Как выбрать профессию школьнику?
Рубрику ведёт врач-психотерапевт к.м.н. Шульц Олег Евгеньевич.
Каждый год 1 сентября тысячи школьников начинают обучение в очередном классе школы с тем, чтобы окончив ее, пойти учиться далее уже с учетом выбранной профессии.
Начинать выбор профессии лучше с первых классов школы. Это не шутка. Ведь чем раньше родители начнут обращать внимание ребенка на его внутренний мир, его способности и личностные качества, тем меньше метаний, нервов и сил будет потрачено на формирование так называемой «ответственной профориентации».
Сегодня каждый человек самостоятельно выбирает свой жизненный и профессиональный путь, сам несет ответственность за его реализацию. Подобная задача нередко вызывает затруднения и у взрослого. Процесс самоопределения часто происходит стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов. Это связано, прежде всего, с недостаточным осознанием и пониманием школьником собственных целей и ценностей, неспособностью реализовать их на практике. Наша современная школа, решая проблему профессиональной ориентации, преимущественное внимание уделяет вопросам просвещения, ознакомления молодых людей с миром профессий. В традиционном образовании в настоящее время деятельность по оказанию содействия учащимся в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии сводится к следующим основным моментам:
- кратким встречам учащихся 9-х классов с представителями профессионально-технических училищ и колледжей, на которых последние рекламируют свое учебное заведение и предлагают желающим к ним поступить;
- к посещению учащимися 10 - 11-х классов учебно-производственных комбинатов, где они по выбору осваивают одну из рабочих профессий;
- к созданию в старшей школе профильных (педагогических, исторических, физико-математических и т.п.) 10-11-х классов, сориентированных на вузы, с которыми школа заключила договор, и работающих по усложненной программе.
Теоретически для полноценного и успешного профессионального самоопределения ребенок должен реально поучаствовать во всех возможных видах профессиональной деятельности, провести рефлексию (суметь заглянуть в свой внутренний мир и соотнести профессию с собой) и только затем определиться. Очевидно, что на практике это невозможно, поскольку насчитываются тысячи профессий и специальностей.
На практике основные затруднения, испытываемые учащимися при выборе профессии, традиционно принято сводить к следующим. Отсутствие у школьников (часто у учителей и родителей) адекватных представлений о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется. Это связано с тем, что дети не умеют оценить себя, свои способности и возможности. Кроме того, старшеклассники слабо знакомы с миром современных профессий, что также затрудняет выбор своего трудового пути.
Для того, чтобы помочь школьнику в определении будущей професии, обратите внимание на два главных направления в формировании профориентации. Первое - это предоставление школьнику общей информации, направленной на осознание ребенком собственных ценностных ориентаций, выбор предпочитаемых культурных норм, определение социального места их реализации, понимание своих индивидуально-психологических особенностей и своих природных возможностей. Если нет слуха или голоса, вряд ли стоит обсуждать тонкости жизни певицы или артиста. Второе направление - это помощь в формировании индивидуальной позиции ребенка для понимания им адекватной формы жизненной активности - творение, рост, упорядочивание, обслуживание, потребление, разрушение, изучение, - а также предметной сферы для самореализации - природно-материальной, взаимоотношений людей, культурных норм, духовных ценностей. В результате складывается первоначальная ориентировка в смысле, способе существования в предпочитаемых социальных общностях и, как следствие, осмысленный выбор профессии.
Психолог, оказывая помощь в ознакомлении с профессиями, может помочь соотнести возможности ребенка профессиональным требованиям, предъявляемым к психологическим и психофизиологическим особенностям индивида, его склонностям, способностям. Психодиагностическое обследование, безусловно, полезно, но его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию. Сам психолог не сможет раскрыть учащемуся во всей полноте требований профессии, но должен, опираясь на помощь родителей и педагогов, наметить план углубленного изучения школьником интересующих его профессий. В этот план входит ознакомление с литературой о профессиях, консультации с сотрудниками центров профориентации, участие в экскурсиях, встречи и беседы с профессионалами и т. д. Очень важно, чтобы школьник самостоятельно выяснил необходимую информацию о путях приобретения профессии, ее режиме, условиях труда и оплаты и т. д. Обогащение его знаний о профессии будет способствовать формированию более адекватного представления не только о самой профессиональной деятельности, но и обо всех тех условиях, в которых она протекает.
На правах Анонса журнала "НЖ" №7 июль 2011г.
Фото - источник - Яндекс-фото.
Свидетельство о публикации №211080600986
Давлю на "понравилось" - не Шульцу а Игорю Лебедеву: тема важная, очевидно, что выбор будущей профессии у каждого свой, часто зависит от воспитания, приоритетов, влияний, советов "с улицы", которые для подростка (а именно в этом возрасте формируются профессиональные предпочтения) важнее, чем вот это:
<Очень важно, чтобы школьник самостоятельно выяснил необходимую информацию о путях приобретения профессии, ее режиме, условиях труда и оплаты и т. д. Обогащение его знаний о профессии будет способствовать формированию более адекватного представления не только о самой профессиональной деятельности, но и обо всех тех условиях, в которых она протекает.> ...
бог мой, что за язык...
Ваш!
Станислав Бук 09.08.2011 15:17 Заявить о нарушении