***

                Владимир Комлев
ХРИСТОС, МАРКСИЗМ, РОССИЯ

Мотив к написанию

Изучая Библию и историю России, я пришёл к выводу, что спасительная миссия Иисуса Христа, кроме её прямого назначения – вернуть людям жизнь вечную, – имеет даже более широкий охват, она делает земную жизнь всех людей, независимо от их веры в Бога или неверия, более безопасной и комфортной.

В разношерстном человеческом обществе встречаются люди, хотя и неверующие в подлинного Бога, но «порядочные» в нравственном отношении – апостол Павел в Послании к Римлянам 2 назвал их «живущими по совести». Мало того: не только отдельные личности живут по совести, но и целые народы. Вот – Япония. Языческая нация. Уровень жизни – один из самых высоких в мире. И пропорционально уровню жизни – уровень нравственности, тоже один из самых высоких в мире. Уважение друг к другу. Скромность. Терпение, превосходящее – даже – само наше понимание терпения. Поразительная взаимопомощь, доходящая до самопожертвования – не отдельных «героев», а массовая, как это показала недавняя серия стихийных бедствий, обрушившаяся на эту страну. Трудолюбие. Удивительный патриотизм.

И это народ, живущий на кучке сравнительно небольших островов, бедных природными ресурсами, с практически полным отсутствием полезных ископаемых.

А рядом, как бы для резкого контраста, Россия («всея Русь – Великия, Малыя и Белыя»). Самая большая в мире территория с разнообразнейшей и богатейшей природой. С плодороднейшими  почвами и запасами пресной воды. Со сказочными полезными ископаемыми в великом изобилии. Страна, называющая себя христианской – и не просто христианской, а самой христианской из всех христианских стран (именно так должно пониматься прилагательное православный).

И как же живут в этой стране люди? Если сказать коротко – хуже некуда. Обо всём более чем тысячелетнем периоде её существования (христианского от начала!) можно сказать тремя словами: несвобода, неуважение, несправедливость.

Пётр Чаадаев в одном из своих «Философических писем» писал о России, что видел в её исторической судьбе такую особенность: «тусклое и мрачное существование, лишённое силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живём одним настоящим, в самых тёмных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя» И ещё: «В нашей крови есть нечто враждебное истинному прогрессу; ибо мы стоим в стороне от общего движения, где развивалась и формулировалась общая идея христианства» [1].

Таков был дух в Царской России – чуть лучше, чуть хуже – всегда. От князя Владимира. И всегда провозглашалось: святая Русь, третий Рим, чуть ли не богоизбранный народ русский, особая мировая историческая миссия. Лицемерный духовный большевизм. А дух – начало всего…

Советская эпоха не изменила ни духа, ни характера жизни – только лексика лицемерных провозглашений стала другой. Дух же – религиозный и лживый – остался тем же.

Не думаю, чтобы кто-нибудь считал, хотя бы в душе, что что-то изменилось к лучшему в наши дни. Отгадайте, откуда цитаты: «Вы – враги правого, берёте взятки и извращаете в суде дела бедных»; «Вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю»? Написано где-то 2,5 тыс. лет назад и адресовано не нам [2], но точно о нас – об Украине, о России, о «всея Руси». Наша коррупция тотальная, уже разрушившая и продолжающая разрушать здравоохранение, образование – всю социальную инфраструктуру. Безработица. Миллионы людей покидают страну ради Европы. Миллионы безвременно умирают, погибают от алкоголизма, от наркотиков, от СПИДа, а больше всего – от всеобщей (от бомжа до президента) халатности, безалаберности и фантастической безответственности.  Дикие, мрачные древние суеверия легализованы, окрашены по-научному – заполняют духовный вакуум. Ограбленный догола народ, 50-70-кратная разница в доходах, неспособность и нежелание уважать друг друга. До 80% народа живёт за чертой бедности. Государство не выполняет свою основную функцию – не защищает своих граждан. Индивидуум, личность – в загоне.

И при всём этом большинство (подавляющее!) людей считает себя верующими в христианского Бога, православно верующими!

Не думаю, конечно, что так только у нас. Пара-тройка стран в мире живут хуже нас. Да и общая мировая тенденция – к ухудшению духовного климата, к вседозволенности и, как следствие, к кризисной перманентности. Антикультурная пандемия вот-вот охватит всю землю. Но мы – как всегда – впереди планеты всей.

