Глобализация глава II
Jean-Claude T.
И здравствуй, Мюнхен. Скоро состоится открытие музея современного искусства Брандхорст .Дэмьен Хёрст, смерть и другие будут там представлены. Почему смерть? Потому, что Хёрст патологически её эксплуатирует, но это будет через две недели, а сейчас я хожу по Английскому парку:
Кусочек биосферы, как
субмарина в глубине,
где только холод, мрак,
где так уютно было б мне,
тот летний свежий парк.
Деревья, люди, плоскость
воды ребрится лёгким ветром
и чайки вносят лёгкость
в пейзаж, который километром
простёрся, как штрихом
в красивом душном и большом...
Безлюдно, одиноко и лирично.
И вертикали траекторий,
Как гелий покидая торий
пронзает воздух, вытесняют речь.
И так просторно, романтично.
Ты хочешь ли здесь лечь
и отдохнуть?Нет я хочу веселья в миллионы свеч.
Стоит посетить «новую пинакотеку», «Старую» тоже интересно посмотреть, но сейчас не о ней.
На временной выставке творчества Джона Сингера Сарджента выставлен ряд высоко эстетичных картин, это уже выглядит как-то удивительно, от красоты остался только блеск журнальной бумаги в нашем чего-то ищущем и не находящем двадцать первом веке. Этот американский художник учился в Италии, Германии, Франции, жил в Англии и путешествовал по... В частности «портрет сицилийца» - немолодой мужчина с глубоким взглядом, с не нахмуренными бровями, он похож на казака с его большими, чёрными усами.На другой картине «Девушка удящая рыбу» вода пронизана ярко голубым и синим светом, это не вода Айвазовского, но это впечатление от того дня, когда кроме желания поймать сачком побольше рыбы не было никаких других забот. Мадам Гуатро в чёрном платье изображена необычно — тело во фронтальной плоскости, лицо в профиль, она действительно мадам Х, загадочная незнакомка.
Здесь также можно найти зал Кандинского, он жил когда-то в Мюнхене. На полотне «Двое на лошади» - русский город, тонкие берёзы всадник и его спутница в старомодном русском одеянии, эта картина написана после 10 лет жизни в Германии.
А вот и мистер Рихтховен, вечно сияющий от радости и располневший на баварских сосисках, увидел меня:
-Guten Tag, Жорж! Как Вы доехали?Все прекрасно?
-О, да мистер Рихтховен, всё замечательно, насладился ландшафтами Германии как будто я художник.
-У Вас есть ключи от машины? Дайте мне.
-Держите.
-Желаю Вам удачи, Чус....Ушёл довольный, с ключами от лексуса.
///
Июнь 2009 года, я недавно приехал на поезде в Освенцим, на съёмную квартиру, где я обычно живу и фантазирую новые единицы живописного искусства, которые воплощает, как правило краковский художник Станислав Овильский.
Так и тянется жизнь в поиске чего-то оригинально, это может быть не так сложно, ибо очень многие размышления современные авторы оставляют.Уже подкрался сентябрь, или я, идя куда-то, набрёл на его жилище и зашёл к нему, такому спокойно лежащему на медвежьей шкуре пану, который меня встретил прохладно, но по-доброму.
Я задаюсь вопросами, почему так, что не так и где?Во мне?Может быть мысли текут у некоторых людей, как в ламповом компьютере, где всё просто и хорошо, или в миллиардах транзисторов полупроводников размышления, перетекающие частично в рефлексию или какие-либо переживания о мире, который рядом, то есть о тех, кому мы говорим, и о мире дальнем, то есть о тех, о ком мы читаем, текущие по мультипроводу состоящему из связок менее крупных проводов. И очень важный вопрос, можно ли прочертить прямую линию между маленьким миром вокруг одного человека и большим дальним миром со всей его экзотикой и виртуальностью, надеюсь, что ответ найдётся сам собой. Мне порой кажется, что в моей голове мысли скудны, как в ламповом арифмометре, а часть нет, как в мыслительном процессе, напоминающем по архитектуре многогигагерцевый, многоядерный агрегат.Кажется, что ответ прост, например, если в стране отдельный господин может прикинуться ревизором и сыграть из себя Хлестакова, то можно многое сказать о стране в целом.Но есть ли прямая связь между повествованием моим о том, где я есть и размышлениями о то, где меня нет?
