Трактат о Пространстве

Трактат о пространстве (от обычного треугольника до Большого Взрыва)

Мне, как автору этой небольшой статьи, скромно претендующей на околонаучное исследование, весьма сложно определиться с ее вводной частью. Уж очень необычными могут оказаться те выводы, к которым мы можем прийти, не оперируя известными формулами или категориями, а просто - прогуливаясь по улицам и дворам. Но, в конце концов, и Ньютон совершил свои глобальные научные выводы о законе всемирного тяготения, сиживая под яблоневым деревом.
Тем не менее, забегая вперед, дабы заинтересовать своего читателя, уточним: речь пойдет о необыкновенных свойствах обыкновенного двухмерного пространства, которые обнаруживаются при исследовании обычного треугольника (возьмем для простоты прямоугольный равнобедренный треугольник), а точнее – длин его сторон. А поскольку с прямыми углами нам приходится довольно часто сталкиваться в реальной жизни, двигаясь по городским улицам и обходя кварталы, то отправимся в путь – в прямом и переносном смысле этого слова.

1. Каждому, более или менее грамотному человеку известно, что сумма длин катетов в треугольнике больше длины его гипотенузы. Этот строго научный факт нам доступен интуитивно. Любой, даже несведущий в геометрии человек скажет, что пройти через дворик – быстрее, чем обходить квартал «снаружи»; что идти прямо – короче, чем петлять по извилистой дороге. «Срежем угол», «двинем на прямую» - кому не приходилось применять в жизни эту народную мудрость, выпестованную практическим повседневным опытом предшествующих поколений? Казалось бы, какие загадки и тайны могут подстерегать нас на этом ясном и простом пути? И все же попрошу читателя запастись терпением.

2. Итак, представим себе некоего субъекта (назовем его - Мистер ИКС), который отправился в путь из точки «А» в точку «С» вдоль катетов АВ и ВС равнобедренного прямоугольного треугольника АВС (назовем его треугольником I уровня, и позже станет понятно, для чего мы это сделали). Мистер ИКС мог бы «срезать» угол и двинуть по гипотенузе АС, поскольку так ближе к точке «С». Ведь АС<(АВ+ВС). Но у Мистера ИКС нет выбора. Таковы условия эксперимента.
Мистер ИКС благополучно достиг точки «С». Здесь завершается первый этап эксперимента и начинается его второй этап. Но прежде, для простоты рассуждений, обозначим сложный путь Мистера ИКС по катетам треугольника как линию «а», а более короткий путь по гипотенузе, как линию «с».

3. Разделим отрезки АВ и ВС каждый пополам и отправим нашего путешественника по более сложному зигзагообразному пути.
 
Попросим его, достигнув середины отрезка АВ в точке «А1», повернуть направо под углом 90 градусов. Пройдя расстояние, также равное половине длины катета, Мистер ИКС выйдет на середину гипотенузы в точке «С1», затем снова повернет, теперь уже налево и тоже под углом в 90 градусов и выйдет на середину отрезка ВС в точке «В1». А оттуда, повернув направо, доберется до искомой точки «С». Таким образом, новая зигзагообразная траектория его движения пролегает теперь по катетам двух вновь образованных равнобедренных треугольников с вершинами АА1С1 и С1В1С (это – треугольники II уровня) и представляет собой новую ломаную линию «а1». На II уровне треугольников и отрезков – в 2 раза больше, но их длина – в 2 раза меньше, и за счет этого длина линии «а1» по-прежнему равна длине линии «а», следовательно, она также и настолько же больше длины линии «с» - отрезка АС (гипотенузы треугольника I уровня).

4. Перейдем к третьему этапу эксперимента. Как уже догадались сообразительные читатели, мы продолжим делить отрезки, образующие катеты треугольников, и нашему Мистеру ИКС придется поворачивать поочередно направо и налево все чаще и чаще.
Разделив пополам катеты треугольников II уровня, мы уменьшим их длину еще вдвое и увеличим еще вдвое число треугольников. Это будут треугольники III уровня. Их уже четыре. Они образуют линию «а2».
 Излишне вдаваться в громоздкие исчисления, чтобы обнаружить очевидное: длина новой линии «а2» равна длине «а1», следовательно, равна длине линии «а», значит, по-прежнему и настолько же больше длины линии «с».
Продолжим дробить катеты, образовывая треугольники IV, V, VI, VII и так далее уровней. На каждом новом уровне в арифметической прогрессии будет: увеличиваться число треугольников и уменьшаться длина катетов каждого из них. В какой-то момент мы получим треугольники некоего уровня N, где N обозначает некое весьма большое число. Тогда сумма катетов треугольников N уровня будет представлять собой линию «а(N-1)», длина которой, как вы уже догадались, по-прежнему будет равна длине первоначально заданной длине линии «а» и будет по-прежнему больше длины линии «с». Однако на этом глубоком уровне, соответствующем линии «а(N-1)», человеческий глаз уже не будет воспринимать бесконечно большое число бесконечно маленьких зигзагов бесконечно большого числа катетов. Он будет воспринимать их как ровную линию, то есть линию «с».
И в этом месте, пожалуй, следует поставить восклицательный знак, поскольку мы подошли к парадоксальной ситуации, когда:
1. С математической точки зрения линия «а(N-1)»= линия «а». Следовательно, линия «а(N-1)» > линии «с».
2. С точки зрения здравого смысла и результатов опыта линия «а(N-1)»= линии «с».
Таким образом, первое утверждение приходит в противоречие со вторым утверждением.
Более того, при увеличении числа треугольников до бесконечности, длина катета каждого из них будет стремиться к нулю. И со временем мы приблизимся к такой ситуации, когда «достигнув» бесконечно большого числа бесконечно малых треугольников, придем к еще более удивительному выводу:
- сумма длин их катетов - назовем ее линия «а(N+1)» - будет представлять собой сумму исчезающее малых чисел, стремящихся к нулю, по сути, сумму нулей, а значит, длина линии «а(N+1)» будет стремиться к нулю. И в то же время линия «а(N+1)», как и прежде, будет равна линии «а» обладающей вполне реальной  протяженностью, что следует из наших реальных наблюдений.
И здесь самое время перейти от экспериментов к теоретической части, пятой по счету.

