхай бхай!

                «ХИНДИ_РУСИ БХАЙ БХАЙ»
                (путевые заметки)
          Поезд «Баку – Ереван» шел вдоль иранской границы.
 Стояла дикая жара! Окна были задраены, в тамбурах стояли вооруженные пограничники. Наша туристическая группа задыхалась  в металлической клетке плацкартного вагона, изнывая от жажды и нехватки свежего воздуха. Внутри гнездилось глухое раздражение на эти, далеко не курортные условия, в которых путешественники оказались по воле профсоюзной путевки: слишком дорогая плата проявилась за дешевизну! Воды у проводников вагона не оказалось, какая-то неисправность с бачком, вход в соседний вагон перекрывала охрана, в группе назревал бунт!
   Между прочим, дело это было в середине семидесятых годов прошлого столетия,  в период «рассвета» социалистической эпохи. Именно тогда в СССР было объявлено, что создана новая общность – «СОВЕТСКИЙ НАРОД».  Так сказать, межнациональные отношения в стране, тем самым, полностью урегулированы!
 Была даже мысль исключить из паспортов графу «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ»… На что наш знакомый, начальник центральной сберкассы, по фамилии Бернштейн, мудрый человек, заметил: «А что мне запишут вместо этого? Бивший еврей?» Но до этого не дошло…
   Так вот, «советский народ» в нашем вагоне начал роптать!  Состав группы был разнородный, как по возрасту, так и по прочим признакам, но нервничали все одинаково!
   Туристка из Донецка  особенно активно выражала свое возмущение: «Если они думают, что коли путевка бесплатная, так над женщиной издеваться? Я это так не оставлю!» Не совсем ясно было, кто это «ОНИ», но я подумал, что мало ИМ  не покажется, так она кипела!
   Ей вторил дядька с животом весьма внушительных размеров, типа «пивной мозоль». « Мы что, заключенные на этапе? Я впервые в отпуск в июле поехал! Так они его мне отравить решили!» Я с ним мысленно не соглашался. В дорогу нам выделили на турбазе «сухой паек», куда входили одно яйцо, банка тушенки и тульский пряник. Отравиться было нечем …
    В соседнем  с нашим купе витийствовал крепкий пожилой мужик, смахивающий усами и выражением лица на Тараса Бульбу, как я его себе представлял. Он несколько раз ходил в купе проводников, требуя горячего чая,  на что получал короткий ответ, что чая не будет, и его возбужденный голос звучал по всему коридору: « Такого безобразия я не встречал никогда!  Чья тут поездная бригада работает? Армянская?  Бакинская? Мы еще с вами разберемся!»
   Напротив наших скамеек у окна расположились двое парней, подсевших на предыдущем полустанке, внешность их не оставляла сомнений, что они – кавказцы. Один из них принес от проводников два стакана, другой извлек из сумки бутылку водки, чем привлек внимание «Тараса Бульбы». Тот стал бросать в их сторону реплики: «Чем водку распивать, сказали бы вашим, чтоб сделали чаю!»
  Оба парня вскинулись, как на выстрел!  «Каким «вашим»?» - с сильным кавказским акцентом произнес один из них, и вперил злой глаз в «Бульбу». «Чего ты меня взглядом сверлишь?» - вскипел Бульба, - «Кто тут командует в поезде, армянцы, бакинцы, кто вас знает!»
  « Мы не армянцы!» - сквозь зубы произнес кавказец.
     «Да какая разница!» - гнул свою линию Бульба,  - «развели, понимаешь, бардак, чаю в вагоне не добьешься!»
   Тут парень поднялся во весь рост и навис над Бульбой: «Ты меня оскорбить хочешь? Ты нас с армянами сравнить хочешь?»
  Бульба тоже стал подниматься со своего места. Назревал нешуточный скандал!
    Я решил вмешаться, пока дело не закончится вульгарной дракой: «Стоп, мужики! Чего вы распетушились! Оно понятно, жарко, мозги кипят, где уж тут разобраться, кто есть кто! Вот ты, как я понимаю, азербайджанец, скажи, вот он кто, по твоему?» - я положил ладонь на плечо Бульбы, слегка отодвинув невзначай его в сторону купе.
 Мой вопрос застал парня врасплох! Он взглянул на меня, потом на Бульбу: «Вы все тут – русские!» - процедил он сквозь зубы.
  «Вот и ошибся, друг! - сказал я миролюбивым тоном, - с Украины он, так ? » - посмотрел я на Бульбу.
 «С Полтавы!» - подтвердил он.
     «Вот видишь, не всегда угадаешь! Для того и на Кавказ мы едем, чтобы с разными местами у вас познакомиться, с разным народом! Были только что  у вас в Баку, красивый город, и люди красивые! - подлил я елею, - Теперь в Ереван едем. Из Крыма мы! Был в Крыму?» Парень мотнул головой.  «Вот приезжай, тоже места красивые… Постараемся, чтобы чай в вагоне был!» - пошутил я, видя, что парень уже остыл. Бульба решил поддержать  меня: «Это факт! И салом угостим!»  «Ну, что ты несешь!» - преувеличенно накинулся я на неразумного Бульбу, - «Учить тебя и учить обычаям народов! Это для украинца – сало лучшая закусь, для азербайджанца – баранина!»
     Бульба сообразил, что полез «не в ту степь!»: «Баранина – тоже вещь!» 
   Конфликт, похоже, рассосался. Парень прошел снова в купе проводников, и вернулся с третьим стаканом.   «Садись с нами, дорогой!» - настойчиво потащил он меня за рукав, - «Ты умный человек!»
 И налил мне полный стакан. В раскаленной атмосфере вагона – стакан теплой водки не лучший способ охладиться, но делать было нечего: на что только не пойдешь во имя ДРУЖБЫ НАРОДОВ! За это я предложил тост, и выложил банку тушенки. Второй парень вскочил и умчался к проводникам. Через четверть часа проводница уже разносила чай из соседнего вагона…
    Тут поезд замедлил ход, приближаясь к станции. Граница осталась позади. Пограничники сошли, и  весь вагон высыпал на перрон. Все кинулись к кранам с горной, холодной водой, от которой ломило зубы. Покупали роскошные «ананасные» абрикосы, лаваши… Много ли надо советскому человеку для полного счастья!
    Повеселевший Бульба добродушно  протянул мне руку: «А ты дипломат! Молодец! А то я думал этому … - тут он поперхнулся, проглотив какое-то слово,  - морду бить!»
     Что я мог ему сказать?  «Хинди –руси пхай, пхай!» поднял я кулак. Давний, когда – то очень популярный, лозунг про индийско –советскую дружбу!
       Кажется, он понял шутку…
                *                *                *


Рецензии
Валерий, спасибо за рассказ!
Да-а... где она теперь эта дружба народов?!
Может наши внуки-правнуки будут умней?
С душевным теплом -

Николай Ватулин   30.10.2011 21:57     Заявить о нарушении
"Смешал Создатель языки с Вавилонской башни начиная!
"На иврите "Камень", - это "ЭВЕН"....
На китайском, - как-нибудь иначе...
Разве ИМЯ так уж много значит
В пониманьи сущности явлений?
Лишь имя предложив, сумел ли кто - нибудь
Познать Всевышнего таинственную суть?!
Но сонмища "жрецов" ведут паству к погрому
На тех, кто Б-га называет по другому!
Века идут, - но вновь, и вновь, и вновь
Из -за сочтенья звуков льется кровь!

Какая к ИМЕНИ кровавая "Любовь!"
* * *

Валерий Заикин   31.10.2011 01:55   Заявить о нарушении