Игорь Смысловский - мемуары артиста Глава 43

   Улыбки не покидали возбужденные лица, по которым непринужденно стекали слезы счастья. Красная площадь была переполнена предельно. Могучая гармония большой эмоциональной силы звучала в радостном вопле людей.
  Людей в военной форме крепкими объятиями целовали и, по русскому обычаю, качали на руках, а инвалидов торжественно, осторожно поднимали на руки.

    Равнодушных не было и не могло быть. День, о котором мечтали и ждали четыре года, пришел.
Доброе любвеобильное сердце Марочки надрывалось от счастья. Она стала еще красивей. ЕЕ прекрасные глаза во всю свою бесконечную ширь улыбались.  Счастье было через них заглянуть в ее душу, где всегда теплилось добро. Да, "Добро" с большой буквы. Этотдрагоценный дар принадлежал ей пожизненно.

   Долго в этот день бродили мы по Московским улицам до позднего вечера, когда наблюдали восхитительный победный салют.

    А на завтра снова трудовые дни, но уже в новых прилагаемых обстоятельствах. Все люди и мы, конечно, переспективно смотрели в будущее и строили планы. Годы были еще относительно молодые и, естественно, заполнялись мечтой.
 И еще раз права Серафима Бирман не только для роли нужна мечта и в жизни человеческой она тоже является действующей и направляющей силой.

  Пока человек мечтает, он живет. И дурно становиться, когда мечта прекращает свое существование и остается вместо нее скромное желание довести свой путь до предписанного конца в благоприятных условиях.

   И так, творческая мысль освободилась от зуда войны и совместно с востановлением бесконечных разрушений в стране начала активно действовать во всех напрвлениях мирной жизни.
В доме актера состоялось широкое обсуждение нашего спектакля "Памятные встречи". Подробным, очень интересным докладом о нем открыл мероприятие критик Евгений Сурков. Впоследствии он занял должность завлита во МХАТе.

   Кроме содержания, доклад был интересен по форме. Сурков обладал необыкновенным даром красноречия. Как это говорится у Островского "Словасловно бисер....".  И все это легко, увлеченно и критически умно.
Потом был еще ряд выступлений с положительной оценкой спектакля. Я остался доволен этим обсуждением, которое дало мне импульсный толчок на дальнейшее углубление моей роли.

     А в театре я начал приобретать устойчивое положение. Уважение и любовь к руководителю театра Н.В. Петрову росло у меня с каждым днем. Необыкновенными качествами обладал этот человек.  Преданность театру, любовь к актеру, создали ему неоспоримый авторитет. Он был уважаем и авторитетен, а без этого не может быть полноправного руководителя. Без театра он не мог жить! Создавалось впечатление, что он не уходит из театра. Чуть ли не ежедневно можно было его видеть и в зрительном зале, и за кулисами.  Такого отношения к своему детищу я не видел до и после периода совместной работы с Петровым, а теперь для меня совершенно ясно, что не увижу никогда.

   Помню, как он радовался, когда в спектакле "Хижина дяди Тома", поставленным им совместно с Яшей Кракопольским, я для полноты острохарактерного персонажа (темная личность Диркс) придумал и сочинил для себя песенку. Роль эта далась мне как-то без особых трудностей. Играл ее с удовольствием и, если можно так выразиться, в стиле жонглирования.
Грим, как правило, придумал сам и сделал его только с одной наклеенной деталью - кошачьи усы. Остальное краски. А дальше наступил очень существенный момент в моей актерской биографии.

 На фото - И.А.Смысловский в роли


Рецензии