Пророки Зазеркалья случайность или закономерность?

www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1151642400 
www.religare.ru/print30903.htm
www.novostiuzbekistana.st.uz/27_309/nov.htm 
Газета Новости Узбекистана
июль 2006 года

Начну с вопроса, который, кроме прочих, задают мне читатели: "насколько радикальные фанатики, берущие в руки оружие и приводящие в действие взрывные устройства, дурманящие головы людям своими псевдорелигиозными проповедями, полноценно ориентируются на труды светских исламских ученых-богословов, внесших свой вклад в историю развития исламской религии?".

Отвечаю. Основываясь на выводах своей практики общения с несколькими десятками радикалов (не буду идентифицировать их по национальным признакам), в подавляющем большинстве – никак! Собственно, оттого и становятся они жертвами вербовщиков из всевозможных движений и партий, декларирующих жесткую трактовку ислама и обосновывающих свои религиозно-политические требования не только собственной интерпретацией религиозных догм, но и оружием.

Если быть точным, то познания, к примеру, хизбуттахрировцев ограничены поверхностными представлениями об отдельных, зазубренных на память тезисах из теоретических источников Партии "Хизб ут-Тахрир аль ислами" (далее ХТ или Партия). И чего уж тут говорить об их осведомленности о том, что писали или пишут светские ученые, представляющие истинный цвет исламской теологии.

В целом же, неосведомленность все тех же "хизбов", как правило, компенсируется толкованиями аятов Корана или хадисов, которые в их сознание "вворачивают" наставники-мушрифы, естественно, в собственной интерпретации. Те самые тихие и неприметные "комиссары-сектанты", натасканные своей элитой на сохранение догматических установок идеологии Партии. Идеологии, более пятидесяти лет фокусирующей внимание своих приверженцев на единственную цель – поэтапное установление халифатовской государственности в одной мусульманской стране "как опорного пункта и ядра великого государства" (книга Концепция ХТ) с последующим распространением такой идеологии на глобальном уровне.

Еще одна особенность религиозной ментальности хизбов – полное игнорирование толерантности, что является отражением отсутствия этого понятия в идеологии Партии по замыслу ее основателя и его единомышленников, "не являющейся академической, образовательной или благотворительной".

По мнению все тех же "светлых умов" из ХТ в современной жизни вообще может доминировать "только исламская мысль (идея), которая душа Партии, ее суть и секрет ее деятельности". До такой степени "только", что не назвать ее диктатом, но над иной/иными религиозными концепциями, сложно. Уж какую тут толерантность ждать от них, не дожить бы до отличительного знака на одежде, оповещающего принадлежность к другой конфессии.

Самое странное, что поверить в право на легализацию самим радикалистам помогают именно те, против кого изначально, к примеру, нацелена деятельность Партии ХТ. Те самые ее первые религиозно-политические враги в лице западных стран.

При этом, если часть западного мира и принимает законы, запрещающие деятельность ХТ, то другая ее часть все еще размышляет. Чаще о том, что более демократично и толерантно – согласиться на медленное самоуничтожение, признав, политические, или псевдорелигиозные права хизбов, или все же консолидироваться в глобальном противостоянии распространению идеологии, декларирующей терроризм как образ жизни мусульманина. Одним из последних примеров псевдомиролюбия "хизбов" могут стать слова хизбовской листовки, распространенной в Узбекистане 16 мая 2006 года с призывами "поддержать не словами, а делами братьев в Ираке". Тех самых "братьев", деятельность которых упомянута в статистике, приведенной 15 июня 2006 года на Интернет-сайте Washington ProFile с ссылкой на газету New York Times.

По данным газеты, в 2004 году было совершено "24496 атак, в 2005-м – 34 131. В 2004 году проведено 133 самоподрыва, в 2005 году – 411. В 2004 году было взорвано 5607 бомб, заложенных на улицах или дорогах городов Ирака, в 2005 году – 10 953". Статистика жертв не указана, но она и так на слуху у медиа-аудитории.
И тем не менее, западники зная, что эффект любого террористического акта не похож на ласку матери, все еще размышляют. И как знать, не оттого ли размышляют, что любая попытка консолидированного и полноценного противостояния идеологами и практиками терроризма блокируется политической эксплуатацией популистской тематики о правах человека и правах свободы вероисповедания, к которой в последние два года подтянута тема о глобальной демократизации.

