Вот это новость!

Новость, которая взбудоражила мое воображение и вызвала сильнейшие эмоции, прозвучала на этой неделе во всех СМИ: вопрос об отмене трудовых книжек. Мне, как представителю молодого поколения, похоже, придется столкнуться с этой проблемой, что называется, «лоб в лоб». Трудовая книжка была единственным документом, подтверждающим права работников. Права молодых специалистов вообще слабо защищены, в провинциальных городках они и не защищены. Для примера расскажу вам одну интересную, на мой взгляд, историю.
В городе У жила-была студентка-журналистка по имени О. Началось все с ее безумного желания стать журналистом. Предпосылки были: побеждала в городских конкурсах сочинений, и ей предложили написать что-нибудь в школьную газету. Написала. Понравилось. А потом к ней подошла учительница и дала адрес молодежной телестудии. Сказала, что там и газетному мастерству обучают, а у девочки есть данные. И все. Жизнь ее круто изменилась. Работа в телестудии связала с «Лигой малой прессы». Там-то и подсказали, что она может писать статьи не только для школьной, но и для городской газеты. И когда она увидела первую опубликованную в газете заметку... Кому я рассказываю! Да, и слезы радости, и смех, и чувство признательности, и чувство, что тебя признали. Потом была вторая, третья, четвертая заметки. Уже и школа позади, уже и в университет «на журналистику» поступила. Решилась оставить в редакции резюме. А вдруг? Увы, никаких «вдруг». Может, она за год чего-то не поняла? Стала наблюдать за работой потенциальных коллег, чтобы работать так же. Изучала жанры. Стала писать о загородных мероприятиях, на которые большинству журналистов выезжать не хотелось. Писала статьи по заказу редакции (тоже полезно). В еженедельной газете старалась давать в номер по 3 материала разных жанров. Искала героев публикаций, писала очерки, зарисовки, интервью. Обсуждала с читателями злободневные темы: почему люди перестали читать, а молодежь покидает провинцию, а народ недоволен властью, как остановить детскую жестокость и войны между соседями... Ей стали доверять важные задания. В городе объявили конкурс на лучшую публикацию по теме благоустройства. Позвонили из редакции, предложили написать для газеты ряд статей на эту тему. Боже мой, как она радовалась каждому заданию! Ей почему-то казалось, что вот – настал тот час, ее заметили в редакции. Все лето ходила по чужим дворам, выспрашивала сидящих на лавочках бабушек и гуляющих со своими детьми мамочек о людях, благоустроивших дворик. Затем заходила в незнакомые квартиры, долго оправдывалась, просила ответить хотя бы на 2-3 вопроса. Удивило, что большинство или скромничает, или просто не доверяет прессе. Тем не менее, статьи редактору понравились. Первое место  получили. За него присуждалась премия в размере 10 тыс. руб. Юная журналистка на нее и не претендовала. Через месяц, так и не дождавшись даже «спасибо» за свою работу, она попросила отксерокопировать общую грамоту за этот конкурс, т.к. решила принять участие в другом конкурсе, где были важны все характеристики и портфолио. Ей отказали: они эту грамоту ... потеряли. Да, совсем забыла сказать: в этой газете ей никогда ничего не платили. Статьи стали печатать под чужими именами, на звонки в редакцию от членов жюри различных конкурсов редактор отвечала, что такой журналистки в коллективе нет и не было, посылая на мероприятия, редакция «забывала» выписывать пропуск для юной журналистки, ей приходилось выслушивать много неприятных вещей… Почему? Ответ прост: штат переполнен, чужие не нужны, даже без оплаты за труд, ведь место под статью занято другими лицами…Когда молодых журналистов все-таки берут на работу, то их права ущемлены. Чем заняться им в родном городе, когда достойную и оплачиваемую работу найти невозможно, получить приличное образование нереально, даже досуг для молодежи без особого выбора? Складывается такое впечатление, что их не только ничто, но и никто не держит. А все ли хотят покидать родной город?
Если отменят трудовую книжку, то права молодежи будут ущемляться в провинциальных городах, особенно в период становления реформы. Таково мое мнение.

