Озера. отрезок 11

Теперь все стало на свои места, если можно так сказать о здешнем бардаке. Обычно все немного иначе: я действую в привычной системе координат, там, где все понятно и прозрачно.  Можно посмотреть за стеной, и ты не найдешь там ничего, о чем бы не знал, или по крайней мере – не мог догадаться. Бывают, разумеется, ошибки, и даже серьезные. На некоторые моменты просто не обращаешь внимания, и они выпадают из общей картинки… так бывает. Иногда это очень важные мелочи, обнаруживаешь недостающее, чувствуешь себя идиотом, но – кусочки мозаики легко ложатся на свои места, и все получается как нельзя лучше. Так даже интереснее. А в этот раз я не угадал ни разу, я пытался играть совсем не в ту игру, в которую надо было, с самого начала. Здесь, в этом городе, все играют по разным правилам.

Этот мальчик считает себя великим злодеем, а это не совсем так – и мне в любом случае придется сильно постараться, чтобы получить его душу. Если вообще получится… И есть эти гады из Озера, а может быть и гад. Он водит меня за нос: сказал самое главное, но не упомянул ни одной мелочи – а в таких историях в них и есть самая суть. Без них отличить одну от другой становится невозможно. И остальные мелкие персонажи: они только все запутывают…

-Эх ты, ничему не научился…
-Ничему, бабушка. Но меня никто и не учил. Я всегда со всем справлялся сам. И что теперь делать – черт его знает.

Ведьма заботливо подливала мне собственного приготовления пиво, лучшее из всего, что представляешь себе, думая о чем-то вкусном и алкогольном. Среди всего этого самым правильным решением было пойти туда, где можно немного отдохнуть, почувствовать себя почти дома, и в конце концов нормально подумать. Я всегда питал некоторую слабость к пожилым ведьмам, а они – ко мне. Уж не знаю, почему, но у меня легко получается вызывать в этих древних суровых женщинах, лучших из человеческого рода, сильнейшие материнские чувства. И я никогда не стеснялся этим пользоваться. Им можно говорить все, что угодно – эти слова никогда не выйдут за пределы ухоженной, но очень старой избушки в самой чаще леса… они слишком отделены от остальных людей. Слишком долгая жизнь, слишком много нехорошего в их прошлом среди людей. Они обидчивы, но по-своему мудры, совсем по-человечески, очень забавно и каждая – по своему… Эта была древней, как сам мир, дряхлого вида с добрым лицом бабушка, которую никто особо уже не интересовал. Она жила себе в своей избушке тихо, мирно, общалась с лесной живностью, поддерживала здесь порядок, варила пиво на старом кладбище, оставшемся еще с тех времен, когда здесь жили обычные люди… Встретили меня радушно, угадав мой приход с точностью до секунды, накормили, налили пива, и внимательно слушали.

В этот раз мне было необходимо выговориться. И получить, наконец, объективную информацию, хоть какую-то. Пусть бабушка все время существования прожила в этой глуши – ее слова помогут мне больше, чем бред, который несут непосредственные участники всего происходящего, так по крайней мере я старался думать, за неимением лучшего.

-А ты подходи ко всему с душой. Тогда даже если ошибешься, в конце концов все окажется хорошо… Я вот когда-то жила возле одной деревушки, когда мне было еще меньше ста, или чуть больше. Мне было одиноко, и я воровала иногда детей. Но, знаешь, я к каждому относилась как к своему.

Я усмехнулся.
-И в итоге тебя простили, да?

Она грустно покачала головой.
-Нет, пришлось бежать. Но я относилась к ним хорошо, и все получилось удачно, я поселилась далеко от людей и жила там, пока не доросла до того, что теперь могу жить где угодно. И я до сих пор помню каждого, а они иногда приходят, и уже на меня совсем не злятся. Тебе надо разобраться, чего ж ты хочешь. К чему ты относишься с душой… И тогда уже больше ни над чем не задумываться.

Я пожал плечами.