Ощущая неполноценность подобного противостояния, мне становится не по себе, к примеру, от радостной интонации в оценке перспективы освобождения из тюрьмы Гуантанамо лиц, подозреваемых в преступлениях в Афганистане или связях с движениями "Талибан" и "Аль-Кайда".

Оценку высказывал мне в июне 2006 года собеседник-хизбуттахрировец, констатировавший, что "все они (заключенные Гуантанамо), наши духовные братья, как считали себя моджахедами, так и будут считать. Не говоря уже о том, что сам факт пребывания в любой тюрьме мира мы воспринимаем как один из видов благостного шахидства (мученичества), а участие в войне против наших врагов священный долг". "Более того, – добавил он – взрывные устройства в разных частях мира не перестанут срабатывать и завтра, и послезавтра. И это тоже наши общие усилия. Они все более приближают час принятия политического компромисса на глобальном уровне – освобождение Ирака от врагов, очищение Афганистана от предавших нашу общую цель, признания одного из государств территорией халифата. Вот тогда и начнется то, о чем говорит ХТ с 1953 года".

Беседуя с ним в скромно обставленной комнатке его дома, расположенного на одной из улиц кыргызского провинциального городка, я ловил взгляды, которые он бросал на висящее на стене зеркало.

О том, кем видел себя в зазеркалье мой собеседник, я понял позже. Понял, и сожалею об этой поздней догадке. Иначе процитировал бы слова из триумфального ритуала полководцев древнего Рима: "Помни, что ты только человек!". Но понял бы мой собеседник смысл слов, которые каждый раз должен был повторять триумфатору стоящий рядом глашатай-римлянин, понятно зачем выделенный специально для этой цели? Вспоминая, как смотрел на себя в зеркало хизбуттахрировец, сомневаюсь.

Насколько вообще его участие в реализации идеи глобальной халифатизации можно считать самостоятельно сделанным религиозным выбором, а не навязанным ему идиллическим фетишем? Отвечая на этот вопрос, он, конечно же, использовал ссылки на аяты из сур Корана, и примеры из религиозно-политической практики Пророка Мухаммада. На вопрос, о каком конкретно периоде практики Пророка идет речь, он, не моргнув глазом, ответил: "Когда Пророк переселился из Мекки в Медину".

Акцентирую внимание на этом эпизоде потому, что в ходе той беседы меня заинтриговало его безапелляционное утверждение о том, что "именно Такиюддин ал Набхани (Taqiuddin al Nabhani) – основатель Партии Хизб ут-Тахрир, – заложил практику ориентации мусульман на тринадцатилетний срок, по прошествии которого современные мусульмане провозгласят халифат в одной из стран мусульманского мира...". После некоторой паузы, добавил: "Он разработал методологию, ориентированную на ту, которую использовал пророк Мухаммад, за 13 лет создания халифата".

Жаль, не уточнил собеседник, что этот важный процесс Пророк исполнял сугубо мирными методами. Зато уточнил: "Хизбуттахрировцы традиционно уходят от открытых диалогов с властями и духовенством. И не оттого, что говорить не о чем. Просто нам надо именно так действовать – таков пример Пророка".

На самом деле Пророк в условиях недопонимания, неприятия и гонений, которым он подвергался в Мекке, распространяя с 610 г.н.э. откровения Аллаха, и из нежелания подвергать опасности себя и своих приверженцев, избегал проведения открытых проповедей исламских догм. Напомню и о том, что посланник Аллаха начал первые проповеди, после того как ему исполнилось "40 лет и один день, и Аллах послал его ко всем людям благовестником и увещевателем... " (Ахмад бен Фарис ар-Рази).

Очень кратко напомню и о том, что именно неоднозначное, а порой и агрессивное неприятие большинством мекканцев проповедей Мухаммада стали главной причиной переселения его приверженцев и его самого в Йасриб, (позже этот город переименован в Медину – город Пророка), где он призывами, наставлениями и увещаниями еще более сплотил вокруг себя переселенцев-мухаджиров, привлекая в ряды мусульман все новых и новых сторонников.
Существует ряд мнений по поводу периода переселения в Йасриб. По одному из наиболее распространенных утверждений, "день начала переселения относят ко второй половине июля, а окончание к 20 числам сентября 622 г.н.э.".