Своим субъективным мнением делилась Ольга Фокина,
Иркутская область, Усть-Илимск


КАК Я ПОСТУПАЛА В ВУЗ

Школьные годы чудесные – прекрасная пора! Почему мы ее торопили, - наверное, потому что спешили повзрослеть… Вот и стали мы взрослыми. Промчалась школьная пора, отгремел последний звонок, разлетелись кто куда… Вот и стоим на пороге взрослой жизни, покупаем билет в счастливое будущее. Кстати, насколько оно будет счастливым, зависит от нас, от нашего выбора специальности и, соответственно, вуза. С этим самым выбором лично я определилась еще в «среднем звене» школы. Именно тогда я точно решила, что буду журналистом.
Я любознательный человек, поэтому меня интересует все, что происходит в жизни моего города и моей страны. Журналистика помогает мне быть в курсе событий, знакомиться с интересными и умными людьми. Безусловно, сформировала меня как личность и повлияла на выбор моей профессии -  Нина Васильевна Пешкова, учитель русского языка и литературы школы №15, руководитель школьного литературно-краеведческого объединения. Она раскрыла мои возможности, поддержала в нужный момент. Вместе мы готовили литературные встречи в школе, занимались научно-исследовательской деятельностью, краеведением, изучением родного края, стихосложением. Появились первые серьезные победы в конкурсах эссе, сочинений, журналистских материалов, появились первые публикации в серьезных изданиях.
Выбор профессии был очевиден, к этому были свои предпосылки, но как выбрать достойный вуз? К этому выбору я подошла серьезно. В родном Усть-Илимске получить образование по специальности «журналистика» невозможно: в городе всего несколько филиалов вузов, преимущественно бухгалтерско-экономической направленности (хотя можно было поступить в филиал педагогической академии, но я хотела стать профессиональным журналистом). Консультировалась со знакомыми, искала справочную информацию в сетях, обзванивала приемные комиссии. Мой выбор остановился на Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского (на тот момент Нижний Новгород был «третьей столицей», а данный вуз входил в пятерку самых престижных вузов страны). Мне показалось, что именно в этом вузе я смогу получить достойное образование, которое смогу применить на практике в своем родном городе. Как показало время, я не ошиблась (сегодня учусь уже на 4 курсе филологического факультета, кафедры «журналистика»). Со временем я решилась перевестись на заочное отделение, чтобы получить больше возможностей: работать в родном городе, принимать активное участие в международных, всероссийских, областных, муниципальных конкурсах, тем самым повышая уровень знаний и закрепляя полученную теорию на практике. В современном обществе куда проще реализовать себя, нежели нашим мамам и бабушкам. По Интернету можно пройти любые интересующие курсы, поучаствовать в любых конкурсах, попробовать свои силы во всем, изучить учебники по журналистике в электронном виде, связаться с Союзом журналистов России.
Когда я, девчонка из маленького провинциального городка Иркутской области, приехала в огромный Нижний Новгород поступать, была немного растеряна от привычного ритма мегаполиса, но за какие-то две недели немного освоилась. Подала документы в два выбранных места, прошла собеседование, сдала недостающие экзамены (русский язык, литература, история). Несмотря на то, что я приехала с твердой и непреклонной целью: поступить, в душе все равно была тревога и небольшие опасения, поэтому радости не было предела от хорошей весточки, что я поступила. Честно говоря, всю неделю провела как в бреду, познакомилась с огромным количеством незнакомых людей, побывала в интересных местах незнакомого города, прошлась по этажам нового учебного заведения. Было непривычно, что сам вуз разбросан по многочисленным зданиям, которые находятся в разных частях города. Здание, в котором учусь, находится в центральной части города, во всяком случае, самой парадной. В сентябре же наш вуз посетили известные  российские журналисты, провели мастер-класс. Сегодня, вглядываясь в перепуганные лица абитуриентов, понимаю, что зря боялась этой неизвестности. Студенческая жизнь очень даже интересная, особенно когда позади успешно-сданная сессия. Спустя некоторое время совершенно четко осознаю, что выбор профессии и вуза был правильный!
Ольга Фокина, Иркутская область, Усть-Илимск


ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЮ «ЖУРНАЛИСТ»?

