О природе истины. Часть вторая
выяснить, является ли ничто искомым Абсолютом. Классическая философия наработала
целый ряд требований-атрибутов, соответствие которым является необходимым условием
для каждого претендента на звание Абсолюта. Попутно отметим, что этим требованиям
не смог удовлетворить ни один из доселе известных нам Абсолютов – как собственно
философских, так и религиозных.
Простота (неделимость). Ничто не имеет никакого содержания, а следовательно,
предельно элементарно и, разумеется, неделимо. Нечего делить.
Непроцессуальность. Статичность ничто также вытекает из факта отсутствия
содержания, которое, имеясь, непременно было бы процессуальным.
Бесконечность во времени и пространстве. Если традиционные Абсолюты «удовлетворяют»
этому требованию тем, что у них границы отсутствуют по причине их собственной
неохватности, то у ничто эти границы отсутствуют чисто этимологически.
Несотворимость и неуничтожимость. Ничто лишено всякого содержания, а потому оно
самым естественным образом несотворимо и неуничтожимо.
Полнота всяческих определений. Всякое определение есть ограничение предмета и чем
полнее оно – тем ограниченней этот предмет. Ничто абсолютно ограничено, а потому
является полнотой всяческих определений.
Причина самого себя (сausa sui). Ничто не имеет никакого содержания, а потому не
нуждается во внешней причине.
Предельная конкретность. Природа истины предельно конкретна – философия всегда
придерживалась этого мнения, но до сих пор ни в одном из своих Абсолютов ему не смогла
удовлетворить. Наоборот, все они предельно абстрактны! Ничто именно предельно
конкретно, т.к. мы абсолютно все знаем о нем: все наши органы чувств полностью и
безошибочно опознают его. Правда, это опознавание носит негативный характер, но если
по отношению к обычным вещам это указывает на неудачу, то в данном случае этого не
происходит. Поскольку ничто является Абсолютом, то его знание нами и не может быть
позитивным, т.к. наша-то собственная природа относительна.
А теперь наложите всю эту атрибутику на традиционные Абсолюты и тогда Вы сами
сможете невооруженным глазом увидеть насколько это наложение будет выглядеть
искусственным и притянутым. Не потому ли философия более не занимается абсолютной
проблематикой?
В следующей статье мы рассмотрим, какое отношение ничто имеет к нам и к бытию
в целом. Т.е. посредством него попытаемся разрешить пресловутую проблему бытия.
Свидетельство о публикации №211080900461