Как соприкасаются культуры?Как взаимодействуют люди разных культурных путей?В этом отношении интересен пример Малайзии, где большинство мусульмане, а меньшинство буддисты, христиане и другие, сочетание монархии и выборов самодержца и всеобщих парламентских выборов, малайский, китайский, тамильский, английский языки.Но это только линия и не самая приятная, несколько экзотичнее выглядят тройные точки цивилизаций такие как Сингапур и Кашмир, причём их отличие огромно и разнообразие культур, в них присутствующих, пожалуй то немногое, что их объединяет.Сингапур гораздо более продвинутый и спокойный регион, только ли из-за урегулированности государственных границ и нейтрального к религиям правительства?Вероятно, что нет. И здесь представляется полезным поискать ответ на вопрос, что такое универсальность культуры в смысле норм поведения и идеалов с одной стороны и искусства с другой, и как это может быть связано.Видимо под универсальностью норм поведения и идеалов стоит понимать лёгкость с которой их принимают некоторые общины и отдельные люди, которые раньше жили иначе.Если речь идёт об отдельных людях, то важно уточнить их возраст, в очень раннем возрасте любой человек восприимчив к новой среде независимо от своего происхождения.Вспоминается хан Мухаммед-Амин, жившим в конце 15 столетия, который с 10 лет был в новой среде довольно долго, но так и не изменил своим корням.Можно привести и противоположенные примеры, но стоит отметить, что опыт эллинизации Македонским, который не был особенно успешен, не совсем применим к нынешнему веку, так как наш мир стал менее вязким, можно сказать, более ликвидным, например нынешние школьники Арабских Эмиратов часто окружены интернетом, туристами, то есть какой-то мировоззренческой альтернативой.
///
Вот я в самолёте смотрю на звёздное небо огней Санкт-Петербурга в которое так хочется окунуться, и скоро я окажусь в этом городе, который должен был быть для меня таким родным, и я бы хотел, чтобы он был для меня таким родным, и который стал для меня таким чужим.
Я поселился в районе, в котором никогда не жил и не учился, неподалёку от Русского музея, кстати сказать, там есть картина Фёдора Васильева «Оттепель», она мне запомнилась особенно, даже грязь там изображена с особым чувством красоты и изящества, может быть красота бывает романтической, или ещё какой, тут и не сказать определённо.
Чтобы познакомиться с владельцем галереи Велосипедова я позвонил его дочери, но я точно не знал, кто она на самом деле:
-Алло, добрый день, Вы Екатерина Велосипедова? Позвольте представиться, Жорж Девилль.
-Да, это я.
-Вы знаете галериста Велсипедова?
-Нет.Где вы меня вообще нашли?
-Мне о Вас рассказали люди добрые и правдивые. Может быть у Вас можно приобрести фортепьяно?
-Может быть и можно, приходите сегодня, Псковская улица, дом...
На самом деле мне не нужно было ни рояля, ни фортепиано, мне хотелось узнать, кто она есть на самом деле, я знал только, что она занимается музыкой и фамилия её происходит от латинского варианта прозвища Быстроногов, а вовсе не от велосипеда.Придя к ней я расспросил, почему она продают свой инструмент, оказалось, что она скоро уезжает в Нью-Йорк и вернётся не скоро, может быть никогда, и что фортепиано марки «Тюмень» досталось её от родственников, а она вообще скрипачка, у нас состоялся примерно следующий диалог:
-Это хороший инструмент, но я боюсь, что не совсем мне подойдёт, старый какой-то, а мне нужно что-то бескомпромиссно хорошо звучащее.
-Действительно, так себе инструмент.Я могу вас познакомить с человеком, который в этой области работает, сейчас напишу телефон.
Она дала мне бумажку и я в первый раз посмотрел в её глаза внимательно, ощущение открытости, как будто душа не боится посмотреть в распахнутое окно, не нуждается в скрытности, а взгляд как-то по-женски лукавый, но не хитрый и не играющий, а органичный, как у кошки.
-О чём Вы думаете?-Сказала она без тени риторизма, а так, как спрашивают, какая была вчера погода.
-Вы были бы хорошей натурщицей.
-Значит, Вы меня нарисовать хотите?
-Да.
-Я буду позировать в платье... в таком, какое было примерно у Марии-Антуанетты.
-По-моему её платья слишком пафосные для Вас, я думаю, что Вам бы больше подошли платья её фрейлин.
-Ладно, уговорил.
-А приходите завтра ко мне, обсудим детали нашего совместного творяйшества.
-Хорошо, куда.
-Аптекарский переулок, дом...
Вот так мы и расстались, уходя от неё я думал о старинной карте мира на стене, лампе с витражным абажуром, запахе хвои, статуэтке Джоанн Сазерленд из полуводного сульфата кальция.
Звонок в дверь, она пришла весёлая, мы стали сначала пить чай, она спросила о том, когда она получит своё платье, когда я буду её рисовать, надо сказать, что рисовал я неумело, в основном для того, чтобы передать свои замыслы.
-Красивое слово «каравелла», а есть грубое, какое-то пиратское слово «шхуна», при этом последнее описывает более эволюционно продвинутый агрегат, чем первое, в этом есть какая-то несправедливость,- стал я пространно рассуждать
-Какая Вам печаль от этого, зовите шхуну хоть арабеллой, хоть каравеллой, хоть изабеллой...
-Это, да; да, я к примеру говорю, вообще всё так устроено, как-то неказисто.
-И Ваше жилище тоже, как я посмотрю, довольно неказисто устроено,-сказала она небрежно улыбаясь.
-Я сюда только что въехал, а вообще моя жена обустраивает хату, а сейчас она в Чикаго, изучает искусство коренных народов Америки.
-Значит, Вы женаты, как-то даже удивительно.