Сам 53-летний Пророк прибыл в Йасриб 24 сентября. Вынужденное переселение вошло в лексику всех народов арабским словом "хиджра". После смерти Пророка через ссылку на дату вынужденного переселения было положено начало мусульманскому летоисчислению Хиджр. Кстати, по мнению ученых "именно на мединский период его пророческой деятельности приходится и создание всех основных предписаний мусульманского образа жизни и главных обрядов новой религии...". По мнению французского востоковеда Массе, "политический ум Мухаммада, столь же яркий, как и его религиозный дух проявился в драгоценном документе "Уставе мусульманской общины", ... в котором заявляется, что отныне мухаджиры и ансары составляют единую общину, что в эту же общину входят также евреи и язычники, сохраняющие при этом свою религию".

Переселение произошло по прошествии 13 лет (по Хиджра) после получения Мухаммадом первого откровения. Из них первые три года он действительно вел свои проповеди тайно. В целом же шокировавшее утверждение моего собеседника, что именно хизбуттахрировские идеологи первыми стали ориентироваться на тринадцатилетнюю практику Пророка, мягко говоря, не соответствует действительности. Не он один на всем протяжении ислама ориентировался на тринадцатилетний период деятельности Пророка.

Во всяком случае обратное доказывает и цитата из книги исламского ученого-богослова Ибн Хишам ал-Химйари (ум. Примерно 218/833 г.н.э.) "Жизнеописания господина нашего Мухаммада, посланника Аллаха" (Хрестоматия по исламу. Москва. Наука. 1994 г.), которая считается самой ранней и авторитетной после Корана: "...три года с начала его посланничества, посланник Аллаха скрывал свое дело и держал в тайне до тех пор, как Аллах повелел ему открыть свою веру".

Набхани, на самом деле разрабатывая идеологию Партии и ее трехэтапные методы деятельности, ссылался на тринадцатилетнюю (курсив авт.) религиозно-политическую практику Пророка. Правда, по истечении этого срока ближневосточные "хизбы" успеха не достигли – ни одна из стран Ближнего Востока Халифатом объявлена не была.
Дабы "не потерять лица" в условиях массового неприятия вольной трактовки исламской догматики, вынудили главных идеологов Партии ориентировать своих партийцев на тридцатилетний период. Но, ориентируя, не конкретизировали, чью историческую практику они выбрали своим новым политическим фетишем. По прошествии и этого периода ссылки на какой-либо период прекратились вообще, легко подменившись утверждением: "Мы достигнем успеха, когда это будет угодно Аллаху".

Уточнение – тридцать лет, принятые к новой ориентации, подразумевали не религиозно-политическую практику Пророка, (она длилась 22 года), а период деятельности современников Пророка – Абу Бакра, Омара, Османа и Али, – которые после его смерти поочередно становились халифами, внося свою лепту в сохранение, укрепление и развитие халифатовской государственности и расширение ее границ, утвердившись в истории как халифы первозданной чистоты ислама.

     Почему А. Юлдашев, создавая самостоятельное движение "Акромия", не мог отказаться
от пародирования хизбуттахрировской ориентации на практику религиозно-политической деятельности Пророка?

     Первый и самый очевидный ответ: других примеров у него просто не было. Если не считать пример самого Пророка, что объясняет, почему он взял за основу своей фетвы аяты 61 суры Корана, содержанием которых в преддверии майских событий 2005 года: успокаивал совесть, вдохновлял дух и ориентировал действия своих приверженцев.

     При этом рекомендовал перед изучением одного из аятов 61 суры штудировать собственное толкование "логики", по его же словам изложенное в "учебнике". Записанная им рекомендация заглянуть в "учебник" намекала на то, что им следует перечитать его брошюру "Иймонга йул / Путь к вере" и освежить в своей памяти тезисы о важности правильного выбора отрезка времени, в котором будет исполнен определенный процесс, завершающийся успешным достижением цели.

     Почему он выбрал именно 61 суру? По мнению российского востоковеда И.Ю.Крачковского, (Коран, перевод М.Н.Османов. Москва, 1995 г. комментарии) 61 сура подразумевает события, происходившие у горы Ухуд. Не менее интересно выглядит вывод ученого о том, что слова из 13 аята 61 суры "...помощь от Аллаха и близкая победа" - традиционно украшали знамена мусульманского воинства.

     Нередко читатели, столкнувшиеся с хизбуттахрировскими текстами (листовки), задают вопрос: "Что написано арабской вязью на черном знамени, изображенном на некоторых листовках "Хизб ут-Тахрир?". Отвечаю - в одних случаях слова выражения свидетельства мусульман (шахада): "Ля иляха илля Ллоху ва Мухаммадун Расулу Ллахи", означающие "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад - Пророк Его". В других случаях слова "Помощь от Аллаха и близкая победа". Все зависит от смысловой направленности текстов.

