Один день в Севастополе. рассказ

                ОДИН ДЕНЬ В СЕВАСТОПОЛЕ

Когда отец узнал, что я ушел со «стройки», он был рассержен.
- Куда ты теперь пойдешь? Где ты сейчас найдешь другую работу? – кричал он.
- Найду, - ответил я, хотя понимал, что отец прав. Найти так просто в нашем поселке другую работу было нереально.
Мать потом посоветовала:
- Поезжай в Севастополь, может быть, удастся там устроиться на завод.
Дело в том, что в Севастополе были старые друзья моих родителей, бывшие «сослуживцы». Они жили в районе Малахового кургана. К ним на квартиру я и заявился на следующий день.
Приняли меня радушно и посоветовали обратиться на рядом находившийся Морзавод.
В отделе кадров завода я был встречен благожелательно.
- Действительно, - сказали мне, - молодые ребята нам нужны.
- Но сколько тебе лет? - спросил инспектор.
- Семнадцать, - правдиво ответил я.
Настроение у инспектора заметно изменилось.
- Мы тебя не возьмем, - неожиданно сказал он.
- Почему? – удивился я.
- Потому что через полгода тебя заберут в армию, а нам, чтобы тебя допустить к станку, нужно еще несколько месяцев обучать. Так что посуди сам, какой интерес нам тебя брать.
- Что же мне делать? – удрученно спросил я. – Может быть, вы мне что-нибудь посоветуете?
- Нет, парень, в нашем городе тебя не возьмут ни на один завод, разве что на стройку, - прямо сказал инспектор. – Отслужишь в армии и приходи к нам, мы тебя возьмем с удовольствием.
Было ясно, что инспектор прав, но такая перспектива меня, конечно, не устраивала.
С отвратительным настроением, понимая, что мне придется возвращаться домой, я вышел из заводоуправления и побрел к Малаховому кургану. Там на площади был деревянный пивной ларек, у которого толпилось несколько мужиков. Подойдя к ним, я занял очередь за каким-то молодым парнем. Мы взяли по кружке пива, и отошли в сторону. Парень оказался моим ровесником. Он учился в каком-то ПТУ.
- Ты откуда? - спросил он.
- Из Гурзуфа.
- А что здесь делаешь?
Я ему рассказал о своей неудаче.
- Приходи к нам, – предложил он, - у нас, как раз, идет дополнительный прием.
- Я подумаю, - мне было сейчас безразлично. – Может быть, завтра зайду.
После того, как мы выпили по второй кружке, он предложил.
- Давай, погуляем по городу. Ты когда был здесь последний раз?
- Шесть лет назад.
- Ну, сейчас город совсем другой. Я тебе покажу много интересного.
- Пойдем, - согласился я. Мне все равно до вечера делать было нечего.
- А деньги у тебя есть? – спросил мой новый приятель.
- Да нет, с собой не так уж много.
Я не сказал ему, что мы находимся рядом с домом моих знакомых.
- Ладно, - небрежно бросил он, – что-нибудь придумаем.
Мы почему-то пошли не вниз к вокзалу и к центру города, а углубились в улицы, прилегавшие к Малаховому кургану. Это была окраина города, застроенная, в основном, частными домами. Но среди них попадались каменные многоквартирные дома в два-три этажа, очевидно недавно построенные.
Когда мы подошли к одному из таких домов, мой приятель мне сказал:
- Это дом, в котором я живу с матерью. Но она никогда не дает мне ключ от квартиры, потому что мы с ней в плохих отношениях. Ее сейчас дома нет, она должна быть на работе. Ты поднимись на второй этаж, позвони в дверь квартиры. Если она вдруг откроет, спроси меня. Если никто не подойдет, возвращайся сюда.
- Хорошо, - ответил я, - не обратив сначала внимания на то, что он не назвал номер квартиры. Я без труда вычислил квартиру и на мой звонок никто, действительно, не ответил. Подойдя к приятелю, я сказал ему об этом.
- Ничего, я знаю, где у нее лежат деньги. Сделаем так. Видишь вон то окно, которое открыто. Когда я залезу в это окно и махну тебе рукой, заходи в подъезд и подходи к двери квартиры, я тебе открою.