5. В данном случае мы столкнулись с так называемой апорией.
Апория (греч. – затруднение, недоумение) – это трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом. Специалистам хорошо известны апории древнегреческого философа Зенона Элейского, которые описывали подобные трудности, возникающие при попытке мысленного анализа реально наблюдаемых процессов. Ряд этих апорий был, как раз, и связан с проблемами пространства и движения в пространстве. Апория «Дихотомия» (разделение на два) формулировала следующие трудности: прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а еще до этого – четверть пути, а еще до этого – десятую часть пути и так далее. А поскольку этот процесс деления можно продолжать до бесконечности, то тело вообще не может начать двигаться (или движение никогда не может кончиться).
Отношение официальной философской науки к подобным апориям было однозначным. Так, в «Философском энциклопедическом словаре» (Москва, «Советская энциклопедия», 1983) на стр.32 об этом пишется следующее: «Эти и другие зеноновские апории подчеркивают относительный и противоречивый характер математических описаний реальных процессов движения, необоснованность претензий на полную адекватность таких описаний и спорность привычных мнений об однозначной определенности фигурирующих в них понятий. Ни один из формализованных способов анализа и разрешения выявленных в апориях противоречий, возникающих при отображении движения, не может претендовать на общепринятость. Проблематика, связанная с апориями, исследуется в тесной связи с другими проблемами логики и теории познания».
Как говорится, что к чему?
Звучит солидно, внушительно. Но что следует за этим? Исследование проблематики апорий «…в связи с другими проблемами логики и теории познания», конечно, занятие весьма увлекательное и необременительное, по большей части сводящееся к жонглированию категориями и иными абстракциями и не приводящее ни к какому бы то ни было конкретному результату. Одним словом, исследуем. Одним словом, изучаем.
Но не пытаемся ли мы при этом игнорировать вполне очевидное обстоятельство: причина возникновения подобных апорий кроется не только, и не столько в относительности и противоречивости математических описаний, логических ловушках и проблемах теории познания. А то, если она кроется в самих свойствах Пространства-Времени и Движения? И почему бы не допустить, что человек способен постичь особенности этих свойств силой своего разума, привлекая свои умозрительные способности, которые практически не знают границ? В конечном счете, Аристотель «додумался» до существования атомов еще задолго до изобретения микроскопа. И если мы продолжим свои мысленные путешествия по дебрям подобных противоречий, как знать, к какому выводу в попытках их разрешения, мы сможем прийти!
Взять, к примеру, гипотезу Большого взрыва, которая возведена в ранг официально принятой теории.
Неотъемлемой частью теории Большого Взрыва является понятие сингулярности – бесконечно малой точки с бесконечно огромной плотностью, в которой было якобы заключено Все, и кроме которой (обратите внимание!!!) более ничего не существовало (ведь если бы кроме нее что-то существовало, то тогда бы встал вопрос: а как возникло то, что существовало помимо сингулярности?). В один прекрасный момент сингулярность надумала и взорвалась – БУМ-М-М! В результате возникло сначала в минимальном объеме некое первородное вещество невероятно высокой температуры, которое стало расширяться во все стороны и одновременно терять свою плотность и охлаждаться.
Но что есть РАСШИРЕНИЕ? Давайте-ка включим свои умозрительные способности пространственного мышления. И тогда мы увидим, что расширение понимается как увеличение одного объема V-1 по сравнению с другим объемом V-2, в данном случае окружающем V-1 и находящимся за его пределами. 
Таким образом, мы как бы предполагаем заранее существование двух соприкасающихся друг с другом объемов, двух пространственно-временных континуумов – того, ЧТО расширяется, и того, КУДА или ВО ЧТО происходит расширение. Многие меня могут сейчас обвинить в механицизме и обратят внимание на необходимость учитывать принципиально иное состояние пространства-времени в первый момент зарождения Мироздания, и что само понятие расширения тоже нужно трактовать несколько иначе.
Однако в любом случае нельзя пренебречь тем обстоятельством, что процесс РАСШИРЕНИЯ видимой нами Вселенной, той, какая описывается всеми известными нами законами, как ни крути, происходит в КАКОМ-ЛИБО НАПРАВЛЕНИИ или в сумме НАПРАВЛЕНИЙ. А наличие направления предполагает систему координат, которая задает тот объем, в котором и возможно движение в определенном направлении, в данном случае расширение. Стало быть, если не существовало ничего, кроме сингулярности (V-1), значит, не существовало и системы координат, и направлений, в которых возможно могло происходить расширение, ибо они уже предполагают наличие некоего пространственно-временного континуума (V-2), отличного по своим свойствам и характеристикам от сингулярности. Если мы говорим о сингулярности как о некоей бесконечно малой точке, кроме которой ничего не было, то она просто не могла, не имела возможности расширяться, поскольку не было направлений, в сторону которых это расширение могло происходить!
Можно снова сослаться на проблемы логики и теории познания. А можно рассматривать создавшееся противоречие, как на интереснейший и продуктивный при своем разрешении парадокс, который заключается, к примеру, в следующем:
Может быть, не было никакого Взрыва, сопровождавшегося расширением, падением плотности и температуры? Может быть, по-прежнему не существует ничего, кроме сингулярности, и мы попросту живем ВНУТРИ ЭТОЙ СИНГУЛЯРНОСТИ?
Здесь мы прервем наши смелые рассуждения, поскольку данные выводы принадлежат уже к другой проблематике, которую мы также исследуем.