     В одной из бесед летом 2005 года на вопрос, "как объяснить использование так называемой "мирной Партией "Хизб ут-Тахрир" слов исламского воинства "...помощь от Аллаха и близкая победа" - мой очередной собеседник-хизбуттахрировец ответил: "В жизни Пророка нет ничего, что не может служить примером. А то, что упоминание нами слов 13 аята 61 суры ставит под сомнение наше миролюбие - ну, что же, каждый волен воспринимать нас так, как мы ему видимся".

     Подобная тактика использования в хизбутовской пропагандисткой индустрии второй части 13 аята 61 суры, призванной укреплять дух исламского воинства, всегда ставила под сомнение утверждение о политической и, якобы, мирной деятельности Партии.
    
Безусловно, используя 61 суру, и автор фетвы (А.Юлдашев) не сомневался, что его приверженцы, читая посланный им текст, сделают соответствующее толкование упоминаемых им 14 аятов, и особенно 13-го. Приверженцы выводы сделали. При этом настолько сильно прониклись значимостью и прозорливостью "исторической миссии" своего лидера, что под страхом разоблачения их планов согласились с его решением начать вооруженную акцию раньше назначенного срока. Но не придумали ничего лучшего, как выбрать 13 мая, проецируя его на приглянувшееся и им число "13".
    
Несомненно и то, что для А. Юлдашева было важно понимание приверженцами и текста 154 аята 2 суры Корана, гласящего: "Не называйте покойниками тех, кто погиб во имя Аллаха. Напротив живые они, но вы не видите этого".

Уточнение - этот аят используется инструкторами террористов-смертников вне зависимости от того, в какой части света их готовят провести смертоносные акции.
   
 Подтверждением того, что А. Юлдашев в преддверии 13 мая 2005 года уже не считал своих приверженцев "мирными мусульманами" являются тщательно подобранные им аяты не только из 61 суры, но и аятов из 4, 9, и 22 сур Корана. Они так же служили ему дополнительным обоснованием в убеждении приверженцев:
     1. осознать благость смерти на поприще жизненного поиска добра и истины;
     2. "сражаться", не теряя единство духа, подобно тем 23 акрамистам, кого он рекомендовал им освободить ночью 13 мая из андижанской тюрьмы в числе прочих заключенных;
     3. увеличивать число друзей путем обращения врага в друга или обретения его благосклонности;
     4. слиться с оппозицией;
     5. привлечь народные массы;
     6. сохранить надежды на появление в нужный момент и содействие международных и прочих благожелателей;
     7. захватывать заложников и "совершать кару над ними".
    
В перечне его указаний присутствует и необходимость проведения переговоров с представителями властей. В тексте фетвы указание изложено прямо и без оговорок: "В случае если любая из этих ситуаций будет иметь место, в дело должен вступить торг и будет целесообразно, и даже предписано, освободить всех друзей. Не введение в дело торга в этом случае будет являться большой ошибкой".
   
"Торг", то бишь переговоры, действительно были начаты утром 13 мая. "Торг" с Президентом Исламом Каримовым и далее с Министром МВД З.Алматовым вел главный исполнитель "высшей воли посланника" А.Юлдашева - его верный амир Кабул Парпиев.

Он же прервал "торг" по указанию своих инструкторов, корректировавших его по сотовому телефону с территории одного из сопредельных с Узбекистаном государств. Подтверждением того, что власти ради освобождения захваченных боевиками заложников и во избежание кровопролития в Андижане соглашались с некоторыми из требований боевика, является следующий эпизод, ранее нигде не освещенный и не озвученный и, кстати, не отрицаемый самим А. Юлдашевым и его сокамерниками.
    
В те утренние часы в Ташкенте он был выведен из камеры и посажен в автомашину, ожидая отправки в Андижан для последующей передачи боевикам. После отказа К. Парпиева от дальнейшего проведения переговоров, А.Юлдашев был возвращен в камеру содержания.
    
Но вернемся к другим особенностям текста фетвы. Боевики- исполнители "увещеваний" А. Юлдашева не использовали пояса смертников, начиненные взрывной смесью и шрапнелью. И сделали это совершенно не из чувства гуманизма. Их духовный лидер изначально исключил из сценария участие смертников, понимая, что в акции 13 мая они прямо обозначат движение "Акромия" в статусе террористической организации. И тогда прощай надежды на политические дивиденды, отбеливающие религиозную основу андижанской акции.
    