-Приехал как-то студен в Кембридж, поступать, проходит собеседование, его спрашивает профессор: «Вы знаете, кто-такой Вильгельм Завоеватель?»
Он говорит: «Нет, не знаю.»
«А Вы знаете, кто такой Оливер Кромвель»
«Не знаю»
«Вы знаете, кто такой Наполеон?»
«Знаю, это человек, который в молодости косил под битников, и поэтому отращивал волосы.»
«А Вы сами откуда будете?»
«Из Ньюкасла»
«А что у Вас акцент такой странный»
«Я из штата Новый Южный Уэльс»
Профессор вздыхает и говорит: «Бросить всё и уехать в Ньюкасл».
-Это называется дауншифтинг.
-Вам это не нравится?
-Почему же?
-А зачем в Нью-Йорк собираетесь?
-Это ничего не значит, это всего лишь перемещение, туда где лучше, это не значит, что у меня будет меньше времени медитировать, или что мой репертуар станет хуже, нет.
-Предлагаю, прогуляться по саду...Вам так идёт этот белый берет.
Мы гуляли по саду, окружённые зелёной с прожелтью лиственной архитектурой.
-Знаете, Катя, я смотрю вокруг и думаю, как это выглядит на старых снимках фотоаппарата «смена», чёрно-белых.
-У вас была «смена»?
-Нет.
-Вам чего-то не хватает... Для счастья. Вы счастливы?
-Может быть, мне стало чего-то не хватать, может быть есть люди, которые как рыбы вылезают из воды и пытаются научиться дышать воздухом, ползать по суше.
-А раньше Вы были только рыбой, и почему-то решили выползти?
-Нет, в юности было много планов, амбиций, но они задыхались, часто из-за моей неспособности что-либо изменить, и обрёл счастье только тогда, когда стал жить в Освенциме.
-А сейчас что так, что-то изменилось в последнее время, значит, в ваших глазах я рыба, которая не хочет вылезти на сушу, это такая метафизическая метафора?
-Вы загадка, поэтому к Вам это не относится.
-Ладно...Мне на ум пришло сейчас: Как полёт чайки над лесами Норвегии, над гребнями океанских волн.Знаете, когда я была в Норвегии мне пришла мысль, что как странно, водопады не самые высокие и не самые широкие и в то же время самые красивые, там настоящее счастье.
-А я никогда не был в Норвегии, но мне кажется, что это рай, ибо там есть деревянная архитектура, сделанная с душой, как в древней Руси, фьорды, каменные как набережные Петербурга и демократия, как в мечтах русских западников...
Может быть, я похож на человека, который смотрит на Луну в оптический прицел.
Я иногда боюсь, что во мне может совместиться два персонажа: дядя Ваня и профессор Серебряков, вдруг окажется, что я 25 лет жевал чужие мысли, а потом сам в себе жутко разочаровался.Мне как-то приснилось, что я еду вверх по горной дороге на гоночном автомобиле Ламборджини, ехать дальше нельзя, я иду пешком, нет сил, дорога под толстым слоем снега, мало кислорода, я падаю...
Так мы гуляли и разговаривали, договорились встретиться послезавтра.
-Привет,- она приехала на красной машине Шевроле Корветт 1983 года выпуска.
-Привет, это твоя машинка?
-Не моя, для меня слишком расточительная, я поеду сегодня в загородный дом, если хочешь присоединяйся.
Я ехал со скорость 60 км/ч, быстрее нельзя.
-Я подумал о том, что только то общество, где несколько размыта моральная грань может как-то развиваться, например, полная ясность оценок преступлений при талибах сопутствует полному общественному болоту.
-Отлично, только не надо рассуждать про смертную казнь.
-Так сложно писать стихи, особенно когда осознаёшь, что они ничего не стоят по сравнению с холмами и облаками, похожими на овец, Шотландии.
-И с овцами, похожими на облака.
-Слова идентичны, только меняется их порядок, который не всегда может измениться радикально, чтобы не получилась бессмыслица, заезженные метафоры с дождём, обращение к сердцу, рассуждения про одиночества, сколько в этом повторов, а в живописи каждый штрих уникален, даже написанный в одной манере закат может сильно отличаться, можно в него вложить больше или меньше гармонии,-рассуждал я.
-У меня ощущение, что Вы недовольны безразличием мира к Вашей личности, в то же время, являясь частью этого мира, также безразличны к другим.
-Может быть, но я не хочу, чтобы я казался таким.
-Разве плохо казаться таким, каким являешься?
-Когда кажешься не тем, что ты есть, легче меняться...
В конце пути была грязная просёлочная дорога, которая не до конца высохла после дождя, кое-как проползли по ней, выходя из машины я заметил надпись на заборе: «Густав Малер — антисоветский композитор».
Свидетельство о публикации №211080701021
(Жаль, что я - скованная и зачарованная радостью, не буду Вам интересна. Но это так, несущественно.) Родился образ: коллаж из коллажей. Или калейдоскоп коллажей?
Анна Гриневская 31.07.2015 15:56 Заявить о нарушении