-Не знаю, плевать мне на этого Яника. Было бы неплохо получить его. Но меня раздражает это Озеро. Эти гады, которые в нем сидят… Есть такая сказка, правда не моя. Про двух братьев. Они жили в своем замке: один увлекался темной магией и экспериментами, другой любил детей, помогал местной церкви, и каждую неделю читал им книжки. И был демон, он решил хорошо развлечься: нашептал пару слов старшему брату – и тот заменил книгу, которую младший читал детям. Дети умерли. Оба брата винили себя в их смерти. Они остановили время во всей деревне и стали ждать суда, а пока времени не было – демон оказался заперт вместе с ними, и был весьма зол, потому как не мог выполнять свои непосредственные обязанности и сидел взаперти. И одному «герою», по чистой случайности забредшему в деревню, предложили рассудить эту ситуацию, сказать, кто виноват, и наказать. Он мог убить младшего брата, непосредственно воспользовавшегося книгой, или старшего – создавшего ее. Или покарать демона, по чьему замыслу и воле все произошло. В первых двух вариантах демон вырывался на волю и продолжал творить зло в свое удовольствие, с ним герой ничего поделать не мог. В последнем же пришлось бы оставить все как есть: демона – мучиться взаперти, а вместе с ним – всех людей в деревне и братьев. На веки вечные, как обычно говорится…
Ведьма налила себе чая и слушала внимательно.
-И что же он решил?

Я усмехнулся.
-Освободил демона, никого не наказал, а вернувшись домой – покончил с собой, потому как дома его ждал его сын, ждал мертвым: в благодарность демон уговорил его прыгнуть в колодец…
-Это ты к чему?
-Есть дрянные истории, в которых нет хороших решений… Эта – именно такая. Освобожу этих гадов, запертых в Озере – будет плохо. И Яника не получу, потому как он успокоится, как только узнает правду, слишком быстро, чтобы совершить сделку. Оставлю все как есть – будет еще хуже, нельзя позволять такой пакости жить дальше спокойно в таком хорошем городе… А разрушу город – будет плохо всем, но по-честному и равномерно. Мне в том числе, опять лягу спать голодным, не отдохнув…
Она заботливо подливала мне пива. Только ради него стоило бы оставить этот город.
-Ну так подумай, всегда есть выход… так не бывает, чтобы совсем не было выхода. Тот, как ты говоришь, герой, тоже мог придумать что-то другое.

Я удивился.
-Нет, не мог. Он же был обычным героем. Про таких слагают легенды – если повезет, и с радостью сжигают на костре – если не очень… мозгов бы не хватило.
-Но ты же не глупый человечек… я долго живу, и даже люди иногда что-то могут. А тебе просто по природе положено придумывать выходы. Вы же похожи с этими тварями, живете одним и тем же. Просто они много страрше.
Меня осенило.
-И привязаны к Озеру?

Бабушка скромно кивнула.
-Так что ты попробуй, вдруг действительно получится. Я уже давно не слежу за тем, что там у людей творится в городе, но когда случается что-то серьезное – все равно долетает…
-Попробовать-то я в любом случае попробую… посмотрим, может действительно изобрету третий вариант окончания такой сказки. Ладно, бабушка, спасибо за теплый прием, пойду я уже. Захватить тебе чего из города?

Она сипло рассмеялась.
-Не надо, сам заходи, не пропади там в своих хлопотах, приходи чай или пиво пить как время будет. Мне все, что надо болотные огоньки приносят… И лучше б ты действительно убрал отсюда эту пакость, которая дно Озера замусорила. А то гадят они по-маленьку. Разбираться с этим тебе сподручнее, чем мне.

Мне даже дали пирожков в дорогу, настоящих вкуснейших пирожков… редко получается так хорошо посидеть. Всю необходимую информацию я получил, пока жаловался на жизнь, так что можно было развлекаться.

Нет, разбираться с озерными тварями я не кинулся. Я решил то время, которое осталось до очередного выхода их на поверхность с пользой: все же попытаться отдохнуть. И немного поработать.

 Я ошибся и в том, что в городе не было кроме основателя моих клиентов. Многие не могут так просто справиться с прошлыми страхами, они жили здесь, свежие, еще отягощенные памятью о прошлом отчаяньи…Им надо было просто немного напомнить, а потом заставить забыть навсегда.  И сделать за эти две с небольшим недели надо было как можно больше. У ламп я выяснил, кто из клиентов патологически несчастлив, жалуется на жизнь и прочее в этом духе, за что честно расплатился городскими птичками, и правда довольно тупыми и ленивыми. Потом пошел по составленному списку. Со многими переговорил уже в самом баре, к кому-то сходил в гости. Работа была легкой, хотя объемы и были значительны. 