Почему это так, как это всё объяснить, не знает ни учёный, ни философский мир. Хотя попыток делается масса. 

А ответ простой: мы никогда не выполняли Главный Принцип Жизни. Духовный Библейский принцип, согласно которому личность – важнейший элемент Вселенной, ключ всего бытия. .


Главный Принцип Жизни

Христос провозгласил заповедь, которую назвал главнейшей: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, всею крепостию твоею и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Это главный принцип, держась которого каждый человек может стать вечно живущим членом Божьего Царства. В нём два требования, и оба обращены к личности: первое – к личности Бога; второе – к личности человека. Ближний – любой человек, независимо от  его индивидуальных качеств. Предельно краткая форма прав человека, не так ли? Отношение к правам человека – важное условие сотрудничества стран мирового сообщества. Их невыполнение влечёт за собой определённые санкции, и не только от ООН – от Бога. У Творца истории требование – любовь. Библейское любить – это значит относиться к личности с глубоким уважением и постоянной готовностью ей служить. В России этого не было, и нет. Стоит ли удивляться нашим вечным проблемам?

Иисус Христос – уникальная Личность, единственный экземпляр человека, достойного быть гражданином того совершенного общества, которое Бог намеревается создать во Вселенной, которую, кстати, для этой цели и сотворил.

По замыслу Бога гражданин Его Царства должен быть полностью нравственно подобен Ему. Поэтому Абсолют принял человеческий облик  в лице Иисуса Христа, жил среди людей того времени и той культуры и призывал их поверить, что Он – Бог и Царь и войти в Его Царство. Он умер, как человек, но воскрес как Бог, чтобы показать, что собирается воскресить всех людей и составить из тех, кто поверил Ему, то абсолютно справедливое (и бессмертное) человеческое общество, о котором во все времена мечтали люди на земле.

Оба требования нравственные. Нрав Бога (характер) – эталон. Личность – носитель сознания, носитель жизни. Условие жизни личности – характер Бога. Вот почему Христос назвал Себя Жизнью.

Первое требование обусловливает второе: Бог признаёт любовь к Себе, если человек любит подобного себе. Здесь ответ на извечный вопрос: почему при всех стараниях ни в каком времени, ни в одной стране, ни в одном обществе права человека не соблюдаются до конца. Если народ молится не живому Христу, Личности, а придуманной богине (эволюции или «Божьей матери»), и Христос у него – только символ, как он может ждать доброго?

Как человеку проявлять характер Бога? Любить человека, видеть в нём личность. Вот этого во всём мире – дефицит. Ложь, что МПЦ отделена от государства, она отделена от человека. Это государственная церковь, она хранит этот свой статус, унаследованный от Византии, тысячу лет, на словах призывая к справедливости, а на деле способствуя рабству и невежеству.  Следствием такой деятельности является большевизм – первейший враг Бога. Большевизм – по определению – неравенство, несправедливость и насилие человека над человеком. Марксизм.

Маркс как обезьяна Христа

Исторический Российский большевизм породил марксизм, а не наоборот, как мы считали. Маркс в юности был христианином. Рихард Вурмбрандт пишет, что потом он заболел сатанизмом, и на место сочиняемых в юности хвалебных од Христу бросил Богу пышущий ненавистью вызов (стихотворение «Гордость человека»).

Болезнь Маркса можно назвать «комплексом Люцифера». Это чрезвычайно заразная болезнь. В результате отпадения Адама от Бога её вирус находится в каждом человеке, под именем комплекс неполноценности. А этот комплекс легко переходит в комплекс превосходства. В истории немало примеров заражения этой болезнью целых народов, а в наше время она, похоже, приобретает характер глобальной пандемии (национализм, большевизм, фашизм),

Первый признак  этой страшной болезни – пренебрежение к личности, к человеку, т.е. вместо «уважай» – «презирай». А последствия – враждебные отношения с Богом.

Это Мартину Лютеру, немецкому церковному реформатору 16 в., принадлежит выражение «дьявол – обезьяна Бога». В нашем языке есть глагол «обезьянничать», Ожегов объясняет, что это «слепо подражать кому-нибудь». Если бы это Лютер имел в виду, его стоило бы поправить: если человек обезьянничает, то в 9 случаях из 10, он делает это со злым умыслом (чаще тайным) – он «передразнивает».

