Город Глава1 Люди 2 Надежда Воейкова

- Вопрос на засыпку, кто написан на картине Крамского? - Агеев показывает на стену и ребята с интересом всматриваются в черты лица девушки с картины "Неизвестная".
- На мою тётку похожа, - неуверенно говорит один.
- И на мою маму,- пытается спорить другой.
- Вот, - горделиво перебивает ребят старик, - что и требовалось доказать. Типичное лицо осколянки.
 Мне нравится с какой любовью А.И.Агеев произносит это слово "осколянка". Город наводнён
приезжими, которые с презрением говорят: "БЕлгородская область, оскольчане". В то время, как наша область БелгорОдская и мы осколяне. В принципе, я ничего плохого не вижу в великом переселении народов, но почему-то каждый приезжий считает себя пупом земли, и всё ему здесь не так, и всё не хорошо, вот там, на его родине, всё было чудесно, если бы не те, да не эти, из-за которых пришлось уехать. Люди не хотят понимать, что пока они не адаптируются - они гости и обязаны уважать хозяев. Куда там, столько презрения и скептицизма к аборигенам, что местные стремятся ретироваться и куда-то уехать, сбежать с насиженных мест под этим напором негативной энергии приезжих. Нет пророков в своём отечестве. Морщат носы: де город ваш провинциальный, до нас у вас свиньи по улицам ходили, асфальту вы и не нюхивали и о нём не слыхивали. Мы вам тут многоэтажек понастроили, что бы вы без нас делали?
 Агеев потерял зрение на войне, контузия. После фронта возглавил общество слепых и с головой погрузился в краеведение. Писать не мог совсем, слова путались, мешались, не ложились в строку, а вот рассказывал изумительно.  Ребята, в основном неусидчивое хулиганьё, слушали его, раскрыв рты:
 - Крамской родом из Острогожска. В юности работал в Осколе ретушером в фотографии.Полюбил наш город и часто заезжал в последствии. Однажды зашёл в мастерскую Герасимовых, там резчики по дереву трудились над ликом Христа.
Один из подмастерьев показался художнику странным, всё время отворачивался, а лицо такое нежное, прям девичье, да и рубаха как-то уж слишком ладно сидела на нём. Понравился резчик Крамскому,  он и сделал несколько набросков карандашом с этого ученика. На все вопросы, кто таков, Герасимов лишь усмехался хитро в усы.
Каждый день наведывался художник в мастерскую, пока ученик таинственным образом не исчез, перед этим выпросив у Крамского один из рисунков. Через три зимы художник в Петербурге в одном из светских салонов увидел красивую женщину, лицо которой показалось ему удивительно знакомым. "Надежда Воейкова," - представилась незнакомка. На бурные удивления Крамского, почему это незнакомый человек кажется ему родным и близким, Надежда рассмеялась и показала художнику  набросок подмастерья. Знала, что художник будет на этом вечере и заранее подготовилась.  "В женском обличье вы краше", - сказал Крамской. На комплимент Воейкова только расхохоталась: "Мы только боремся за эмансипацию, пока женщинам не разрешается рисовать, а уж тем более вырезать лик Христа. Нам до равноправия ещё ой как далеко" Молодая художница попросила Крамского дать ей несколько уроков в написании портрета. Художник согласился лишь на том условии, что она станет натурщицей для его новой работы. Крамского критика обвиняла в том, что он не умеет писать красиво, отсюда и мужики на его портретах. Чтобы доказать клеветникам, что портрет красавицы ему так же по плечу, как и мужика в рваном тулупе, художник и задумал новый портрет. Но натура как-то всё не попадалась нужная. Эта встреча  помогла ему создать не петербургскую гордячку, а свою землячку. Сначала Крамской подписал свой портрет, а потом передумал, скажут, что рисует провинциалок и не смог написать даму голубых кровей. Пусть уж дама будет неизвестной и попробуй, уважаемая публика, догадайся, кто перед тобой - коренная жительница Петербурга или провинциалка, дама из высшего общества или разночинка? Так Надежда Воейкова стала неизвестной.
 Ребята с интересом вглядывались в черты лица "Неизвестной" Крамского, а слепой краевед уже сел на своего конька:
 - Эх, что за женщина была. Судьба какая трагическая. В Осколе, в ресторане, к ней пристал жандарм, понравилась она ему, а у неё встреча была там назначена с политическим, а в сумочке прокламации, что делать? Жандарм девушку потащил силой в номера, а она схватила нож со стола и пырнула его. Убежать ей удалось, но город маленький, выследили и арестовали. Жандарм тот выжил, а её горемычную на каторгу сослали. Там в неё влюбился каторжанин политический, составил план побега, они вместе бежали, попали в какое -то племя и несколько лет там жили. Потом на американском корабле перебрались в Америку, затем в Европу, а тут война, революция, Надежде пришлось воевать и с белыми, и с красными. Путь её в Оскол растянулся на всю жизнь. Ночью, почти замёрзшую подобрали её в 42 году немцы у самого Оскола. Пешком в сорокоградусный мороз шла старушка в родной город, хотелось хоть перед смертью пройти по его мостовым, увидеть родной дом. Была она предвестником освобождения города от немцев. На следующий день в город вошли советские войска. Никто не знает, где и как похоронили эту женщину, народоволку, мятущуюся душу, боровшуюся за равенство и братство, любившую всей душой свой город, свое Отечество, красавицу и... в это трудно поверить... но предание гласит - девственницу. Это был её выбор и её убеждения.


Рецензии