Воспоминания о чтице. Фрагмент 9

      


                П О Э Т Е С С А


        ...И постепенно мне открылся ее собственный МИР ПОЭЗИИ*. Разумеется, это была поэзия не столь высоких категорий, как у Евтушенко или Вознесенского, но в ее стихах на СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ есть образы сильные и меткие, например:
            
                "...Ах, реклама, реклама, рекламочка --
                ......................наглая дамочка"!

        Это -- из длинного стихотворения о современной РЕКЛАМЕ, наполненного горькой иронией и ОБЛИЧИТЕЛЬНЫМ пафосом. И в ее САТИРИЧЕСКИХ СТРОКАХ порой слышится настоящая скорбь:

                "...Мы не воры, мы честные жители;
                Не везет нам, наверно, с пелен:
                В нашей доброй, несчастной обители
                Сквозняки дуют с разных сторон...

                Продуваемся мы ими начисто:
                Власти -- тьма -- и своей, и чужой!
                Что ж! Порою и врем мы раскатисто
                Под ее беспощадной пятой"...

        Лейтмотив в приведенном мною стихотворении ХУДОЖЕСТВЕННО ВЫРАЗИТЕЛЕН -- он заключен в первой строфе:

                "Пирожками торгуем со "всячинкой":
                Всем торгуем -- бери, коли хошь...
                И с клубничкой, с малинкой, с трухлятинкой;
                Всем торгуем -- бери ни за грош"!

        И лаконичный авторский ЭПИГРАФ прямо указывает на АКТУАЛЬНОСТЬ темы:


                "...Раньше в эфирах и печатях
                О Ленине, о партии кричали;
                А теперь и ТЕ ЖЕ, и ДРУГИЕ
                ДЕНЬГИ и "КЛУБНИЧКУ" восхвалили"...

        По-моему, следует признать, что автор, как НАСТОЯЩИЙ ПОЭТ, обладал ЧУВСТВОМ ЭПОХИ.
        Иные ее стихи были несколько беспорядочными по форме, но в литературных объединениях, куда она их представляла, их РЕДАКТИРОВАЛИ НЕ ЛУЧШИМ ОБРАЗОМ.
        Было и много сочинений ПОЭТИЧЕСКИ СТРОЙНЫХ. Одно из них поразило меня ЦЕЛЬНОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ:
 
                "Я не сменяю родины моей
                На смутный зов библейских алтарей
                Далеких предков чуждой мне земли,
                Откуда прадеды мои пришли.
                И на Америку не совершу я мены --
                Страну карьер, блестящих бизнесменов;
                И на Германию я тоже не прельщусь:
                Объединив ее, разъединили Русь...
                С Россией я останусь до конца --
                Испить добро и зло ее венца"!

       
        Последняя строка стихотворения в сборнике ("Сезам, отворись!"**) была ИСКАЖЕНА неумолимой редакцией:


                "...Познать величие ее венца!".

       
        Я же, отдавая дань памяти Риммы Петровны, привожу точный авторский текст, который полагаю более РЕЛЬЕФНЫМ: ведь ЛИЦО СОЧИНИТЕЛЯ, безусловно имеющего право на выражение своей мысли -- одно из НЕПРЕМЕННЫХ ДОСТОИНСТВ настоящей поэзии!
        В этом стихотворении, где личное восприятие автора представило СВЯЗЬ ВРЕМЕН, мне очень понравилась окончательная позиция -- ярко выраженный ПАТРИОТИЗМ.
        Она косвенно подтвердила свою позицию, высказав как-то раз в нашей компании примечательную мысль, что многие известные поэты: Исаковский, Светлов и ряд других, трудившихся для Советской России, были еврейского происхождения.




        *На снимке: Римма Петровна Докторович в конце 90-х годов.
        **Сборник произведений участников литературного объединения "Московский учитель". Составитель А. Белова. Москва, 1998.


 
               

               


Рецензии