Наш любимый национальный эстрадный номер, не правда ли? Ни один пародист в мире так не издевается над «своим ближним», как мы, русские. Кстати, в этом кроется ответ на вопрос: почему прославленные у нас пародисты непопулярны в Америке и Европе?

Марксизм – передразнивание древнего Израиля

Ответим попутно на вопрос: почему марксизм пришёлся по душе именно России, «лёг в неё, как в свою кровать», как писал Маяковский? Маркса и Сталина учили хорошо знать Библию. Ленин, судя по библейским цитатам в его работах, тоже её почитывал. Помню ходячую фразу: «Ленин воплотил идеи Маркса в жизнь». Никто, лучше Ленина не понимал Маркса.

Николай Бердяев писал, что очень типичный еврей Маркс в своём учении внешне порывает с религиозными традициями еврейства и восстаёт против всякой святыни. Но мессианскую идею…переносит на класс, на пролетариат. И подобно тому, как избранным народом был Израиль, теперь новым Израилем является рабочий класс, который есть избранный народ Божий, народ, призванный освободить и спасти мир  [3].

Дьявольская гениальность Ленина позволила ему увидеть, как близок к ветхозаветному  Израильскому менталитету взлелеянный православием  Российский менталитет. Казалось бы, что общего между теизмом Израиля и атеизмом марксизма? Ленин увидел эту общность. Во-первых, он заметил, что единобожие (монотеизм) древнего Израиля было революционным на фоне политеистического древнего мира. Революционным был и дух русского мужика – раба. Во-вторых, Ленин хорошо усвоил закон единства противоположностей (добра и зла), преподанный ещё Адаму дьяволом, обнаруженный Гегелем и подхваченный Марксом, и увидел, что православный король-то голый, христианство русское без Христа – такая вот парадоксальная религия,  ветхозаветианство. Удивительное совпадение «конкретно-исторических условий» Ленин и большевики мастерски использовали, чтобы уложить Россию в кровать к марксизму. Внимательный взгляд на родившуюся советскую власть лучше всего поможет увидеть марксизм как злое обезьянничанье Библии, ветхозаветного иудаизма – прежде всего. Параллели очевидны:  мессианство, национальная идея, духовный монополизм,  легализм,  модель управления обществом, коллективное начало и многое другое. Но: в древнем Израиле вся жизнь, и отдельного человека, и общества имела личное нравственное основание – личный нрав Бога. Ключевое слово такого основания – служение. Бог обязуется служить Своему избранному народу, народ – Богу. И критерий служения Богу –  любовь к ближнему. В России же – Царской, советской и нынешней – личного основания жизни нет, нет и служения людям. Правительство не служит своим гражданам, не защищает их, а граждане так же относятся к правительству. Марксизм-ленинизм сделал своё дело.

Там, где материя – основа жизни и бытия, духовный субъект – личность – исчезает. Демократия (власть народа, большинства) перерастает в демонократию (власть денег, власть меньшинства). Это общая тенденция в мире, общая и причина её – в пренебрежении личностью Христа.

Главная заповедь Христа обращена к личности, к индивиду.  Человеческая личность стоит в основании Божественного замысла мироздания, в котором мы обитаем. Сын Божий и Сын Человеческий соединились во Христе в одну Личность. Всё, что есть  в мироздании, вышло из Него, создано Им и обращено к Нему (Рим.11:36). Здесь идея приоритета личности над коллективом. Лат. сollectivus – собирательный. Коллектив – совокупность личностей.

Глядя на историю России (не только России, но России – особенно), не видишь человека – просто всякого человека – как  личность, как образ и подобие Божье. Личности – это цари, князья, поэты, писатели, художники, учёные – словом, люди, достигшие высших ступеней общественной иерархии. Это всегда было, а сейчас особенно, фишкой  для всего мира, но в России, до наших дней, – это бигборд на фасаде. В Европе личность – человек как творение Божье – получила начало в христианстве, потускнела  в «мрачное средневековье», когда Библию затемнили церковным авторитетом, и возродилась, вышла из тени благодаря протестантской церковной Реформации, заблистала в Ренессансе. Россию, принявшую христианство и культуру Византии, православие сразу отгородило от Европы железным занавесом (не Сталин его изобрёл!), и Реформация прошла мимо, как и  Ренессанс. Реформация – в глубоко духовном смысле – это возрождение личности человека в личности Христа, как Он представлен всей Библией. И главным лозунгом Реформации было – sola Scriptura (Писание – единственный авторитет), и это означало – sola Christ.