6. Возвратимся к нашим катетам и гипотенузам.
А что, если происходящее буквально на наших глазах «исчезновение» двухмерного пространственного объекта (линии «а»), обладающего реальной протяженностью, превращение его в линию «с», а затем и вовсе в стремящийся к нулю исчезающее малый объект – не игры разума, не иллюзия, а некий вполне реальный процесс пока еще абстрактной «упаковки» пространства?
И если подвести под данные рассуждения и прогулки по катетам и гипотенузам четкую математическую базу, то (как знать!) не исключено, что со временем можно будет создать математическую схему сворачивания и разворачивания скрытых структур уже не двухмерного, а многомерного абстрактного пространства, а затем перейти и к пространству реальному. Ведь между изгибами линии «а» в пределах двухмерной плоскости и волновыми свойствами окружающего нас трехмерного пространства не так уж и сложно увидеть много общего.
К сожалению, скромный теоретический инструментарий автора не позволяет заглянуть далее подобных горизонтов и обозначить какие-либо четкие выводы из открывшихся обстоятельств.
Могу лишь сказать, что мысленный анализ реально наблюдаемых объектов и явлений окружающего мира, приводящий к казалось бы неразрешимым противоречиям, на самом деле может и должен привести к выводам, которые значительно изменят наши представления о пространственно-временном континууме, движении, а значит, обо всем Мироздании и том месте, которое мы в нем занимаем.


Рецензии
Очень интересные Мысли... но ГЛАВНОЕ - Очень доходчивые Выводы несовершенства Человеческого сознания в рамках его состояния по отношению к безграничности Пространства и Времени... так как НАШЕ МЫШЛЕНИЕ, порой, опережает наши действия в ЭТОМ "Отражённом Мире"...
Поистине Всевышний ВЕЛИК... сумевший соединить воедино Несовместимое - Дух и Тело... вот и мучаемся МЫ в собственном Теле - убегая от Сознания... и в Умствованиях - пренебрегая Телом...
Ведь в реалии "Отражённого Мира" очень трудно СЕБЕ представить, что Пространства и Времени - НЕТ!!!... есть лишь наши Воображаемые Мыслеформы, которые так мешают ЛИЧНОСТИ - просто ЖИТЬ...
Эх-ххх... порой я просто завидую "дуракам" которые не задумываясь не о Чём... "бездарно" прожигают Жизнь... Хотя... это опять всего лишь субъективная точка зрения "Стареющего Философа"... который по молодости "ПРОЖИГАЛ" эту Жизнь Сам... да ещё КАК!!!

Юрий Ульянов   08.10.2011 02:29     Заявить о нарушении
По поводу того, что пространство и время - это лишь иллюзии. Рекомендую познакомиться с лекцией Дэвида Гросса о теории струн (в яндексе откопала. Наберите в поисковике "грядущие революции в фундаментальной физике"). Там лекция видео и текст еще. Ученые, копаясь в глубинах микромира, приходят к выводу, что пространство и время действительно "иллюзорны".
Ну, а насчет того, кто кому должен завидовать - пусть "дураки" завидуют нам, потому как у человека можно отнять все, кроме его знаний. Это всегда при нас останется, если конечно Альцгеймер не посетит или там Паркинсон... (не дай Бог!).
Спасибо за столь лестный (в хорошем смысле) отзыв. Намереваюсь продолжить тему. Есть кое-какие мысли.

Варвара Жадан Натэлла   09.10.2011 01:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.