Идолы

                Глава третья.

                I
На протяжении всей писаной истории человечества с каким-то дьявольским упорством внедряются  разнообразные словесные формулы, без достаточных на то оснований считающиеся  отражением истин или  же очевидными.
Похоже, что обществом, издревле, владеют идолы, этими идолами одержима человеческая душа.  Это идолы субъективности, выдающие призраки, которыми душа одержима, за реальности. Они прячутся за двусмысленными употреблениями слов и не проясненных терминов. Положение усугубляется тем, что «призраки присущи природе разума» (Ф.Бэкон) и они пребудут с человечеством до конца времен.
Между тем - нет ничего более сомнительного, чем «видимое очами». 
Как раз самое большое количество иллюзий, или «мнимостей» приходится на наше зрение, то есть на источник, дающий 80% всей информации об окружающем нас мире. Ведь на самом деле глазами мы только смотрим, а видит наш мозг, и от того каков он в данный момент, чем он озабочен, чем переполнен или напротив – оскуднен - зависит и то, что мы видим.
Об этом стоит задуматься.
Одурманенный наркотиками,  истощенный аскезой  мозг видит и вовсе невероятные вещи, для которых на языке здравого смысла нет слов.
Все это можно описывать и квалифицировать только из области демонологии, мистики, то есть из областей, чуждых здравому рассудку и твердой памяти.
Да разве только чувства обманчивы и ненадежны? Ненадежен рассудок человеческий, а  созданные им словесные формулы  не охватывают тех реальностей, которые сопутствуют человеку в жизни.
Ведь иногда нечто показавшееся, почти воздушно-нереальное, так потрясает человека, что меняется вся его натура, все пристрастия и все убеждения, хотя и не было ничего.
Показалось. Померещилось. Или как Савлу по дороге в Дамаск, встретился Христос и «душа у него переменилась».
Так возникает тайна.
 Тайна в отличие от загадки - категория вечная, ведь она порождена глубинными основами наших чувств и выходит из немощи нашего рассудка. А в подлинную глубину чувства нам нет доступа, чего бы там ни трещали на этот счет психоаналитики и психологи!
Тайна – это эквивалент принципиального бессилия нашего разума вытащить самого себя «за уши» из болота смыслов, из стихии образов.    
Вот так нечто показавшееся, то есть несуществующее вторгается в нашу жизнь и переворачивает судьбы людей, а вслед за ними и общество! Говори после этого, что показавшееся не существует?!
Для разрешения таинственного нужно нечеловеческое сознание, тогда как любая загадка несет в себе и отгадку.
Отгадка – дело человеческое.
Как сказал Альберт Камю: «К Богу обращаются за невозможным. Для возможного и людей достаточно».
Рассудочные конструкции так же обманчивы, как обманчивы фантомы пустынь – часто они отражают больше желаемое, чем реально существующее. Но они не менее, а может быть и более действенны чем то, что не фантомно,  а бытийное есть.
Попробуем посмотреть на некоторые  словесные формулы, устоявшиеся в общественном сознании, без пиетета перед их возрастом, отталкиваясь не только от фактов, но и от ощущения их внутренней непротиворечивости. Той самой «красоты», которая не поддается ни диалектическому членению, ни какому иному анализу без того, чтобы не оставить исследователя с «голыми руками», иначе сказать, без того, чтобы не исчез сам предмет рассмотрения.
И обратимся к таким фундаментальным понятиям как «добро» и «зло», без которых немыслимо искусство, а  литература тем более.  Ведь  по-гречески «красота» и «добро» – одно и то же.


====================================
Далее следует  Вторая часть. "Убить дракона".


Рецензии