Аланды

АЛАНДЫ



Аланды называют по - разному.
«Жемчужиной  Скандинавии», так  ка это уникальный  архипелаг,  состоящий  из 6500 островов и шхер, в  самом  сердце  Балтийского моря.
«Государством  в государстве» - так  как Аланды- единственная  губерния  Финляндии,  обладающая внутренним  самоуправлением и  имеющая своё гражданство, свой  парламент, своё правительство, свой  флаг  с 1954 года, свои почтовые марки с 1984 года и  регистрационные номера на  автомобилях.
В двуязычной  Финляндии Аланды   являются  исключением и  имеют один  официальный  язык -шведский.
Несмотря на это,  в гостиннице, музеях и ресторанах нас  любезно  обслуживали на финском  языке, которым  обслуживающий  персонал неплохо владеет,  учитывая большой наплыв  финских туристов.

«Острова мира» - благодяря особому статусу Аландских островов- демилитаризованному и нейтральному, об этом  чуть позже.
«Остравами миллионеров» - в  шутку, хотя  шутка близка  к истине.
На многочисленных пристанях архипелага пришвартованы красавицы-яхты, их так много, что кажется, каждый  аландец является не только  владельцем острова, но и  обладателем шикарной  яхты.
На гостевых пирсах развиваются немецкие, шведские, французкие, датские и  финские  флаги.
Острова  привлекают  многочисленных  туристов своей гармонией с природой, неповторимой  красотой морских  пейзажей, отличной рыбалкой,  историческими  местами  и хорошим  сервисом.
На  островах проживает всего около  25 тысяч аландцев, количество же  посещяющих Аланды туристов - около полутора миллиона.

Сама поездка на Аланды - маленькое, но  приятное приключение.
Паром пришёл в порт в  четыре  утра, самое  время  для  сладкого  сна, но город полон  молодежи,  северная  белая ночь - самое время для гуляния.
Устроившись на  ночлег  для короткого  отдыха,  утром мы продолжили  знакомство  с  островом.
Карты  архипелага и  нужную информацию можно  взять на  заправках, в  кафе,  гостинницах, которых на  острове  много, и  даже просто на  пешеходной  улице - здесь все для  туристов.
Изучив  маршрут, мы  отправились в замок короля Швеции  Густава Вазы,  Кастелхолм,  в котором в 16  веке была  его охотничья резиденция. Замок расположен  на  высоком холме. 
Взору  открывается  величественное  строение, местами разрушенное, но  бережно  сохраненное  внутри.
Нам повезло, как раз  в эти  дни  там проходили  традиционные  дни Густава Вазы.
Во дворе замка проходил турнир викингов.
Всадники, одетые  в  стилизованные древние доспехи, состязались  в ловкости   и  умении  владения  копьём.
Многочисленные  зрители дружно поддерживали самого  удачливого и ловкого всадника, самую  быструю лошадь. Зрелище получилось красочное и незабываемое, была  воссоздана  картина прошлой жизни, во дворе замка гуляла  королева Катарина, воины и  знатные дамы, охрана и  юный  шведский король.

Сделав на память  снимки, продолжили   знакомство с  Аландами.
В том же направлении находится  крепость Бомарсунд, куда мы  и  отправились, сверяя дорогу  с  картой и  любуясь великолепными морскими  видами,  ухоженными  полями и лебедями на  внутренних  водоёмах.
Читаю путеводители и смотрю  по  сторонам- за  короткий отпуск надо  много  успеть  и уловить.

Стратегическое значение архипелага, расположенного между  Швецией и Финляндией, послужило причиной борьбы  за него двух империй - Швеции и России.
Первый  раз русская  эскадра ненадолго заняла принадлежавшие  шведам Аланды после победы в Гангутском  сражении.
В 1809 году острова  вновь  вошли состав Российской  империи - до 1917 года.
Во  время  Крымской  войны, в 1854 году, недостроенная  крепость Бомарсунд приняла на  себя удар англо-французских войск, крепость  взорвали  при помощи 20 тысяч килограмм пороха, пленных русских  солдат  отправили в Англию и Францию.
В 1856 году Парижским мирным  договором Аланды  были демилитаризованы путём одностороннего  обязательства русской  стороны. Когда в 1921 году Лига Наций определяла государственную принадлежность островов, она подтвердила  демилитаризацию Аландов и одновременно дала им  нейтральный статус.
Граждане, обладающие правом проживания  на  островах или переехавшие  до достижения  12 лет, освобождены от  воинской повинности.
Начало расцвета Аландов местные жители до  сих пор связывают  с теми  днями, когда  на  островах появились  русские.

Мы  подъехали  к  развалинам некогда  грозной  крепости.
Главный  форт был  основным и самым большим сооружением  крепости Бомарсунд и  самым  крупным  строением, когда либо  воздвигнутым  на  Аландских  островах. Форт был построен в  тот период, когда архипелагом  управлял  военный комендант и  основу  общества составляли  военнослужащие. Являясь укреплённой  казармой аландского  гарнизона и самым  западным  форпостом Российской  империи, главный форт был символом  царской  власти на Аландах.

И, если  главный  форт когда-то  символизировал авторитет Российской империи на Аландах, то его руины  в настоящее  время символизируют демилитаризованные и  автономные  Аландские  острова.

Разрушенная  крепость Бомарсунд расположена в живописном месте, привлекает  массы  туристов, и  что приятно  удивило -  есть информация  и на  русском  языке,  что дало  возможность  узнать историю  крепости, героической  обороны и русских  воинах, оставивших  память  о  себе.
Погуляв по историческим руинам, продолжили путь дальше.