Я любознательный человек, поэтому меня интересует все, что происходит в жизни моего города и моей страны. Журналистика помогает мне быть в курсе событий, знакомиться с интересными и умными людьми. Целеустремленность, ответственность, сила воли, - вот, пожалуй, основные качества журналиста… Но в то же время нужно всегда оставаться оптимистом. На мой взгляд, настоящий журналист работает не ради денег. Он может весь день провести на фестивале бардовской песни в жаркую пору июля, чтобы поделиться интересной информацией со своим читателем. Хотя не стоит лукавить: гонорары тоже имеют значение. Но главное, чтобы профессия была любима, а творчество приносило удовольствие.
Думаю, хорошим журналистом стать сложно. Можно, конечно, получить образование, пройти курсы профессиональной подготовки, приобрести какие-то навыки, если быть усердным. Но все равно, чтобы стать хорошим журналистом, должен быть какой-то дар. Я так считаю.
Журналист объединяет людей. Большинство людей в поисках новостей читают газеты, информацию в Интернете, смотрят ТВ, слушают радио.
Начинающим журналистам нельзя бояться критики, к ней нужно прислушиваться. Обязательно найдется недовольный человек, а как иначе? В любой профессии так. И если хочешь стать профессионалом, то нужно набраться терпения, и не просто слушать, а слышать каждого. Ни в коем случае нельзя пренебрегать читательским мнением, ведь для него и готовится материал. Другое дело, что замечания нужно отсортировывать, что-то, конечно, нельзя принимать близко к сердцу. Сразу ничего не получается, ко всему нужно идти длинным, порою, нелегким путем. Главное, чтобы выбранная профессия, действительно, приносила радость и удовлетворение. Тогда любые ошибки можно исправить. Я, например, чтобы стать журналистом, стараюсь знакомиться с материалами других авторов, прислушиваюсь к мнению профессионалов, для этого принимаю участие в различных журналистских и литературных конкурсах. Главное, верить в свои силы, добиваться поставленной цели, любить свою работу, остальное появится с опытом.
Безусловно, сформировала меня как личность и повлияла на выбор моей профессии -  Нина Васильевна Пешкова, учитель русского языка и литературы школы №15, руководитель школьного литературно-краеведческого объединения. Она раскрыла мои возможности, поддержала в нужный момент. Вместе мы готовили литературные встречи в школе, занимались научно-исследовательской деятельностью, краеведением, изучением родного края, стихосложением. Нина Васильевна высказала уважение ко мне, когда назначила меня председателем объединения. Это сформировало во мне ответственность, лидерские качества и новые журналистские навыки. Я стала более уверенной.
Благодаря приобретенной уверенности в течение двух лет  работала в общественном объединении «Лига малой прессы», обучалась в информационном агентстве в объединении «Журналистика», была корреспондентом телепрограммы «Там-Сям» на местном телевидении, выезжала с этой программой на Всероссийский фестиваль киновидеотворчества «Мир глазами ребенка» в г. Старый Оскол в марте 2008 года. Мои стихи и статьи были опубликованы в международных литературных альманахах «Золотая Ника» (г. Одесса), «Легенс» (г. Санкт-Петербург), «Война, которую мы не знаем» (г. Самара), «Библиотечный вестник Карелии» (г. Петрозаводск), в профессиональном российском журнале «Журналист» (г. Москва), во всех городских газетах «Усть-Илимская правда», «Вечерний Усть-Илим», «Мой город Усть-Илимск», «Кстати, в Усть-Илимске», «Вестник Усть-Илимского ЛПК», «Ваша газета», в городском журнале «Сталкер», в городских литературных альманахах «Усть-Илимск глазами детей», «Признание в любви к библиотеке», «Школа и учитель – вот начало», в школьной газете, школьных альманахах, на порталах Проза.Ру, Стихи.Ру, Мы пишем.Ру, для поэтов, писателей и журналистов Сибири «Жарки Сибирские», портале Союза писателей «Что Хочет Автор», «Изба-Читальня», портале Астраханского государственного университета для начинающих журналистов ИМХО.aspu.ru и т.