Дети пастора Бронте прославились талантами

Дети пастора Бронте рано ушли из жизни, но успели прославиться своими талантами. О них пишут литературоведы и писатели, удивляясь необыкновенным способностям. Педагогов же и психологов изумляет особенно тот факт, что родители в развитии талантливости своих детей участия практически не принимали. 

Могут ли быть все дети в семье одарёнными? Да, могут – отвечает история, если в детстве интенсивно развивать фантазию и прививать любовь к театру и книге. У священника из Йоркшира Патрика Бронте было шестеро детей: пять дочек – Мария, Елизавета, Шарлотта, Эмилия, Анна и сын Бренуэлл. В молодости Патрик работал ткачом, пристрастился к чтению и очень хотел получить образование. Учиться простому бедному люду было очень непросто в те времена, и он, изучив богословие, решил стать священником.

Патрик Бронте получил церковный приход в Гоуворте, возле промышленного города Лидса. Он был женат, и в 1820 г. поселился с семьёй в угрюмом доме возле кладбища. Мать детей священника умерла рано – после младшей Анны, в 1821 г., и на кладбище возле дома появился первый холмик с фамилией «Бронте». Смерть жены так потрясла пастора, что он стал замкнутым, нелюдимым, посвящая всё своё свободное время молитвам и церковным обязанностям, предоставив уход за детьми старой служанке и обязав старших девочек помогать младшим.
У него была прекрасная библиотека – он собрал её будучи ещё молодым...

Старшие девочки рано заинтересовались книгами с диковинными картинками, много читали сами, а потом научили чтению младших. Взявшись за руки, они гуляли среди крестов и памятников на кладбище, вспоминали прочитанное и придумывали разные истории. Вечерами дети устраивались у камина, и старшие сёстры читали книги из библиотеки отца о различных приключениях.

Когда старшей Марии исполнилось двенадцать лет, Патрик Бронте решил отдать четырёх девочек в благотворительную школу для детей духовенства в Кован-Бридже, не поинтересовавшись условиями проживания и обучения. Он был очень суровым отцом, не терпел к себе жалости и мог спалить в камине подаренные детям башмачки.

Эту жуткую школу в Кован-Бридже опишет в романе «Джен Эйр» Шарлотта Бронте, под названием Ловудского сиротского приюта. Старшая сестра живой в родительский дом уже не вернётся: спустя год в школе вспыхнула эпидемия тифа, вызванная отвратительным питанием, и среди её жертв оказалась любимица детей - Мария. Отец забрал оставшихся в живых девочек домой, но слишком поздно – одиннадцатилетняя Елизавета уже была больна чахоткой и вскоре умерла в доме возле кладбища. Её образ Шарлотта выведет в подруге Джен Эйр по Ловудскому приюту - Элен Бернс.

После смерти Марии и Елизаветы старшей становится девятилетняя Шарлотта. Теперь она хозяйничает в отцовской библиотеке, зачитывается Шекспиром, Байроном, и сама начинает писать стихи. Уже через год после смерти старших сестёр Шарлотта придумывает интересную игру и отвлекает брата и сестёр от мрачных мыслей. Этой игрой и постановками различных спектаклей дети развлекались долгие годы, пока в 1831 г. старшая сестра не поступила в платную школу в Роу-Геде.
 
Что же это была за игра, интенсивно развивающая способности? Дети должны были по замыслу Шарлотты придумывать разные истории про несуществующие страны с включением событий, происходивших в действительности. Сама она, к примеру, писала с братом историю про Энгрию, находившуюся, якобы, в Западной Африке, а Эмилия и Энн придумали государство Ангору.
 
Потом они готовили спектакли на придуманные истории, рисовали декорации и иллюстрации. В записанные микроскопическими буковками происшествия в придуманных странах дети включали настоящие исторические события и литературные персонажи. У Бренуелла, рисовавшего иллюстрации, портреты и декорации, развился талант художника. Когда Шарлотте исполнилось пятнадцать лет, она поступила в школу в Роу-Геде. Ученицы этого заведения поражались её фантазии и обширным познаниям в истории, литературе, географии…
 
Сёстры увлекались также поэзией, сочиняли сами стихи, и в 1837 г. Шарлотта Бронте послала одно из своих стихотворений известному придворному поэту того времени Роберту Соути, но получила в ответ строгий совет: не заниматься писательством, помнить о семейных обязанностях женщины. Какое-то время Шарлотта перестала сочинять, работала учительницей в школе, служила гувернанткой, не оставляя надежды когда-нибудь опубликовать свои стихи и сестёр. Ей удалось это сделать под мужским псевдонимом «Братьев Белл» - «Керрер, Эллис и Эктон Белл», а в 1847 г. каждая из сестёр написала свой роман, и в том же году роман Эмилии «Грозовой перевал», а также сочинение Энн «Агнес Грей» были напечатаны.

Издательство отклонило произведение Шарлотты «Учитель», но она не упала духом и уже спустя полгода отослала новый свой роман «Джен Эйр» - увлекательную историю про бедную девушку. Шарлотта Бронте вскоре стала известной писательницей и обеспечила себя материально.

Любовь к книге, детская привычка размышлять, фантазировать, целеустремлённость и настойчивость развили философский талант в сёстрах Бронте, и они, несмотря на кратковременное пребывание в мире живых, оставили яркий след в мировой литературе.

Развивает ли компьютер фантазию детей? Разумеется, но как и какую? Игровые фильмы с насилием, когда труппы складывают штабелями, развивают презрение к человеческой жизни, и появляются "мстители" с примитивным мышлением, далёким от философской мудрости...   


Рецензии
Спасибо, Татьяна! Прекрасный рассказ о замечательном одарённом семействе пастора
Бронте. И написан Ваш рассказ, как мне показалось, в английском духе.
Надо перечитать Джен Эйр непременно.
С уважением,
Александра


Александра Плохова   11.07.2014 00:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Рада, что понравилось.

Татьяна Морозова 7   11.07.2014 01:39   Заявить о нарушении