Первый день пребывания на  острове  был  насыщен  впечатлениями,   теплый летний  день и длинный  светлый вечер способствовал приятному путешествию,  и переехав по небольшому  мосту на другой  остров, мы  оказались возле  смотровой  вышки, расположенной  на  высокой  гранитной скале. Место привлекает   туристов  тем, что  на  самом  возвышении находится  кафе  с шикарными  морскими  видами. Чашечка бодрящего кофе и мы  готовы на  штурм  смотровой  вышки. Пять  лестничных пролётов по  скрепящим  ступенькам и мы  на  самом  верху,  на  смотровой площадке, откуда  открывается  потрясающий  вид на  маленькие  острова, белые яхты и  вечерний  закат. Морской  ветер на  самом верху  слегка  пошатывает   деревянное  строение, и хотя  оно  выглядит надежно, ощущения от покачивающей вышки подгоняют к  спуску.
Как  оказалось - место это тоже  историческое - именно здесь проходил  «путь из  варяг в  греки», а в 18  веке отважные гонцы доставляли почту из Петербурга  в Стокгольм.

Ближе  к ночи,  уставшие, но довольные, мы  вернулись  в  отель, оставив    на «десерт» музеи, столицу Мариенхамн и  многое  другое.

Утром, сытно позавтракав, отправились на городскую пристань,  полюбоваться  красавицами -яхтами, подышать  морским  воздухом  и  спланировать день  так, чтобы  успеть охватить самое интересное.

Безусловно, сам город Мариенхамн,  является  главной  достопримечательностью  архипелага.
История  города тесно связана  с историей  России. Заложили  город при Александре II в 1861 году и назвали  в честь  его  супруги, императрицы Марии Александровны, «Порт Марии». В городе проживает чуть более  десяти тысяч человек. Здесь  много  зелени и за это Мариенхамн  называют городом  тысяч лип. Тенистые  скверы и парки создают  уют и  неповторимую  атмосферу спокойствия и  комфорта.
В городе  много  туристов, на пешеходных  улочках можно  услышать немецкую, французскую, шведскую и, естественно, финскую   речь.
Для полноты  ощущений мы  арендовали  открытую  машину  ярко-желтого  цвета неизвестной марки, и  как оказалось, в  сомнительном  техническом  состоянии, что, впрочем, не помешало использовать ее по назначению.
Проехав  по  окрестностям города около  ста километров, совершили обзорную экскурсию
«с  ветерком»,  осмотрели несколько  старых  храмов, посетили  краеведческий  музей, проехали по побережью и  улочкам  города и, наконец,  остановились  у пристани, где находится едва ли не  главная  ценность города- музей- парусник «Поммерн».

Его  история  заслуживает  отдельного внимания и  повествования, поэтому, исследовав судно  вдоль и поперёк, осмотрев  массу экспонатов, заглянув  во  все  укромные  уголки и имея представление  об  увиденном, смею  донести  свои  впечатления  и  до  читателей.
Итак, знаменитый парусник был спущен  на  воду в 1903 году в Глазго.  Его размеры  впечатляли - длина 95 метров, ширина 13, глубина  7,5 метра, высота верхней мачты - 50 метров.
В 1906 году корабль поменял  своё название  и обрёл имя «Поммерн». 
Это был грузовой парусник, который  ходил из Европы в Южную Америку, перевозя различные  сельскохозяйственные грузы, зерно. Плавание  длилось около  ста  суток.
1908 год стал для  парусника несчастливым. На обратном пути  случился пожар, потом   судно попало  в  страшный  шторм, пропали  два матроса.
За  всю историю  морских приключений «Поммерн» потерял  всего пять  человек  команды.
В 1923 году  у парусника  снова поменялся хозяин, им  стал Густав Эриксон, житель Аландов.  Корабль начал ходить  в Австралию, перевозил так же  древесину  в Южную Африку.
В 1939 году начался последний  рейс  «Поммерна».
После разгрузки в порту Англии судно  взяло  курс в родной порт Мариенхамн, и  едва  успев к началу  второй Мировой войны, встало на  якорь.
В 1944 году  его  отбуксировали в  Стокгольм и  использовали под  зерновой  склад.
После того, как был заключён мир между Финляндией и Россией, парусник, гружёный зерном, отбуксировали  в Турку и затем, в родной  Мариенхамн. 
К тому  времени «Поммерн» уже не мог  самостоятельно ходить под парусами, требовался дорогостоящий ремонт, поэтому судно оставили  стоять  в порту.
В 1947 году, когда хозяин  судна  скончался, парусник  выставили на продажу, но покупателей не нашлось. В 1952-53 годах  дети Эриксона решили подарить  парусник  городу.
В настоящее  время  «Поммерн» воссоздан в своём  первоначальном  виде и  является  единственным  в мире парусником такого  класса, ведь на  нем никогда не было ни одного мотора, ни одной  лебедки.

В 2003 году  «Поммерн» отметил свое  столетие. Он находится  в хорошем  состоянии и привлекает  тысячи туристов. В трюмах бережно  разложены  экспонаты, личные  вещи  отважных  моряков, на  судне постоянно  ведутся профилактические работы.
Старый  парусник является истинным  украшение города, символом морского духа аландцев.

Получив приятные  впечатления от прошедшего дня, сделав снимки на память и погуляв  по  пешеходным  улочкам  в самом центре города, купили  на память  сувениры и отправились  в порт.
Наше  маленькое летнее путешествие подошло  к концу,  в лучах вечернего заката на морском  горизонте  уже появились огоньки приближающего «Викинга» и уже  скоро мы отправились в  обратный  путь, домой, в Финляндию.


2005
Ювяскюля.

Статья  была напечатана  в журнале «Мозаика» в  2005 году.


Рецензии