Воспоминания о чтице. Фрагмент 7

      

                В О З Р А С Т Н Ы Е  Г Р А Н И Ц Ы



        Люди из моего ближайшего окружения изумлялись нашей дружбе. Я слышала наставительные реплики: "Найди себе кого-нибудь ПОМОЛОЖЕ"! Одна ОЧЕНЬ БЛИЗКАЯ К НАШЕЙ СЕМЬЕ женщина, ровесница моей мамы, объяснила мои отношения с Риммой Петровной ДЕФИЦИТОМ моего общения с людьми. (Этот разговор происходил в девяносто седьмом году, когда мне было 45 лет). Если бы она захотела в тот момент ПРИСЛУШАТЬСЯ к моему внутреннему голосу, то, несомненно, поняла бы свое заблуждение -- тем более, что по образованию она была ФИЛОЛОГОМ и, казалось бы, могла проявить естественный  -- даже профессиональный -- интерес к разнообразию человеческих контактов.
        В свое время те же представители СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ твердили мне, что основанием для прочной дружбы является прежде всего ОБЩНОСТЬ УСТРЕМЛЕНИЙ...
        Но у меня и так были подруги -- ровесницы и более молодые. Одна из них -- Ольга И. -- талантливая поэтесса, к тому же еще способный инженер, человек, незаурядный во многих отношениях, наделенный великолепным лирико-философским и сатирическим даром, чувством юмора, работала со мной в одном зале. После того, как она сменила место работы, мы стали общаться реже. И Ольга нашла замечательную форму диалога -- писала мне длинные содержательные письма, которые дополняла своими стихами...
        Я гордилась тем, что меня призывают к доверительной беседе -- ведь такое обращение свидетельствовало о желании ПРОДОЛЖАТЬ нашу дружбу, основанную на высоком взаимопонимании, и мне приятно было, что я небезразлична такой одаренной натуре, как Ольга... Но когда я захотела поделиться этим с той самой женщиной-филологом, то последняя нашла письменную форму общения противоестественной! Такой подход показался мне оскорбительно формальным, и я, конечно, запротестовала всем существом: разве истинная дружба заключается только в СОВМЕСТНОМ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИИ? 
        Но все-таки в одном моя старшая оппонентка была права: мы с Ольгой встречались крайне редко, и то по моей инициативе. Почему же тогда и по телефону, и при встречах мы не могли наговориться?! В моих чувствах возникало смятение, но в итоге я продолжала верить, что интерес моей младшей подруги Ольги И. был неподдельным.
        Я вовсе не хочу сказать, будто я не признаю совместного времяпрепровождения. Более того, я активно воспринимаю такие мелкие радости бытия, как собрания родственников и друзей в гостях -- с застольем, где можно и ПОГОВОРИТЬ на общие темы, и проявить остроумие, и продемонстрировать КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО и, конечно же -- КРАСИВЫЙ НАРЯД; с танцами под "ритмичную музыку", которую НЕ ВСЕГДА хочется СЛУШАТЬ, но под которую можно ДВИГАТЬСЯ; а главное -- с СИМПАТИЧНЫМИ НАМ ЛЮДЬМИ, в общей доброжелательной атмосфере.
       
        Например, наша семья дружила с еще одной семьей, состоявшей из трех человек. Хозяева были инженерами обычного невысокого достатка. По торжественным случаям они приглашали нас всех четверых, а также своих ближайших родственников, друзей, и в результате за столом оказывалось ТРИ ПОКОЛЕНИЯ! Среди гостей были умные, творческие люди. Всем было интересно в такой компании*. А подружили нас всех самые младшие представители семейств -- хозяйский сын и мой брат**, некоторое время учившиеся в одной школе. Они сошлись в третьем классе; вскоре контактировать между собой стали наши родители. Близкие отношения наших семей длились до самого ухода из жизни представителей старшего поколения. И мы, оставшиеся в живых, всегда будем помнить этих достойных людей -- ДРУЗЕЙ НАШЕГО ДОМА.
        В то же время всю жизнь пользоваться ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ моих родителей, не имея СВОЕГО КРУГА, было бы принуждением. Так же "искусственно" было бы искать "просто НОВЫХ ЗНАКОМЫХ" для себя. Ведь уже к 15 годам у человека складывается СВОЙ МИР, СВОИ СТРЕМЛЕНИЯ; а к 20 годам появляется уверенность, создается ВНУТРЕННИЙ РЕЗЕРВ на основе прочитанного и пережитого -- тот резерв, которым хочется поделиться с себе подобными. И в различных компаниях знакомых, родственников, домашних друзей -- в тех компаниях, где люди собираются для ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ, а не только ради БЕЗДУМНОГО ВЕСЕЛЬЯ, я почти всегда находила собеседника для диалога о ВОЗВЫШЕННОМ.
        Но, кроме отдельных подобных эпизодов, у меня постепенно образовывалось свое -- ЛИЧНОЕ -- человеческое окружение.
        И вот, в моей жизни появляется НОВЫЙ человек -- чувствительный, стремящийся к самовыражению, увлеченный, как и я, классической поэзией, с которым у нас, к тому же, общие обиды на общего театрального руководителя... Зачем же ИГНОРИРОВАТЬ стремление такого человека сблизиться со мной? И стоит ли обращать внимание на большую разницу в возрасте -- нужен ли кому-нибудь этот БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕЗДУШНЫЙ формализм?!



        *На фотографиях слева: Наталья Шилова (17 лет) со своими родителями в гостях у друзей семьи. (Крайняя слева -- хозяйка дома). Снимок относится к концу 1969 года.
        **На нижнем снимке справа -- родной брат Натальи (Михаил, 22-х или 24-х лет). Этот портрет снят в первой половине 80-х.
 


Рецензии