Другое дело, сотни бутылок с "коктейлем Молотова", которые они заготавливали днем 13 мая.
     "Ну да, были бутылки, - сказал мне один акрамист летом 2005. - Да, мы готовили их. Но не использовали же".
    
Да, не использовали. Но не по забывчивости, и уж конечно, не из чувства гуманизма. Просто не представился случай. Если бы "коктейль" был расфасован к первым часам ночи 13 мая, то несложно догадаться, чем завершались бы напутствия А. Юлдашева, и сколько обожженных трупов было бы в общей статистике жертв.
    
На вопрос почему "коктейль" не был заготовлен раньше?", все тот же боевик-акрамист ответил мне: "Акция по известным причинам началась раньше намеченного срока".
   
 Добавлю от себя к его словам: Раньше потому, что накануне обстоятельства вынудили изменить намеченные сроки начала акции, соответственно и пункты широкомасштабного плана А.Юлдашева. Кстати, сам автор этого плана (А.Юлдашев) настолько был уверен в его успешном осуществлении, что текст фетвы закончил словами: "Мои внутренние чувства говорят мне: "Дорогие братья! Поздравляю вас".
    
Уточню, до своего поздравления, строками выше, он же, словно провидец, обещал: "...если события ( читай семь выше приведенных пунктов - прим. А.Г. ) дойдут до этой точки, борьба решится в нашу пользу. Ибо скольким малым группам удалось победить, одержать победу над большими группами...".

     Поздравления должны были поступить и от хизбуттахрировцев. Впрочем, поздравления поступили бы не только от них, что невольно вызывает вопрос, сколько еще радикальной "шушеры" может породить зазеркалье?

Ответ на вопрос однозначен и прост: "Много!". Во всяком случае, во всех известных точках мира, где "шушера" проявляет себя, признаков снижения ее активности нет! Напротив - размножается она, но при этом сейчас говорит о своей ориентации на демократию и требует защиты прав. Правда, делают лукавую поправку, "после нашей победы в нашей мировой государственности вы будете иметь отличительные знаки иноверцев".
    
И их мало волнует, что эти знаки "зимий", как тавро для скота. Но это их не смущает, напротив. Ведь в тяге к варварству средневековья у них есть любимые примеры гитлеровских фашистов, украшавших в новейшей истории грудь евреев звездами Давида.

Собственно, положительные ответы на вопрос - сколько радикальной "шушеры" нам еще ожидать, к примеру, в Узбекистане? - социум как-то уже и не удивляет. О возможности появления в нашей повседневности разнородных "увещевателей" от ислама говорят давно. Но это не мешает "увещевателям" из зазеркалья и их приверженцам игнорировать все сказанное о них. В том числе и определение, высказанное самим Пророком: "Признаков лицемерия три - речение лжи, обещание без исполнения, предаваемое доверие".
    
Определение, под которое подпадали многие и многие персонажи из многовековой истории исламской религии. Правда, в сравнении с современными потомками-мракобесами, ЭТИ МНОГИЕ кажуТСЯ тихими ягнятами. В нашей современности мракобесы более изощрены и кровожадны, оттого и достойны в лучшем случае жесткого перевоспитания в местах не столь отдаленных. В худшем - чтобы самых кровожадных из них по публичной путинской рекомендации - "мочить" на поражение в любом месте встречи с ними. Причем, без "рассусоливания" толерантно это или не толерантно. И, не задаваясь вопросами, гуманно или не гуманно, законно или не законно перемещать их по тюрьмам мира, в контексте того, как это делали американцы, вовлекая в этот процесс другие страны.
    
И задаться, в конце концов, вопросом, не аморально ли при наличии ежедневно обновляемой, прогрессирующей статистики жертв террористических актов в мире, подвергать, к примеру, критике американскую администрацию за специальные военные трибуналы для подозреваемых в терроризме?

При этом, основываться жалобой задержанного в Афганистане и направленного в тюрьму Гуантанамо Салим Ахмед Хамдана, телохранителя Усамы бен Ладена, по ментальности не отличимого от знатного международного живодера № 1, однажды давно восставшего из того самого зазеркалья.

Зазеркалья, в котором никогда не будут звучать слова Президента США: "У нас страна законов и власти закона. Эти люди захвачены на поле боя, и они очень опасны. Так что существует баланс между обычной юстицией, типичной системой, и той, которая будет осуществляться в военных судах".
      


Рецензии