Вопрос о коррупции для нас – вопрос жизни и смерти. Пример древнего Израиля очень поучителен для нас. Была в древнем Израиле коррупция в современном нам смысле, т.е. продажность? Да, была, стоит лишь почитать книги Иеремии или Амоса. Когда она процветала? Тогда, когда люди уклонялись от поклонения своему живому личностному Богу и приносили жертвы безличным идолам (солнцу, звёздам, изображениям или изваяниям животных, даже просто сваленным в кучу камням-памятникам, как в Галгале – «галгал», в переводе, свалка). Механизм коррупции действует просто: если у людей нет абсолютного нравственного идеала (а это может быть только Божественная Личность, Христос), их нравственность разлагается. Основной смысл термина corruptio – разложение. Вся Библия – история борьбы Бога с моральным разложением человека. И здесь мы опять – почти единоличные лидеры.

Законопослушание. Ещё один интересный момент можно наблюдать при исследовании терминов закон и законопослушание. Имеется в виду нравственный закон, который делает человека человеком и является основанием всех других законов. Вопрос вот в чём: где закон должен помещаться, чтобы он мог выполняться: на бумаге или в сердце? Если мы правильно ответим, то поймём, почему во всея Руси «закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло». Во все времена! У Пушкина – «законов гибельный позор» (см. оду «Вольность»).
Затрону слегка и проблему культа личности. Лат. сultus – почитание, поклонение – врождённая потребность человека [4].  Отвергнув Бога, человек вынужден «назначать» себе идола. Если в обществе нет культа Личности Христа, а есть храмы, есть духовенство, есть обряды, есть праздники, есть литургия – всё есть, кроме живого Бога, такое общество процветать не может. Наше византийское христианство есть символическое боговерие, там личность излишня – и Бога и человека. Бог упрятан в мистику. Не отсюда ли у «христианина» Дарвина идея – спрятать и Божье творение мира в бессчетные миллионы лет?

В России всегда был «культ личности». Вот Хрущёв разоблачил культ личности Сталина. Но даже здесь – отметим – народ  почитал не личность Джугашвили, а идола, разукрашенную пропагандой куклу под именем Сталин. Для православного русского народа было не ново – почитать не Бога живого, а икону: живую в лице человека – царя, генсека или церковного  патриарха – или мёртвую: нарисованного Христа, апостола или святого.
 
Но христианский культ Личности – по словам самого Христа – есть поклонение (живому) Богу, (Личности), в духе и истине (Ин.4:24). Или, как говорит апостол Павел, Христианство есть жизнь во Христе (2Кор.5:17), т.е. в подражании Христу. Она начинается с рождения свыше (Ин.3:3,5) в семье-церкви, где глава-отец – Христос. Дети хорошо знают, что Отец добрый, справедливый и строгий, они любят Его и боятся, ибо Его авторитет непререкаем. Как в нормальной семье дети подражают отцу, стремясь стать, как он, так в церкви, в процессе роста личность человека сообразуется с личностью Христа и обогащается Его нравственными качествами.

В России почитали отцом царя-батюшку, а матерью – землю русскую. Звучит красиво, как многое другое в язычестве, – почитание  природы, например. Или попа – отцом, батюшкой. А то и  вообще бестелесной и безумной дамы – эволюции, как теперь.  Но для Бога – оскорбительно.
 
Библия повествует: как только Израиль впадал в идолопоклонство, страна впадала в беззаконие, в коррупцию, а потом – в бедствия разного рода. Идол не требует закона, он ему не нужен, у него нет ни ума, ни сердца.  Идол – беззаконный авторитет.

Но авторитет! Выше Христа для многих!

Христос был совершенным образцом законопослушания перед Отцом и кесарем. И сурово обличал фарисеев – тех священнослужителей, для которых обряды и поклонение букве закона были выше поклонения личности Бога и уважения к человеку. Но, для нас, православных, выходит, Христос – не авторитет. Иначе священник не «освящал» бы офис – любой – просто  по заказу, за деньги, и не обещал бы «царство небесное» за мзду. А коррупционеры – из чиновников всех рангов и бизнесменов – не красовались бы в храмах перед экранами телевизоров.