д. Повлияло на меня и то, что я заняла первые места в городских конкурсах сочинений «Мир твоих прав» (рассмотрела свои права в будущей профессии журналиста) и «Если бы я была президентом», стала номинантом на международные премии: «За талант и женственность в поэзии», «Золотое перо», премии имени Анны Ахматовой, Магистром международного фонда ВСМ, Лауреатом международного конкурса «Люди и судьбы», Всероссийских конкурсов «Лучший урок письма» и «Через тернии к звездам» (стихи); дипломантом Всероссийского конкурса «Юный журналист»; финалистом Международного проекта Конкурса Одного Стихотворения памяти Риммы Казаковой; полуфиналистом Российской премии экологической журналистики «Серебряный стриж»; победителем международного конкурса эссе «Война, которую мы не знаем», международного поэтического конкурса «День победы», Всероссийского конкурса исследовательских работ «Наука и Космос» и т.д. Поражения делают меня сильнее духом и мудрее, а победы – показывают, что мои старания не напрасны и их кто-нибудь заметил. Для меня это всегда важно. Это стимул к новым победам и начинаниям. Конечно, участие тоже дорогого стоит, приобретаются определенные навыки, но каждый из нас, участвуя в конкурсах, в душе надеется, что будет кем-то замечен.
Сегодня я  проживаю в родном Усть-Илимске (Иркутская область), продолжаю принимать активное участие в международных, всероссийских, областных, муниципальных конкурсах, получаю высшее образование в г. Нижний Новгород (университет имени Лобачевского, филологический факультет, кафедра журналистики, 4 курс), продолжаю сотрудничать с общественными организациями города, поэтическими и литературными объединениями, редакциями. Регулярно рассылаю в городские редакции свое резюме с целью найти работу в газете, на телевидении, радио.
В будущем, когда получу высшее образование, образование на курсах по интересам, наработаю стаж, опыт, определенные журналистские навыки, хочу организовать свое газетное дело в нашем городе. Конечно, город маленький, и все мы сетуем на то, что молодежь не хочет здесь оставаться. А кто ее здесь держит? Например, по моей специальности здесь ни вузов, ни кружков, ни работы нет. В городе всего одно ТВ с переполненным штатом сотрудников и пять газет, в редакциях которых тоже нет свободных мест. Вот у меня и появилась мечта – организовать свой журнал или газету, и продвигать туда энергичную, талантливую, трудолюбивую молодежь. Журналистика – малооплачиваемая профессия (за исключением некачественная «желтая» пресса), поэтому в ней место только тем, кто по-настоящему предан своему любимому делу. Но это сугубо мое мнение.
В современном обществе куда проще реализовать себя, нежели нашим мамам и бабушкам. По Интернету можно пройти любые интересующие курсы, поучаствовать в любых конкурсах, попробовать свои силы во всем, изучить учебники по журналистике в электронном виде, связаться с Союзом журналистов России.
Также я продолжаю, что называется, «оттачивать перо», ищу темы и лица для аналитических материалов, интересные события - для информационных, пробую себя в художественных жанрах, и публикую свои материалы в местных городских газетах, сравниваю свои работы с произведениями маститых журналистов своего города и стремлюсь к их мастерству. Участвую в журналистских конкурсах, чтобы узнать оценку себе и своим материалам от профессионалов, понять свои ошибки и постараться их не совершать.
В общем, я пока только продолжаю получать знания об этой профессии, но твердо понимаю, что главное стремиться к пониманию с читателем. Важно быть проще с людьми, не сидеть на одном месте, постоянно развиваться, и тогда придет успех – нет, не обязательно, что общественное признание, а просто своя маленькая победа над собой. Это важнее.
Ольга Фокина, Иркутская область, Усть-Илимск


Рецензии