Он забрался быстро по дереву на уровень второго этажа и по узкому карнизу влез в окно. Было видно, что он проделывает это не впервые. Я подошел к двери, которая уже была открыта. И оказался внутри обычной двухкомнатной квартиры. Мой приятель передвигался по ней  уверенно, однако деньги он искал довольно долго. И почему-то не ответил на мой вопрос:
- Где твоя комната?
Когда я ему предложил, зайдя на кухню: «давай, поедим немного», - он крикнул из комнаты:
- Некогда, поедим в городе.
В конце концов, деньги он нашел, ничего больше не взяв.
Мы захлопнули дверь квартиры, и вышли на улицу. Мой приятель был в возбужденном настроении.
- Ну, теперь мы можем погулять, - весело воскликнул он.
Мы отправились в центр города. Севастополь, действительно, с 1955 года, когда я его увидел первый раз, очень изменился. Почти полностью был восстановлен центр: улицы, площади, дома. Работали магазины и кинотеатры. Несмотря на то, что день был рабочим, повсюду было очень много людей. Преобладали, конечно, черный и голубой цвета формы офицеров и матросов, которые строем и по одиночке заполняли улицы города. Казалось, что в городе мужская часть населения только военная. В этой уличной среде я ощущал себя кем-то посторонним, случайно здесь оказавшимся.
Мы прошли по улице Ленина к Приморскому бульвару, затем по Большой Морской подошли к Историческому бульвару и поднялись на холм. Открывшаяся панорама города была потрясающая. Мы долго сидели на бруствере бастиона и разговаривали.
Потом мы покупали мороженое и всякую съестную мелочь. Наконец,  зашли в один из гастрономов на Большой морской, в котором я впервые попробовал черный кофе… с коньяком. Оглядывая небольшую кампанию за несколькими столиками-стойками зала, я понял, что этот напиток весьма популярен среди местной молодежи. Мой приятель предложил мне пойти в ресторан. Но, уже заподозрив неладное, я отказался. Это ему не понравилось и настроение у него явно испортилось.
Я уже догадался, что в той квартире, в которой мы побывали, он не живет, хотя, возможно, он в ней бывал или она принадлежит кому-нибудь из  знакомых. Чувства мои по этому поводу были весьма странные: с одной стороны, я понимал, что произошла заурядная квартирная кража, но, с другой, обыденность случившегося вызывала ощущение какой-то нереальности. Казалось, что этого со мной произойти не могло.  У меня было такое впечатление, как будто я видел себя на экране, сидя в зале кинотеатра. Говорить об этом с моим приятелем я   не хотел не потому, что я  боялся этого симпатичного и щедрого парня, а потому что не хотел узнать, что он – вор.
Мы распрощались достаточно сдержанно, хотя договорились, что завтра встретимся, чтобы пойти в его ПТУ. Но я уже принял решение, что уезжаю в Гурзуф.
Выйдя из троллейбуса на остановке «Матрос Кошка» у Морзавода, я  неожиданно услышал, что заговорил радиорепродуктор, который, оказывается, был подвешен  на столбе. Все находившиеся на остановке тоже удивленно подняли головы и … насторожились.
- Внимание всем! Работают все радиостанции Советского Союза! Через несколько минут будет передано важное сообщение…
Повторив несколько раз это предупреждение, комментатор сообщил о запуске космического корабля с Юрием Гагариным на борту.
- Советский человек в космосе! Ура! – кричали все вокруг меня.
 Было 12 апреля 1961 года.
Севастополь,  2004.


Рецензии
Очень интересно!) Реалистично так. Словно на машине времени я перенеслась в прошлое... Прогулялась по улочкам возле Малахова кургана... В те годы в одном из домов на улице Розы Люксембург жил мой отец, молодой, бравый морской офицер... И еще 8 лет оставалось до его знакомства с моей мамой...

Ольга Валериевна Андреева   11.07.2018 20:36     Заявить о нарушении
Спасибо за ностальгию!

Михаил Колесов   17.11.2018 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.