Феокрит

Расцвет классической греческой поэзии приходится на VI – начало V вв. до Р.Х. Вторая половина V и весь IV в. до Р.Х. – время, когда поэзия процветала только в драматических формах. Проза – философская, ораторская и историческая – безусловно занимали в это время господствующее положение. Новый расцвет поэзии начался в III в. до Р.Х., после восточного похода Александра Македонского и образования крупных эллинистических государств, прежде всего в Сирии и Египте. Крупнейшим центром эллинистической культуры сделалась в это время молодая столица Египта – город Александрия. Все великие поэты той эпохи были так или иначе связаны с ней.

Самый выдающийся поэтический талант александрийского направления Феокрит родился около 305 г. до Р.Х. Он был уроженцем Сиракуз, но деятельность его протекала в различных частях эллинистического мира, в том числе и в Александрии, при дворе Птолемея Филадельфа (http://www.proza.ru/2015/04/26/2214). Все то новое, что принесла с собой эллинистическая литература: чувствительное восприятие природы, поэзию любовной тоски, тягу к интимному, малому и обыденному, внимание к деталям быта и незначительным людям, – все это получило в лице Феокрита  поэтического выразителя, умеющего сочетать рельефность изображения с музыкальным лиризмом.

Главным вкладом Феокрита в мировую культуру стало создание поэтического жанра идиллии (в буквальном значении это слово значит «картинка», «песенка»). То специфическое значение изображения простой, тихой жизни, которое у нас связывается с этим термином, возникло гораздо позже, уже в новоевропейской литературе, но возникло именно в связи с тем, что таков преобладающий характер стихов Феокрита. Размеры их были различны. Так шутливая идиллия XIX содержит в себе всего несколько строк. Другие разрастаются до размеров маленьких поэм в сотню строк и более. Идиллия изначально была условным жанром. Реальные пастухи, грубые и невежественные, отнюдь не пользовались уважением в греческом обществе, но фольклорный образ пастуха-певца, носителя любовного томления, был воспринят поэтами александрийцами как маска, пригодная для того, чтобы мотивировать чувственную поэзию  на фоне сельского пейзажа.

Идиллические стихотворения Феокрита представляют собой сценки, содержащие беседы пастухов, их перебранки, состязания, чувствительные излияния, песни о героях пастушеского фольклора. Действие происходит обычно в Сицилии или Южной Италии. Сценки разнообразны. Феокрит умел изображать не только комическую, но и трагическую любовь. Широко используя приемы народной песни, Феокрит создает нежный, певучий стих. Он был подлинным мастером в описании томления одинокой любви. Не менее значительно его искусство в картинах природы.

                Воришка меда (идиллия XIX)

Эрос однажды, воришка, сердитой был пчелкой ужален.
Соты из улья таскал, а она ему кончики пальцев
Больно ужалила вдруг. Дул себе он на ручку от боли,
Топал ногами об землю и прыгал; потом Афродите
Ранки свои показал и, жалуясь, - «вот, мол, какая
Крошка-пчела, - говорил, - нанесла мне ужасные раны!»
Мать же его засмеялась: «А ты разве сам-то не пчелка?
Тоже ведь крошка совсем, а какие ты раны наносишь!»

                Пастушок (идиллия ХХ)

Как надо мной насмеялась Эвника, когда с поцелуем
Сладким хотел подойти; с насмешкой: «Уйди! – мне сказала. –
Вздумал, несчастный пастух, целоваться! На лад деревенский
Я целовать не умею, я губ горожан лишь касаюсь.
Ты и во сне целовать бы не смог мой хорошенький ротик.
Как ты глядишь! Что болтаешь! И шутки твои грубоваты!
Как меня «нежно» зовешь! До чего твои речи изящны!
Больно мягка борода, какие чудесные кудри!
Губы твои – как зараза; смотри, как черны твои руки.
Как ты воняешь ужасно! Уйди, чтоб меня не запачкать!»
Это сказав и себе троекратно за пазуху плюнув,
Взглядом окинув меня от земли и до самой макушки,
Губки поджала с презреньем и искоса взором метнула.
После, красою своею гордясь, надо мною с насмешкой
Вдруг рассмеялась надменно. Вся кровь у меня закипела.
Вспыхнул я весь от обиды, как алая роза в росинках.
Так я остался, она же ушла. Теперь я рассержен,
Что надо мной, над красавцем, смеялась какая-то девка!...

Другую группу стихотворений Феокрита составляют городские сценки, участниками которых являются обычно представители простонародья. Таковы, например, «Женщины на празднике Адониса».  Легкими штрихами, без всякой грубости или карикатурности, нарисованы две обывательницы; окрики на прислугу, жалобы на мужей, неизбежный разговор о платье, испуг в уличной давке, любезная помощь одного незнакомца, перепалка с другим – все это подано живо и непринужденно, в бойкой болтовне  на дорийском диалекте. Это редкое для античности произведение, где литература нисколько не загораживает подлинную жизнь.

Главное достоинство произведений Феокрита – их жизненность и наглядность. Он не описывает своих героев, не рассказывает о них, а показывает их: наемные пастухи и работники, солдаты и кутилы, горожанки различных слоев, обиженные судьбой девушки и гетеры – все  они изображены ярко и наглядно  в их собственных речах и поступках.

Феокрит отвергал подражателей Гомера, которые «за старцем Хиосским гонясь, тщетно пытаются петь, а выходит одно кукованье». В ряде небольших стихотворений на мифологические сюжеты он рисует знаменитых героев в неожиданных ситуациях и ракурсах: в промежутке между их подвигами, в лоне семьи или изображает их детьми. Героическое низводится здесь до интимно-бытового уровня.

Умер Феокрит около 245 г. до Р.Х.

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273

Шедевры мировой культуры http://www.proza.ru/2013/07/11/270


Рецензии