А мы удивляемся – почему мы так плотно коррумпированы? Почему, при всей талантливости наших народов, наши правители так недалёки (мягко говоря), а мы, как  работники, так расхлябаны? И почему мы – мало того, что живём чуть разве лучше некоторых отсталых стран третьего мира, – терпим такие социальные бедствия, которых ни одна другая страна не терпит? Все бедствия у нас «великие». Великое рабство – сельское  в царской России,  колхозное – в  России Советской. Великую (по величине бедствий) Октябрьскую революцию? Или – опять же «великую» по масштабам бедствий и человеческих жертв – Великую Отечественную войну? Или Чернобыльскую, не просто великую – величайшую – катастрофу?

Два слова о гражданском воспитании

Может ли гражданин быть незаконопослушным? А мы повсюду употребляем тавтологию – «законопослушный гражданин». Невольно свидетельствуя, что сами мы от законопослушания далеки. И воспитываем своих детей ещё худшими, чем сами.

Может быть, мы даже не знаем семантику термина воспитание? Давайте разберёмся. Морфология: вос – приставка, означающая подъём, повышение; питание – корневая конструкция. Семантика: питать (духовно), чтобы поднять до высшего уровня. До какого же уровня мы поднимаем наших детей? Уровня какой личности? Учителя, который на общественной лестнице – ноль во всех отношениях? Компьютера, которым мы заменяем учителя? Бюрократа, который стоит над учителем и стремится заменить его компьютером?

Посмотрите на нашу систему воспитания – она обезличена! Она абсолютно безавторитетна! Не поднимает человека, а опускает. Если Иисус Христос, как личность, не авторитет, другого ждать нечего. Среди всех людей не найти нравственного образца.

В царских школах ещё ссылались на авторитет Бога, хотя тоже обезличенно, пытаясь воспитать Боголюбие и человеколюбие иконами и розгами. Что получили? Человека-разрушителя, революционера.

Современная система образования ссылается на авторитет науки. Но наука в нынешнем понимании – мыльный пузырь: кто больше его надует, тот и авторитет. Сегодня авторитет один, завтра – другой. Одна гипотеза уничтожает другую. Так, выдумка об эволюции, откровенно бессмысленная, но гордо именуемая теорией, уничтожила 2-й закон термодинамики и изуродовала совесть попутно. А она (совесть) – закон Божий внутри, личное представительство Бога в человеке, квинтэссенция воспитания. Что получаем? Граждан, умных и морально устойчивых патриотов? – Нет. Дебилов и нравственных анархистов.
 
Людей с характером Иисуса Христа – увы – нет. Но граждан, законопослушных людей, патриотов своей страны увидеть можно. Там, где уважают личность. И в большинстве случаев – в протестантских странах, где Библия в почёте, где её читают. Там же – настоящая свобода совести. И там же – самый высокий уровень жизни.

Утешение, хоть и слабое для нас, в том, что никакой системе не под силу вытравить из человека образ Божий совсем. Единственный, кто мог бы изменить наш катастрофический курс – Бог в лице Иисуса Христа. Нам нужно духовное возрождение. Но и здесь мы в незавидном положении: за железным занавесом православия наш исторический путь был лишён уроков возвышения личности Бога и человека – уроков  Ренессанса, протестантской революции (Реформации) и Просвещения, пройденных Европой и Америкой.
 
Заключение.

Мы не можем надеяться на то, что апокалипсический Божий суд над всем человечеством не состоится: «есть Божий Судия, Он ждёт», – но можем, хоть на время, воспользоваться милостью Божьей к тем, кто исполняет хотя бы вторую часть Главной Заповеди Жизни: возлюби ближнего своего, как самого себя. Надежда слабая, но она существует, и не только для Европы или Америки, но и для нас.
 А высшая надежда состоит в том, что наш народ выберется из тысячелетней религиозно-политической сети лжи и обратится к живому Иисусу Христу как единственному посреднику между Богом и человеками, могущему нас спасти (1Тим.2:5).

Хватит ли ума?

ЛИТЕРАТУРА И КОММЕНТАРИИ
1. Пётр Чаадаев. Философические письма. Википедия.
2. Библия. Синодальный перевод. Амос, 5.
3. Николай Бердяев. Судьба еврейства.
4. Слова «культура, культурный» имеют тот же корень – культ, почитание.


Рецензии