Город Глава1 Люди 3 Маргарита Кобзева

Домик купца Кобзева красовался на Нижней площади. С балкона был виден причал и слияние рек Оскольца и Оскола. Старику пришлось изрядно переплатить за место, но чего не сделаешь для любимой дочери. Маргарита окончила Бестужевские курсы, приехала из Петербурга со своей подругой Надеждой Воейковой. Замуж ни в какую, хотя расцвела, похорошела, настоящая русская красавица. Жаль только голова забита новомодными идеями о благосостоянии крестьян и жизни для народа. Вот первая блажь: в городе нет места для развлечения молодёжи. Сама придумала архитектуру дома, сама всё рассчитала, начертила. Мастеров нашли в близлежащих деревнях. Дом был сделан на славу, без единого гвоздя, брёвнышко к брёвнышку, любо - дорого посмотреть. Все горожане стремились побывать в "Капризе Маргариты". Так осколяне между собой именовали дом. Не обходилось и без сексотов. За деятельностью Маргариты усердно наблюдали соответствующие органы, она состояла в списке неблагонадёжных. Это она на вороном жеребце позировала Илье Агееву для его знаменитой картины, украсившей после революции вестибюль Педагогического института. Это её я часто видела во сне несущейся по бескрайней степи. Смелую, гордую, несгибаемую. Её арестовали в 1937 году вместе с педагогами и завучем Гребенешниковым. Его за то, что получил образование в Германии, её за красоту и непокорность, совсем не похожа на местных баб. Возможно, завистницы писали доносы. Это была эпоха доносов.
 Однажды по секрету председатель уличкома шепнула мне, что её отец преподавал в этом пединституте и его арестовали по доносу соседа, который мечтал переселиться в их дом. Дом отец делал своими руками один, подсобных рабочих приглашать было нельзя. Сразу попадёшь в схему кулак - батрак.  Сосед завидовал, после ареста рыдал и клялся, что не оставит в беде вдову с детьми. Дом никто не отобрал. Детей 6 человек. Лишь во времена Хрущева, добившись реабилитации отца, дети воочию увидели донос соседа и долго не могли в это поверить, считали всю жизнь, что только этому дяде обязаны жизнью.
  Этот год для моего деда был знаменательным. Его назначили начальником дистанции пути и у него родился сын. Жена Анастасия рвалась из роддома домой, где её ждали три малютки дочери: 2х, 4х и 6 лет отроду. Сердобольный фельдшер не отпускал: "Куда рвёшься то, отдохни хоть, поешь получше, в доме лишнего куска нет, завтра с утра и пойдёшь". Ночью в палату привезли роженицу с тифом, а утром Анастасия уже горела огнём. Через неделю умерла,  следом за ней и младенец. "Бабу ты себе всегда найдёшь, а вот мать детям нет",- сказал тесть и женил зятя на своей младшей дочери, сразу решив этим все проблемы: дочку рябую пристроил, внуков матерью обеспечил и зятя - начальника при себе оставил. Трудно сказать, как сложилась бы трудовая карьера у деда, но забот было столько, что страдать и бояться некогда. Предшественника деда арестовали за рабочим столом. Мужик был образованный, серьёзный, дружил с Фрунзе, Куйбышевым, Когановичем, увидев врывающихся в кабинет чекистов,  тут же по прямому набрал своего московского начальника, но тому тоже в этот момент надевали наручники. В стране затевались перемены.
  Знал ли мой дед Маргариту Кобзеву? Трудно сказать, город хоть и маленький, но пути-дороги не всегда сходятся. Да и железнодорожное хозяйство стояло особняком от центра города. Так и делились на городских, железнодорожников и слободских. Слобод было 5 - Ламская, Стрелецкая, Ямская, Казацкая и Пушкарка,  к Пушкарскому сельскому совету приписаны были все железнодорожники.
  Дом купца Кобзева простоял 100 лет, как и положено хорошему дому, никто за ним не следил, никто его не ремонтировал, располагались там всевозможные городские организации. Полы в конце концов подгнили, встал вопрос о ремонте. В течение года заседали комиссии от горкома партии и горисполкома, всё решали: снести и на этом месте поставить такой же или реставрировать? Денег не выделяли ни на какие проекты. Пока спорили, бесхозный дом растащили по брёвнышку, ничего от построек не осталось, а тут лихие 90ые и от дома только память и разговоры. Вот как оно бывает


Рецензии
Есть у меня статья на эту тему, перепечатка из газеты "Зори". Когда-то по наводке Александра Ивановича моя дочь писала "Каприз Маргариты" туда же. В компе давно хранятся несколько отличных фоток дома, здесь они были бы к месту.

Сергей Марфин   16.02.2017 21:00     Заявить о нарушении