Я охотился без перерывов на еду и сон, избавляя город от дурных снов и тяжелой памяти несчастных, для которых даже это место не стало спасением. Их мучили кошмары и дурные  предчувствия, и я рад был их оправдывать. По крайней мере у меня не было желания как следует их помучить, а значит и растягивать удовольствие не было смысла. Утро я начинал с переговоров и ими же заканчивал день. Ночью гулял по чужим снам, собирая информацию, придумывая будущие речи… никогда столько не работал. Перед моими глазами мелькали сотни лиц, я впитывал  их истории, слушал, предлагал свою помощь, помогал, каждый раз обрубая по одной ниточке, ведущей к Озеру. Его обитатели молчали, а я наедался впрок, на ближайшие сотни лет вперед, заключая все новые и новые сделки. Я быстро потерял счет, и уже даже не совершал сделок, просто забирал себе плату и отпускал клиента. Это было грубейшим нарушением всех возможных правил, но мне уже было глубоко наплевать. За одни сутки мне приходилось, не останавливаясь, придумывать все новые и новые подходы, и умудриться не запутаться в бесчисленном количестве судеб. Я стал необщителен, резок и очень дотошен. Мне было необходимо закрывать каждое дело с одного приема, и никак иначе. Иначе у меня не было никаких шансов преуспеть в этом глупом соревновании.

Я боялся единственного: потеряться во времени. Или слишком устать, заснуть и пропустить все важные события. Поэтому, вернувшись в город, я попросил знакомый ветер:
-Если я засну или потеряюсь – разбуди меня, чего б это ни стоило, за день до вашего дня мертвецов. Сможешь?

Ветер неуклюже пытался поспевать за моим быстрым шагом, одновременно не рассыпаясь и не разрушая все на своей дороге.
-Да, конечно, я смогу. Я лучше всего умею будить… А зачем тебе это нужно?

Я немного подумал и решил, что надо немного поддразнить противника.
-Хочу посадить тварей из Озера на строгую диету. Они тоже питаются отчаяньем, а я уж думал, что демоны моего вида – единственные в своем роде… Ну ладно, с этим я как-нибудь смирюсь. Просто я забираю все сразу, а они пьют силы по каплям, так что прожить рядом с этими паразитами человек может долго. По-моему это трусливо. Никакого риска, никакого интереса…

Ветер возмутился и стал похож на концентрированный аккуратный смерчик, довольно грозный на вид. Я даже залюбовался, подумал, что надо научить его каким-нибудь страшным фокусам, для создания подобающего имиджа.

-Это отвратительно. И откуда они появились?
Здесь я воспользовался своим священным правом лгать.
-Пока не знаю. Но по-моему, такие конкуренты только поганят мое доброе имя. Надо бы их извести, как ты считаешь?

Ветер охотно со мной согласился. Теперь можно было не сомневаться в том, что мой вариант истории будет известен во всем городе. И потом мне не придется чувствовать себя идиотом, проспавшим самое важное событие. Можно было сосредоточиться на работе. Я действительно быстро потерялся во времени, не замечая, как день сменяется ночью. Мое расписание зависело только от расписания моих клиентов, а оно было слишком разнообразно, чтобы к чему-то привыкнуть… Забавно, но при всем потоке событий и людей я до сих пор помню каждые глаза, и все их истории.

И я очень удивился, когда в один прекрасный момент, ранним сонным утром, я остановился на середине улицы. Внутри что-то исчезло. Я достал свои часы и долго пытался понять, что происходит. Стрелка замерла неподвижно на самом ничтожном расстоянии от единственной отметки, как будто в ожидании чего-то. Это можно было расшифровать однозначно: кроме последнего дела, все остальное закончилось, в этом городе для меня больше не было работы…

Мне стало удивительно легко. Я почувствовал как говорят глубокое удовлетворение от проделанной работы, вспомнив, от скольки отчаявшихся я избавил город.

Я окликнул шагавшего по улице прохожего.

-Когда ваш ежегодный праздник?

Девушка испуганно отшатнулась от меня и побежала. Я сконцентрировался и постарался принять максимально безобидный человекообразный вид. Следующий уже не испугался.
-Какой праздник?
-Озеро просыпается каждый год, мне так говорили.

На этот раз он даже понял.
-А, послезавтра. Вы лучше не выходите на улицу вечером…

Я улыбнулся.
-Не буду, мне просто надо было знать. Большое спасибо. Я сейчас где-то в центре?

Прохожий был на редкость дружелюбен. По-видимому, парень возвращался с крайне удачного свидания. Или задумал нечто гениальное. Мне хотелось верить в то, что в его приподнятом настроении есть доля моей работы. Так и было, спорить можно лишь о размере этого бесценного вклада. Город стал чуть более здоровым и светлым. Это как потравить паразитов. И так же как паразиты – человеческое отчаянье имеет привычку через некоторое время снова возвращаться.


Рецензии